КомиОнлайн

Интервью

Четверг, 24 декабря 2015, 10:15

Начало: балерина – о главном оружии, истертых пальцах и иностранной публике

«КомиОнлайн» возобновляет цикл интервью с представителями различных профессий, в которых мы спрашиваем героев обо всем первом, что с ними случилось на работе. Балерина республиканского театра оперы и балета Кристина Муравьева рассказала, почему сомневалась в выборе профессии, и опровергла мнение о том, что все танцовщицы глупые.

Когда ты поняла, что хочешь стать балериной?

На самом деле до школы танцев как такового желания стать балериной у меня не было. Во-первых, в школу меня привели родители. Мне было шесть лет, и я не понимала, надо ли мне это. Кроме того, желание напрочь еще в детстве отбили педагоги, которые говорили, что в нашем театре маленькие зарплаты (на тот момент - тысячи две рублей), а значит, балерина должна быть готова, что ей предстоит танцевать только ради интереса. Я тогда подумала: «Зачем мне такая зарплата? Я же должна стремиться к большему». Еще меня несколько смущал фактор здоровья, я переживала - вдруг травма.

Ближе к окончанию каждого года обучения мы проходили анкетирование, одним из вопросов которого было: «Хотели бы вы стать балериной?» Я задумывалась, но реальность и желание получать нормальную оплату труда возвращали меня на землю, и я всегда писала «нет».

Каким было твое первое впечатление от школы?

Мы пришли в школу на прослушивание с опозданием, примерно 3 сентября. Мама предупредила, что учительница очень строгая. И действительно: вошли в здание и услышали крики педагога. Но меня это не испугало. Как выяснилось, правильно, - она была хоть и строгая, но справедливая. Наша педагог дала нам жесткое воспитание и стала всем второй мамой.

Прослушивание, за ним учеба, занятия, выступления - и так восемь лет. О школе остались только теплые воспоминания, потому что был хороший коллектив. Конкуренции в плохих ее проявлениях не было – преподаватель распределяла роли так, что каждая из девочек думала над своей. До слез и выяснений отношений не доходило.

Расскажи про свой первый и главный урок, который ты получила в балетном классе.

Это происходило каждый день - закалка характера. Если что-то не получается, то не сдаешься, а постоянно повторяешь одно движение, делаешь его, плачешь. Так вырабатывается характер, который проявляется не только в творчестве, но и в жизни.

К тому же то, что весь день был распланирован (из общеобразовательной школы нужно было бежать в школу танцевальную, находить силы после на домашнее задание), все это научило меня по максимуму заполнять свое расписание. Теперь я не могу сидеть без дела.

Помнишь, как тебе впервые захотелось бросить школу?

Вообще, я бросала три раза. Все из-за возникавших трудностей: уставала ложиться поздно, не гулять, когда все одноклассники на улице. Но поочередно то преподаватель, то мама уговаривали вернуться. Только их стараниями я и закончила. И не жалею. Ни капельки. По-хорошему, обучение нужно было продолжать, но я в училище не пошла.

Как же ты осталась в балете?

Еще со школы нас приглашали танцевать в театр, пощупать настоящую сцену, выйти к зрителю, заплатившему за билет. В первый раз нас позвали, когда мне было лет 12. Было страшно – кругом взрослые тети, нужно быстро запоминать движения. Но за пару месяцев мы влились и в ритм, и в коллектив.

Потом главный балетмейстер пригласил нас поработать в театре. Ради удовольствия. И до 16 лет мы ходили туда танцевать бесплатно. Нам это было только за радость: мы привыкли, что если нам дают возможность выступать на сцене, то это уже маленькая победа. Какая зарплата? Да что вы, не надо. А потом нас взяли официально.

ba02.jpg

Какой была твоя первая работа в театре?

Плохо вспоминается. Все перемешалось. Я приблизительно помню, по-моему, это был балет «Жизель». Мы танцевали массовую роль во втором акте. Для нас это была огромная честь и столь же огромная ответственность. Был приглушенный свет, и сложно было держать равновесие, а надо было балансировать на одной ножке. Помню, очень расстроилась, потому что что-то не так сделала - как я могла что-то запороть на одной сцене с профессионалами.

Ты помнишь свой первый сценический костюм?

Лет в шесть-семь мы танцевали танец гномиков – вот мой первый костюм. Но любая маленькая балерина мечтает о балетной пачке. У меня была желтенькая, прямо по мне. Я, когда она у меня только появилась, ее домой принесла и целую фотосессию устроила.

В костюм балерины входят балетные трико (их выдает театр), балетная пачка (трусики, юбочка и лиф сшиты вместе). Важно, чтобы костюм был сшит по тебе, чтобы ничего не отвлекало во время танца. Не менее важно, чтобы были чистыми пуанты. Это непросто, так как одни и те же мы надеваем и на репетиции, и на выступления - чтобы сидели по ножке. Чтобы они хорошо выглядели, либо стираем их в машинке (те, что с пластиковым носиком), либо затираем зубным порошком или мелом (те, что с гипсовым носиком).

Твоя первая примета.

