КомиОнлайн

Эссе

Среда, 04 декабря 2013, 09:36

Без купюр: эссе Михаила Дулина «Порог культуры»

Не секрет, что в нашей стране на улицах можно найти все, что угодно - начиная с обычных потерянных по рассеянности мелких личных вещей и заканчивая драгоценными металлами. Когда читаешь в городской прессе сообщения о находке какого-нибудь произведения искусства на помойке, то воспринимаешь этот факт все же как фантастическое событие, которое конкретно в твоей жизни вряд ли когда-нибудь может произойти. Тем не менее, в душе теплится искорка надежды на чудо… а вдруг?

Со мной это «вдруг» произошло пару недель назад. Выносил утром мусор и у близлежащих баков в снегу обнаружил огромные многокилограммовые залежи художественных принадлежностей - бумаги, картона, а среди них картины, написанные маслом, и чудесные акварельные рисунки. Академическое образование и склонность ценить все прекрасное дали однозначный ответ на всплывший в сознании вопрос «что делать?» — спасать. И вовремя, поскольку через несколько минут подъехал грузовичок с «командой зачистки», и все, что не удалось вынести, было прямиком отправлено на городскую свалку.

картина

После небольшого расследования удалось выяснить, что автор спасенных полотен - живописец, график и педагог Виктор Залитко (1939-2012). Член Союза художников РСФСР, заслуженный работник Коми, лауреат множества премий. С 1975 по 2011 год он работал в Республиканском колледже искусств преподавателем и заведующим художественным отделением.

Удивление, переходящее в шок! Почему работы этого художника оказались на помойке, а не в расположенной рядом школе №35, где уже несколько лет собирают макулатуру, а картины и картон могли бы пригодиться в учебном процессе? Чем руководствовался человек, совершая такой бездумный и по-настоящему вандальский поступок?

Но ужасно то, что это не единичный случай. Мой знакомый рассказал, что также несколько лет назад поступили и с другой известной художницей, творческое наследие которой после ее смерти просто выбросили. Он утверждает, что и раньше находил вынесенные под покровом ночи работы из мастерской автора, фанерные основы для работ, рулоны бумаги для рисования.

В свете приведенных фактов призывы молодых экологов к раздельному сбору мусора и бережному отношению к окружающей среде кажутся еще более утопичными. Филипп Преображенский был на сто процентов прав, говоря: «… разруха не в клозетах, а в головах». Но разруха в головах, как оказалось впоследствии, – лишь часть глобальной общероссийской проблемы. Вторая неразрывно связанная с ней, но намного более опасная ипостась – это временщическая амбициозность.

Культуру обывателя можно повысить сравнительно быстро, если задаться желанием и сделать соответствующие капиталовложения, а вот изменить мировоззрение присосавшегося к рулю власти чиновника, действующего строго по букве закона и не заботящегося о национальном благе, намного труднее.

Но ближе к делу. На днях я решил отнести в Национальную галерею республики одно из найденных полотен – портрет девушки, выполненный на куске картона размером примерно 120 на 40 антиметров. Заранее поинтересовался у знакомой, которая там работает, о такой возможности и получил положительный ответ.

К моему огромному удивлению уже на уровне вахты галереи появились первые симптомы «болезни». Вместо слов приветствия охранник-вахтер, видя у меня в руках картину, начал задавать какие-то нелепые вопросы: «Зачем вы пришли? Что вам надо? Что вы принесли?». В общении с сотрудниками музея наивно надеешься встретить понимание и живой интерес, в первую очередь к искусству…

Давно подметил, что вахтеры далекие от жизни организации, в которой работают, приносят ей больше вреда, чем пользы, охраняя ее имущество. И даже больше. Они причиняют зачастую огромный непоправимый вред, поскольку вахта – это лицо организации, по которому создается в умах посетителей общее впечатление и эмоциональный образ учреждения. Хотя следует отдать должное: вахтер быстро отреагировал, позвав девушку, с которой была договоренность, и мы направились в ее рабочий кабинет.

Но не успели мы сделать и пары шагов, как началось самое интересное и необъяснимое. Вдруг откуда ни возьмись на нас налетела с криками какая-то женщина, как потом выяснилось, это был главный хранитель музейных предметов Ольга Панкрушева. Она категорично заявила, что запрещает вносить передающуюся в дар галерее культурную ценность - картину, мотивируя это тем, что заранее не были оформлены необходимые для этого разрешения и заявления. Каких-либо внятных объяснений и путей выхода из создавшегося положения она не предлагала, недвусмысленно указывая на дверь и давая понять своим видом, что музею ничего ни от кого не надо. Бюрократия на грани маразма!

Представляете, чтобы что-то, каким бы оно ценным ни было, отдать музею, оказывается, нужно заполнить целый ворох бумаг и потратить уйму времени на бессмысленные согласования. Просто так по своему хотению передачу вы сделать не можете - только по предварительной договоренности и записи. Страшно подумать, если даже главный хранитель Национальной галереи не радеет за свое дело, то о каком вообще бережном отношении к богатствам республики и страны в целом можно говорить? Быть может, цинизм и халатность, граничащая с вредительством, на руководящем уровне причина многих наших экологических бед?

К чести рядовых сотрудников музея - они проявили настоящую храбрость и самоотверженность. Девушки, несмотря на строгий запрет, все же пронесли картину, и теперь она попадет в добрые заботливые руки мастеров и искусствоведов. Судьба этого полотна завершилась счастливым финалом, но сколько еще осталось бездомных культурных ценностей в нашей стране, требующих помощи, и сколько еще таких хранителей, преграждающих им путь к спасению?

В качестве иллюстрации использованы найденные автором эссе картины

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться:
Если вы заметили смысловую, орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет автоматически отослан редактору.
Реклама

Комментарии

175th_Scientist
04.12.2013 - 09:44
+1
Поставить плюс!
-35
-1
Поставить минус!

4 и 5 фото не грузятся

Наша раша
04.12.2013 - 09:47
+1
Поставить плюс!
-45
-1
Поставить минус!

Дулин!?

175th_Scientist
04.12.2013 - 09:49
+1
Поставить плюс!
-33
-1
Поставить минус!

поправка: 3 и 4 фото не видно

СВБ /да это я/
23.02.2016 - 15:25
+1
Поставить плюс!
-1
-1
Поставить минус!

а зачем в галерею тащить? ))) у них все подвалы завалены ...туда кто-то ходит, кроме школьников? Даже Эрмитаж разглядывают в Твиттерах. в электронном формате.
Это не разруха. Это тотальная смена коммуникаций. Теперь и в Сыктывкаре

1) оцифровать , выложить на сайт => оформить авторское право =>платный доступ, продавать репродукции -50% себе 50% наследникам
2) вызвать ЛайфНьюз => репортаж на всю страну => 10% себе
3) на форум коллекционеров и Авито => 100% себе..

Добавить комментарий

Реклама

Поиск работы

Оператор отдела сервиса
Фортуна (Сыктывкар)
от 18000 RUR

Оператор call-центра
Фортуна (Сыктывкар)
от 18000 RUR


Искать вакансии
Реклама

Календарь

Реклама

Последние комментарии

RobertLeasy:
For instance, I read Acceptance, by Dave Marcus (a book I highly recommend.Your personal essay writing success depends on your knowledge the subject and you passion about it.It writes for students all over the world and its consistency excellent.A collection of direct and virtual water use calcul
25.03.2017 - 02:29
DennisSum:
http://copiration.ru/ - Отзывы о фильме можно узнать на нашем сайте. также прочитать рейтинг
25.03.2017 - 01:36
entonpraver:
http://trueadsadd.ru/trueadsadd/100/2.gifмеждународный бакалавриат этомеждународный бакалавриат это международный бакалавриат это
24.03.2017 - 23:24
UrkrassMon:
Unexplained differences in anovulant regulate or filler compared to medicament condemned antecedently. 3.
24.03.2017 - 23:10
Sanuyemsn:
And set tabu the over-the-counter rascals. Other vernacular distance that general diets commence is with a liquid fast or internal cleansing period.
24.03.2017 - 23:00