Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 18 мая, 2010, 09:30 9466 1

Без купюр: эссе Василия Прокашева о роли Общественной палаты Коми

«КомиОнлайн» представляет эссе члена совета Общественной палаты Коми Василия Прокашева о роли этой структуры.

«Общественная палата призвана обеспечить согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми для решения наиболее важных для населения Республики Коми вопросов экономического и социального развития Республики Коми и развития демократических принципов организации гражданского общества…»

Преамбула статьи 2 закона №63-РЗ «Об общественной палате Республики Коми»

 

Общественная палата Коми существует уже три года, но до сих пор вопросы о ее месте в общественно-политической жизни республики, о задачах, которые должна решать палата, являются предметом дискуссий. И если роль НКО в целом понятна, то какова роль Общественной палаты - здесь однозначного понимания нет. Поэтому хочу выразить свою позицию по этому важному, по сути концептуальному вопросу.

Простой и сложный вопрос – что за структура Общественная палата Республики Коми, чем она должна заниматься, каковы ее задачи и функции?

Когда создается общественное объединение или просто общество по интересам для всех изначально ясно, какие цели и задачи их объединяют, как будут эти задачи совместно решаться. Эти цели и задачи формулируются в учредительных документах, других внутренних нормативных документах или просто в устных договоренностях, потому что закон об общественных объединениях, некоммерческих организациях устанавливает только общие рамки для деятельности этих организаций. Например: задачи общественной организации инвалидов – медицинская, трудовая, психологическая реабилитация инвалидов и так далее. Все это записано в их уставе, они помогают конкретным людям определенной социальной группы в решении их конкретных проблем. И если они решают добросовестно и эффективно задачи, которые они сами же себе поставили и записали в своих же нормативных документах, тогда они пользуются авторитетом и уважением, да и просто имеют право на существование.

Документ, регламентирующий деятельность Общественной палаты Коми, - не устав, и не сумма уставов общественных объединений, представители которых составляют палату, а закон, закон Республики Коми об Общественной палате.

Я часто бываю крайне недоволен качеством законодательных актов, рождаемых нашим Госсоветом, в том числе и к этому закону у меня есть вопросы, но хочу сказать, что вторая статья этого закона исключительно точно, емко и лаконично определяет задачи палаты. И я бы, наверное, из уважения к этому творению каждый раз, проходя мимо здания Госсовета, снимал бы шапку, если бы не знал, что эта статья почти дословно повторяет вторую статью федерального закона об Общественной палате России. Единственное отличие - в конце шестого пункта у нас добавлена фраза о методической и иной помощи гражданам и, наоборот, исключен седьмой пункт федеральной статьи, в котором говорится о контроле за свободой СМИ, свободой слова, хотя, я думаю, всем понятно, что без этой статьи реализация всех остальных проблематична.

И вот, все это время деятельность палаты пытаются загнать только в эти три слова последнего пункта – «иная поддержка граждан». Справедливости ради нужно сказать, что Общественная палата именно этот пункт выполняет добросовестно: ни одно обращение граждан не остается без внимания.

А что же с остальными пятью с половиной пунктами. Где они? А как раз из этих пяти пунктов следует, что Общественная палата - это не расширенное, или некое универсальное для всех социальных групп общественное объединение и не координационный совет общественных объединений, это иная структура с иными задачами имеющая иное предназначение, обозначенное в преамбуле второй статьи закона.

И тут другая часть вопроса, что же это такое палата? Ее не причислишь к некоммерческому сектору, так как все знают - это созданная властью официальная структура, исполнительная дирекция которой финансируется из бюджета, в чем часто палату упрекают, хотя члены палаты работают на общественных началах. В то же время она не входит в систему органов государственной власти, она не является частью партийно-политической системы. И на самом деле она не имеет сегодня однозначно и четко понимаемого всеми места в структуре нашего общества. Это вообще новая тема для целых исследований - и социологических, и политологических, и юридических. Уже сейчас студенты юрфака пишут по российской палате курсовые и дипломные работы. Я думаю, было бы полезно провести по этому поводу отдельное общественное обсуждение и у нас.

Ну а по функциям, что это? Это проводник общественных интересов к власти и обратно, некий коммуникатор? Или это, как выразился один член Общественной платы, буфер между властью и народом. Я лично категорически против такого буфера. А палата де факто станет этим самым буфером, если уйдет в своей деятельности целиком в шестой пункт второй статьи. Все-таки главная задача Общественной палаты - обеспечение реального участия общественности в формировании и реализации социальной, экономической политики, демократических принципов гражданского общества. Это сложнейшая и важнейшая задача, решив которую даже частично мы сделаем реальный шаг к гражданскому обществу. А загонять деятельность палаты в примитивные рамки общественной приемной при органах власти, значит, выхолостить смысл этой организации, лишить общественность реального влияния на социально-экономические процессы в республике. Общественная палата - это инструмент, да, созданный по инициативе власти инструмент, посредством которого это действенное участие общественности и должно реализовываться.

И нужно сказать, что в вопросах работы с общественностью, с НКО Общественная палата работает активно и открыто. Все вопросы, предложенные общественными объединениями и гражданами, выносились на обсуждение независимо от того, удобны они палате или неудобны. Обсуждалось много острых вопросов, по которым в последствии слышалась критика как со стороны власти, так и со стороны НКО, но забота о внешнем приличии или, наоборот, популизме не была никогда препятствием или основанием для выбора обсуждаемых проблем и направлений деятельности. И все решения, даже самые нелицеприятные, а они, как правило, нелицеприятные, потому что обсуждались больше проблемы, а не достижения, были доведены до органов власти. Власть же, создавшая этот инструмент, сама этим инструментом до сегодняшнего дня практически не пользовалась.

Но в то же время, по моему мнению, палата не может быть просто инструментом, вернее, слепым инструментом, как в руках общественности, так и власть не должна манипулировать палатой. Палата должна играть роль активатора и инициатора общественной деятельности, некого общественного ориентира, компаса для НКО. В этой связи я вижу одной из самых непростых и ответственных задач палаты – верное и точное выявление общественно-значимых приоритетов. Это большая ответственность и, чтобы не ошибиться, нужны серьезные исследования, мониторинг всех сфер общественной жизни. Кроме того, чтобы работа палаты была продуктивной, мы обязаны представлять уже готовые к применению, выверенные предложения для их использования властью. И тут без экспертного сообщества, конечно, не обойтись. Нужно сказать, что и в этом направлении сделаны серьезные шаги. Я могу ответственно сказать, что почти все предложения, касающиеся экономической политики, оказались верными и своевременными благодаря привлечению широкого круга экспертов и из числа работников фундаментальной науки, вузовской науки, и из числа практиков. Другое дело, что наша власть не часто принимала их во внимание, либо начинала реализовывать предложения, когда эти вопросы начинали решаться на федеральном уровне, но уже с большим опозданием. И это проблема. Власть часто просто не слышит общественность, слишком самоуверенна, как тот глухарь на току, который, когда поет сам, ни кого вокруг себя не замечает.

Но главная проблема, которую я вижу, которая действительно требует упорной работы Общественной палаты, не острота слуха власти - слух появится, если мы кардинально повысим общественную активность граждан, социальную активность общественных объединений. Когда общественные объединения или граждане заявляют, что Общественная палата не решает те или иные проблемы, этот упрек не Общественной палате, а себе, своей организации. Потому что, зная об этой общественно-значимой проблеме, молча ждут ее решения кем-то со стороны вместо того, чтобы, используя площадку Общественной палаты, которая всегда к услугам активистов, попытаться ее совместно решить. Другое дело, если на ту или иную общественную инициативу кто-то из членов палаты или вся палата хором скажет: «Да иди ты со своими проблемами, у нас тут свой план тусовочных мероприятий, согласованный на высшем уровне», вот тогда Общественной палаты нет. Но такие случаи мне не известны. Поэтому я бы предложил всем общественным объединениям, активным гражданам нагружать Общественную палату не упреками, а работой по всем направлениям и по полной программе. И это будет правильно и продуктивно, и я хочу сказать, что именно так работает «Опора России», ветеранские организации, еще ряд организаций и отдельных активных граждан. А палате нужно активизировать работу с НКО, общественностью.

С другой стороны, я не постесняюсь сказать этого, для исполнения своих функций палате необходимы более тесные, более прагматичные и деловые отношения с органами государственной власти всех уровней. Тема конфронтации и оппозиционности некоммерческого сектора с властью тоже тема для обсуждения. Но все-таки основная цель существования некоммерческого сектора, Общественной палаты - это согласование всех направлений деятельности власти с общественностью, что предполагает совместные решения. Органы власти должны наконец понять, что только при такой организации любые - и социальные, и экономические - проекты и программы, реализуемые на территории Коми, не станут жертвой контрполитик, а будут успешно реализованы. При этом власть, должна понимать, что общественность не просто выражает свое мнение, при этом она и берет часть ответственности за принятые решения на себя. На сегодняшний день вот эти продуктивные взаимоотношения пока практически отсутствуют и их нужно налаживать.

Сегодня есть два берега - власть и общественность, между ними сегодня если не пропасть, то глубокий ров, и Общественная палата должна стать мостом между этими живущими автономно по своим собственным правилам берегами.

И в этом я вижу важнейшую задачу Общественной палаты.

С этим пониманием роли платы, я думаю, не все согласятся. И поэтому хотелось бы услышать иные мнения по этому вопросу. Но хочется получить аргументированные мнения, а не крикливые лозунги отдельных маргинальных личностей, которые вкладываются им в горло другими деятелями, пытающимися «рулить» некоммерческим сектором республики.

В заключении хочу провести одну параллель. В Советской Армии в свое время были такие образования, как суды чести офицеров (суд чести младших офицеров, суд чести старших офицеров), которые пришли еще из царской армии. Это были формализованные структуры, которым законодательно были переданы некоторые функции и полномочия, ну а по смыслу это были офицерские собрания. Так вот, при жестком единоначалии, жесточайшем диктате партийных органов в армии, все-таки в большинстве воинских частей эти формализованные, созданные государственными органами военного управления структуры практически все вопросы решали по чести и по совести. На то время это были, пожалуй, единственные в Советском Союзе образования, которые могли реально противостоять партийной инквизиции, в отличие от профсоюзов и других формализованных организаций. Поэтому не все созданное и регламентируемое государством априори плохо, продажно и неэффективно.

Общественная палата - мощный инструмент влияния населения на власть, инструмент, посредством которого власть может активно привлекать население к эффективному решению важнейших задач, стоящих перед республикой, но результат деятельности палаты во многом зависит от умения пользования этим инструментом и, главное, желания работать с ним, и власти и общественности.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама