Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Среда, 4 декабря, 2013, 09:36 12950 5

Без купюр: эссе Михаила Дулина «Порог культуры»

Не секрет, что в нашей стране на улицах можно найти все, что угодно - начиная с обычных потерянных по рассеянности мелких личных вещей и заканчивая драгоценными металлами. Когда читаешь в городской прессе сообщения о находке какого-нибудь произведения искусства на помойке, то воспринимаешь этот факт все же как фантастическое событие, которое конкретно в твоей жизни вряд ли когда-нибудь может произойти. Тем не менее, в душе теплится искорка надежды на чудо… а вдруг?

Со мной это «вдруг» произошло пару недель назад. Выносил утром мусор и у близлежащих баков в снегу обнаружил огромные многокилограммовые залежи художественных принадлежностей - бумаги, картона, а среди них картины, написанные маслом, и чудесные акварельные рисунки. Академическое образование и склонность ценить все прекрасное дали однозначный ответ на всплывший в сознании вопрос «что делать?» — спасать. И вовремя, поскольку через несколько минут подъехал грузовичок с «командой зачистки», и все, что не удалось вынести, было прямиком отправлено на городскую свалку.

После небольшого расследования удалось выяснить, что автор спасенных полотен - живописец, график и педагог Виктор Залитко (1939-2012). Член Союза художников РСФСР, заслуженный работник Коми, лауреат множества премий. С 1975 по 2011 год он работал в Республиканском колледже искусств преподавателем и заведующим художественным отделением.

Удивление, переходящее в шок! Почему работы этого художника оказались на помойке, а не в расположенной рядом школе №35, где уже несколько лет собирают макулатуру, а картины и картон могли бы пригодиться в учебном процессе? Чем руководствовался человек, совершая такой бездумный и по-настоящему вандальский поступок?

Но ужасно то, что это не единичный случай. Мой знакомый рассказал, что также несколько лет назад поступили и с другой известной художницей, творческое наследие которой после ее смерти просто выбросили. Он утверждает, что и раньше находил вынесенные под покровом ночи работы из мастерской автора, фанерные основы для работ, рулоны бумаги для рисования.

В свете приведенных фактов призывы молодых экологов к раздельному сбору мусора и бережному отношению к окружающей среде кажутся еще более утопичными. Филипп Преображенский был на сто процентов прав, говоря: «… разруха не в клозетах, а в головах». Но разруха в головах, как оказалось впоследствии, – лишь часть глобальной общероссийской проблемы. Вторая неразрывно связанная с ней, но намного более опасная ипостась – это временщическая амбициозность.

Культуру обывателя можно повысить сравнительно быстро, если задаться желанием и сделать соответствующие капиталовложения, а вот изменить мировоззрение присосавшегося к рулю власти чиновника, действующего строго по букве закона и не заботящегося о национальном благе, намного труднее.

Но ближе к делу. На днях я решил отнести в Национальную галерею республики одно из найденных полотен – портрет девушки, выполненный на куске картона размером примерно 120 на 40 антиметров. Заранее поинтересовался у знакомой, которая там работает, о такой возможности и получил положительный ответ.

К моему огромному удивлению уже на уровне вахты галереи появились первые симптомы «болезни». Вместо слов приветствия охранник-вахтер, видя у меня в руках картину, начал задавать какие-то нелепые вопросы: «Зачем вы пришли? Что вам надо? Что вы принесли?». В общении с сотрудниками музея наивно надеешься встретить понимание и живой интерес, в первую очередь к искусству…

Давно подметил, что вахтеры далекие от жизни организации, в которой работают, приносят ей больше вреда, чем пользы, охраняя ее имущество. И даже больше. Они причиняют зачастую огромный непоправимый вред, поскольку вахта – это лицо организации, по которому создается в умах посетителей общее впечатление и эмоциональный образ учреждения. Хотя следует отдать должное: вахтер быстро отреагировал, позвав девушку, с которой была договоренность, и мы направились в ее рабочий кабинет.

Но не успели мы сделать и пары шагов, как началось самое интересное и необъяснимое. Вдруг откуда ни возьмись на нас налетела с криками какая-то женщина, как потом выяснилось, это был главный хранитель музейных предметов Ольга Панкрушева. Она категорично заявила, что запрещает вносить передающуюся в дар галерее культурную ценность - картину, мотивируя это тем, что заранее не были оформлены необходимые для этого разрешения и заявления. Каких-либо внятных объяснений и путей выхода из создавшегося положения она не предлагала, недвусмысленно указывая на дверь и давая понять своим видом, что музею ничего ни от кого не надо. Бюрократия на грани маразма!

Представляете, чтобы что-то, каким бы оно ценным ни было, отдать музею, оказывается, нужно заполнить целый ворох бумаг и потратить уйму времени на бессмысленные согласования. Просто так по своему хотению передачу вы сделать не можете - только по предварительной договоренности и записи. Страшно подумать, если даже главный хранитель Национальной галереи не радеет за свое дело, то о каком вообще бережном отношении к богатствам республики и страны в целом можно говорить? Быть может, цинизм и халатность, граничащая с вредительством, на руководящем уровне причина многих наших экологических бед?

К чести рядовых сотрудников музея - они проявили настоящую храбрость и самоотверженность. Девушки, несмотря на строгий запрет, все же пронесли картину, и теперь она попадет в добрые заботливые руки мастеров и искусствоведов. Судьба этого полотна завершилась счастливым финалом, но сколько еще осталось бездомных культурных ценностей в нашей стране, требующих помощи, и сколько еще таких хранителей, преграждающих им путь к спасению?

В качестве иллюстрации использованы найденные автором эссе картины

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама