Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 9 марта, 2010, 11:04 3198 0

Без купюр: эссе этнополитолога Юрия Шабаева «Фестивальный» интернационализм и ксенофобия»

«КомиОнлайн» представляет эссе заведующего сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, доктора исторических наук, профессора Юрия Шабаева о современных проблемах в сфере межнациональных отношений и способах их решения, посвященное выходу в свет справочника «Многонациональная Республика Коми», который подготовили ученые Сыктывкарского госуниверситета и ИЯЛИ.

В современном урбанизированном и глобализирующемся мире песни, танцы, праздники различных народов — все это, конечно, впечатляет, но все-таки мы понимаем, что это некий элемент культурного наследия, которое сегодня превратилось в обыкновенное шоу. Почти все нынешние народные праздники — постановочные. Они срежиссированы, отрепетированы, проводятся по заранее написанным сценариям, чего не было в народной традиции.

Более того, я полагаю, что «фестивальный» интернационализм, на который тратят столько усилий и столько денег, мало что дает людям в плане понимания своих культурных соседей и в плане осознания того, в какой культурной среде они живут. А те, кто активно эксплуатирует этнические чувства людей, часто вводят обывателей в заблуждение рассказами об уникальности культуры того или иного народа, о непохожести людей одной национальности на людей других национальностей.

Я вообще полагаю, что заявления типа «культура нашего народа уникальна» есть прямой путь к культурному расизму. Тысячи лет народы взаимодействуют друг с другом и обогащают друг друга, и в мире давно уже не осталось неких «чистых» или «уникальных» культур. Каждая культура есть сплав культурных достижений разных народов. К примеру, русские заимствовали жанр частушки и гармошку у татар, матрешку — у японцев, самовар — у персов, а нашу водку (также как и цифры) изобрели арабы. Коми-ижемцы в свою очередь переняли весь оленеводческий комплекс у ненцев (одежду, способы ведения хозяйства, транспорт, переносное жилище и фольклор), а японская культура многие века была неким подражанием китайской.

Сегодня просто необходимо доказывать людям, что граждане России есть не простая совокупность национальностей, а нечто большее. Важна объективная необходимость укрепления гражданской солидарности, воспитания толерантности у россиян. Все мы в последние годы регулярно слышим о нападениях и убийствах лиц, принадлежащих к этническим расовым или религиозным меньшинствам, совершающимся в разных городах и областях страны. Информация с сайта Московского бюро по правам человека, которая касается проявления ксенофобии в стране, вообще напоминает сводки с фронтов. Наш регион тоже в этом отношении не безгрешен и в эти «сводки» попадал неоднократно. Если же говорить об опросах, проводившихся ВЦИОМ, то они свидетельствуют, что ксенофобия, т.е. неприятие лиц другой национальности, религии или расы, широко распространена в российском обществе. Наши опросы показывают, что и в Коми уровень ксенофобии очень высок. Некоторые официальные лица, правда, очень не хотят замечать такие явления и твердят о том, что в республике царит межнациональный мир и согласие. В Карелии до Кондопоги власти тоже любили говорить о межнациональном мире и согласии в республике и проморгали реальные проблемы, имеющие место в межэтнических взаимоотношениях.

В важные и трагичные периоды отечественной истории народы нашей страны всегда были едины и готовы для общей родины пожертвовать жизнью. Так в войске Дмитрия Донского на Куликовом поле в рядах его воинов было немало эрзян (мордвы), в Смутное время начала XVII столетия народное движение против польских оккупантов возглавили русский князь Пожарский и нижегородский татарин Козьма Минин. В годы Отечественной войны 1812 года башкирские полки прославились своими боевыми подвигами, да и многие герои Великой Отечественной войны являются сынами и дочерьми разных народов страны. К примеру, мало кто знает, что Александр Матросов башкир по национальности. Да и в созидании Российского государства принимали участие разные народы, и Россия никогда не была тюрьмой народов. Так, широко известен тот факт, что Сибирь совместно осваивали и покоряли русские и коми и не случайно многие деревни в Сибири до сих пор носят название Зыряновка, Зырянка. Иными словами, единство россиян складывалось веками и это есть наше общее завоевание, общая ценность, которую надо укреплять. И поэтому, когда некоторые местные чиновники, ответственные за национальную политику, призывали народы «разойтись по разным квартирам», я лично был принципиально не согласен, поскольку для меня, как и для многих россиян разных национальностей, Россия – наш общий дом. Кстати с последним утверждением согласны большинство жителей республики, что показали данные наших недавних исследований.

У нас в республике из каждой тысячи семей 399 – это семьи, где супруги являются представителями разных народов.

Пропаганда культурного многообразия и одновременно гражданского единства россиян не может быть некой разовой акций и не может, естественно, сводиться только к «кулинарному» интернационализму. Эта работа должна быть системной и широкой. Угрозы межнациональному миру и согласию в республике существуют и они реальны. Некоторые радикалы даже вывешивают в городских парках чучела, символизирующие нежелательных «инородцев», нередко в наших городах появляются листовки с призывами, направленными против лиц, принадлежащих к тем или другим народам и религиозным общностям, различные провокационные надписи на заборах и стенах домов.

Я думаю, что одним из важнейших направлений названной работы должно стать воспитание толерантности у молодежи. Во всех развитых странах в школах уже введены уроки толерантности. К примеру, в Голландии, на таких уроках китайский ребенок рассказывает своим одноклассникам о китайских традициях на примере своей семьи, чернокожий мальчик, родители которого приехали из Нигерии, повествует о народе ибо, к которому принадлежат его родители.

У нас очень увлеклись этнопедагогикой, рассказывая детям как хороши и замечательны традиции отдельного народа, забывая о том, что в соседней квартире живут представители другого народа, о котором тоже надо говорить, чтобы ребенок с детства воспринимал и принимал поликультурную среду. Кстати замечательный пример подобного урока толерантности показал президент РФ Дмитрий Медведев, который 1 сентября прошлого года фактически провел такой урок на общенациональных телеканалах.

Мы готовили наш справочник, ориентируясь не только на чиновников, студентов, но и на школу. Однако, тираж справочника всего 200 экземпляров. А он нужен в каждой школе и в каждой библиотеке, на мой взгляд. При этом для школы нужно бы сделать отдельное издание, отличающееся удобным форматом и крупным шрифтом, в котором было бы много ярких фотографий, рисунков. На это нельзя жалеть денег. Как на пример для подражания мне хочется сослаться на Оренбургскую область, которая является своеобразным «культурным перекрестком». Здесь создана специальная национальная деревня с подворьями всех основных народов, населяющих регион, где проводятся различные культурные мероприятия. Здесь издается, пожалуй, самый удачный региональный журнал, посвященный анализу этнокультурных процессов в нашей стране и в мире – «Этнопанорама». Здесь публикуется масса литературы, призванной знакомить читателя с культурным многообразием области. Впрочем, и руководят этой работой профессиональные этнологи и этнополитологи. У нас же даже в совете по национальной политике при главе республики нет ни одного этнолога или просто серьезного политолога.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама