КомиОнлайн

Обзоры

Среда, 16 декабря 2015, 12:08

Принцип нуждаемости: что это такое и как он отразится на льготниках в Коми

Экономия республиканского бюджета может составить сотни миллионов рублей.

Что такое принцип адресности и нуждаемости

Точного определения ни в российском, ни в республиканском законодательстве нет. Под критериями нуждаемости можно понимать и уровень денежных доходов человека, и его здоровье, и сиротство, и определенный возраст, и статус.

В большинстве стран, где внедряется принцип адресности и нуждаемости, под ним подразумевается определенный уровень доходов. Если у человека доход ниже установленного размера, то он считается нуждающимся в государственной помощи и получает ее, а если выше – то нет.

Сегодня система мер социальной поддержки в России делится на два направления:

- меры, предоставляемые по категориальному принципу (их получают федеральные льготники: инвалиды и участники ВОВ, ветераны боевых действий, пострадавшие от радиационных аварий, инвалиды; региональные льготники: ветераны труда, труженики тыла, граждане пожилого возраста, семьи с детьми, малоимущие граждане, дети-сироты);

- меры, предоставляемые по принципу нуждаемости (их получают семьи с доходами ниже прожиточного минимума, граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).

Когда будет внедрен принцип нуждаемости

Было поручение президента о переводе социальных выплат с 2016 года на принцип нуждаемости, однако этот вызвало много споров и проблем. На федеральном уровне вопрос до сих пор не решен, тем более неизвестно, когда будет приняты нормативные документы, четко регламентирующие все процедуры и взаимоотношения.

Тем не менее этот принцип все же постепенно внедряется, причем с 2014 года. В некоторых регионах страны уже действуют собственные законы, которые ввели принцип нуждаемости при предоставлении некоторых мер соцподдержки (и Коми – в их числе), в других субъектах законопроекты только разрабатываются.

Зачем государство хочет перейти на новый принцип предоставления мер соцподдержки

Основная причина – перераспределение бюджетных средств в пользу тех, кто действительно нуждается в помощи и поддержке. В первую очередь это семьи с детьми.

Чиновники часто приводят примеры, что некоторые категории граждан получают льготы как из федерального бюджета, так и регионального, при этом их доход настолько велик, что фактически они не являются нуждающимися в государственной поддержке. Принцип нуждаемости как раз и отсекает таких получателей. По сути, оказывать помощь хотят тем, кто действительно в ней нуждается, то есть между работающим пенсионером с хорошей зарплатой и пенсией и малоимущей многодетной семьей государство встанет на защиту именно семьи.

Еще одна причина такого подхода – экономия бюджетных средств. По словам председателя правительства Коми Владимира Тукмакова, «говоря об оптимизации расходов бюджетных средств, внедрение принципа нуждаемости – это именно тот резерв, который нельзя сбрасывать со счетов, но подходить к этому надо предельно осторожно и тщательно».

Скольких человек затронет изменение системы

Точно сказать невозможно. Во-первых, законопроекты пока разрабатываются – какие критерии будут введены и в отношении каких категорий граждан, неизвестно. Плюс существуют законодательные ограничения.

В Коми сегодня по категориальному принципу получает меры социальной поддержки каждый четвертый житель республики, на них тратится основной объем бюджетных средств, предусмотренных для отрасли соцзащиты. «Переход от категориального к принципу нуждаемости может затронуть большой круг получателей мер соцподдержки и привести к социальной напряженности», - считает министр труда и социальной защиты республики Илья Семяшкин.

Почему это может привести к социальной напряженности

Согласно федеральному закону №371, субъекты России могут с 1 января 2014 года устанавливать критерии нуждаемости при решении вопроса социальной поддержки отдельных категорий граждан, однако законодательством вопрос о применении критериев четко не отрегулирован.

Статьей 153-й федерального закона №122 предусмотрено сохранение прав лиц на льготы и гарантии, возникшие до принятия закона о монетизации льгот, то есть до 1 января 2005 года. В республике основной объем мер соцподдержки для льготников как раз был установлен до принятия закона о монетизации, поэтому применение принципа нуждаемости может привести к судебному обжалованию нормативных актов.

В то же время есть разъяснение Минтруда России, в котором говорится, что регионы могут устанавливать различные критерии нуждаемости для вновь вводимых мер соцподдержки.

Какие критерии используются в Коми

По словам И.Семяшкина, все меры соцподдержки, введенные в Коми после 1 января 2005 года, предоставляются:

- с учетом того или иного критерия нуждаемости;

- в зависимости от доходов (например, региональная социальная доплата к пенсии, материальная помощь на приобретения одежды и обуви школьникам);

- гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (выплата одиноким трудоспособным родителям по уходу за детьми-инвалидами, возмещение инвалидов, страдающим заболеваниями почек, расходов на проезд к месту диализа);

- либо направлена на повышение рождаемости в республике (детские пособия на третьих детей и региональный семейный капитал).

Что уже принято в Коми

При разработке предложений республиканское министерство труда и социальной защиты учитывало требования федерального закона №122, то есть не стало отменять ранее предоставленные гарантии или существенно их снижать. В итоге за 2014-2015 годы ведомство подготовило шесть предложений по внедрению критериев нуждаемости при предоставлении мер соцподдежки: два предложения уже утверждены, три согласованы с заинтересованными ведомствами и прокуратурой, но возвращены в министерство, одно будет рассмотрено на заседании Госсовета 17 декабря.

Что поддержано

С 1 июля 2015 года изменена форма предоставления мер соцподдержки лицам, не являющихся инвалидами. По новому порядку гражданам выплачивается компенсация фактических расходов на приобретение средств реабилитации, но не более установленного предельного размера.

С 1 января 2016 года будут внедрены единые условия предоставления ежемесячного пособия на ребенка как на детей, рожденных до 1 января 2005 года, так и после.

Что рассматривается

Предложение по изменению форм предоставления мер соцподдержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Предлагается установить фиксированную сумму компенсации, введя критерий нуждаемости для ряда федеральных льготников. При этом сумма в муниципалитетах будет отличаться, так как собираются учитывать северный и районный коэффициенты.

Над чем работают

Во-первых, рассматривают возможность ограничить предоставление проезда по социальным проездным билетам для ветеранов труда до достижения ими возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Во-вторых, хотят ввести требование о наличии стажа трудовой деятельности при присвоении звания «Ветеран труда Республики Коми». Для его получения надо будет проработать в регионе не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Такой же критерий будут применять при награждении государственными наградами Республики Коми.

В-третьих, думают исключить оказание государственной социальной помощи в виде пособия на оплату проезда в общественном транспорта гражданам пожилого возраста (мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет).

Сколько будет сэкономлено бюджетных средств

По каждому из шести предложений министерство труда и социальной защиты Коми просчитало эффект, но общую сумму экономии министр назвать не смог, уточнив, что размер варьируется от 5 миллионов до 200 миллионов рублей в год. При этом экономия в большинстве случаев достигается за счет упрощения администрирования, оптимизации расходов и сокращении числа работников соцорганов. Например, за счет введения фиксированной суммы на оплату ЖКУ бюджет будет сберегать до 200 миллионов рублей: меньше будет расходов на бухгалтерское сопровождение этих выплат, сократится документооборот с управляющими компаниями, а сотрудники, занятые выплатами, начнут предметно работать с нуждающимися семьями.

Как обстоят дела в других регионах

Каждый регион выбирает свои принципы.

В Кировской области на льготный проезд теперь могут рассчитывать граждане с доходами ниже прожиточного минимума. Прокурор обратился в суд, но суд ему отказал. В Московской сейчас собираются сделать то же самое. В Новгородской, Ярославской, Псковской областях пересматривают меры соцподдержки семей. Псковская область в прошлом году ввела фиксированную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг. Было несколько обращений, но суд не нашел никаких нарушений прав граждан.

Какие будут сложности

Если привязывать получение мер социальной поддержки к величине прожиточного минимума, что гражданам придется каждый месяц подтверждать уровень своих доходов: собирать справки и отправлять их в органы соцзащиты. В итоге чтобы получить, например, социальный проездной, надо будет готовить документы, что серьезно осложнит весь процесс. Именно поэтому в этой части в Коми предлагают привязать получение социального проездного к возрасту неработающего пенсионера.

Фото с сайта pixabay.com

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться:
Если вы заметили смысловую, орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет автоматически отослан редактору.
Реклама
comments powered by HyperComments
Реклама

Видеовзгляд

Поиск работы

Рекрутер
Тинькофф (Сыктывкар)
от 20000 RUR

Менеджер по продажам услуг
Университет СИНЕРГИЯ (Сыктывкар)

Оператор call-центра
БИЗНЕСФОН (Сыктывкар)
от 15000 RUR

Искать вакансии
Реклама
Реклама

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Август 2017
 
Реклама
comments powered by HyperComments