Если волнуюсь перед выступлением, не перед премьерным, если по спине бегают мурашки, как перед экзаменами, то что-то пойдет не так. Поэтому стараюсь успокаивать себя.

Когда ты впервые ощутила конкуренцию?

В театре, но она у нас очень здоровая. Главный балетмейстер приехал из Улан-Удэ и оттуда привез девочек. Теперь каждый старается доказать, на что способен. Интриг никаких нет – ни стекла в пуанты, ни разрезанных костюмов. У нас вообще очень хорошая дисциплина. Никто не позволяет себе выйти посреди репетиции, психануть. Многие приглашенные балетмейстеры отмечали, что у нас очень сдержанный коллектив.

Когда ты впервые столкнулась со стереотипом, что все балерины – глупышки?

Многие люди утверждают, что балеринам не нужны мозги. Я привожу в пример ситуацию: приезжает в Сыктывкар педагог, у него есть неделя, за которую нужно поставить целый балет. То есть целиком всю пьесу нужно выучить за три дня, а потом оттачивать движения и вносить корректировки. Думаю, для того, чтобы работать с такой скоростью, нужно быть достаточно сообразительным человеком. Вот так штурмом мы берем балеты.

К тому же мы разучиваем танец не бездумно. Мы читаем материалы о спектакле, смотрим записи с выступлениями других артистов, размышляем, о чем этот танец, как правильно сделать то или иное движение не только технически, но и как сделать так, чтобы зрителю была ясна каждая эмоция.

Каждая балерина – актриса. Без знания актерского мастерства одними движениями, без слов, не передать образ. Да и просто двигаться неинтересно, а балерина должна заинтересовать зрителя. Даже если у нее самая маленькая роль на втором плане - каждое действующее лицо значимо для составления полной картины.

ba01.jpg

Какой была твоя первая крупная роль?

Если говорить о школьных временах, нам всем старались давать хорошие роли, массовые номера давали редко. Мы хорошо работали над ними, постоянно репетировали. Первая крупная роль – подруги Жизель – для меня была очень ответственная.

Твое первое разочарование?

Помню, что мне не нравилось выходить в опереттах (мы должны танцевать в них на подтанцовке). На репетиции отводилось буквально один-два дня. Не выучил - твои проблемы. Удовольствия, удовлетворения и вдохновения никакого. Так мне не нравилось это, что едва ли не послужило причиной для увольнения.

Какой была твоя первая травма?

Ноги, истертые в кровь, – это нормально для балерины. От этого никуда не деться. Сжав кулачки, продолжаешь танцевать. Главное оружие балерины – ножницы и лейкопластырь. Чтобы минимизировать потери, заранее каждый пальчик отдельно обматывается пластырем. Особенно, если это новые пуанты. К премьере зачастую ноги балерин самые «убитые» - день за днем репетиции. Бывают и травмы посерьезнее. Растянутые связки стоп или в паху, например. Но со мной ничего такого не происходило. Самое распространенное профзаболевание – боль в коленях. Многие девочки, даже ученицы, перебинтовывают коленки эластичным бинтом.

Помнишь свой первый успех?

Личные победы, они происходят постоянно. Когда появляется новое движение, и оно не получается, ты повторяешь его снова и снова, через слезы, через «не хочу», а спустя неделю или месяц понимаешь, что ты уже работаешь над другим движением. И так деталь за деталью, достигаешь новых высот. В этих маленьких победах над собой и заключается личный профессиональный успех.

Какими были твои первые гастроли?

Первые серьезные гастроли были, когда мы на два с половиной месяца поехали в Великобританию. Это было грандиозно. Я поняла, как здорово, что я не бросила балет. В таких поездках мне нравится, что я совмещаю работу и вдохновение от путешествия, нового театра, зрителя, обстановки. Вдохновение – первое, за чем я еду.

ba03.jpg

Перед гастролями мы думали, что все переругаемся и будем благодарить бога, что все закончилось, но в итоге наоборот - коллектив поддерживал, помогал переживать все сложности переездов и выступлений на незнакомой сцене. Условия всякий раз разные: шикарные, когда всего по двое в одной гримерке, или непростые, когда одна комнатка на всех, а мальчиков и девочек разделяет одна перегородка. Сцены маленькие, большие, покатые, не предназначенные для балета. Но профессиональные артисты должны уметь работать в любых условиях.

Кстати, публика за рубежом отличается от нашей. Если наши зрители аплодируют бурно на любой всплеск, то британцы сидят и словно не понимают, что им показывают. Не понятно, то ли нравимся мы им, то ли нет. Но к концу первого акта они заряжаются и, наконец, начинают хлопать. А в конце, если мы заслужили, топают ножками (там не принято кричать «браво»). За рубежом вообще более сдержанный зритель. Цветы дарить тоже не принято.

Беседовала Елена Кабакова

Начало: торговый представитель - о первых слезах на работе и первом большом куше

Начало: танцовщица стриптиза - о первом предложении заняться сексом и первых синяках

Начало: районный фельдшер скорой - о первом нападении и первой взятке

Начало: сыктывкарский участковый - о первом рабочем дне и первом разочаровании

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться:
Если вы заметили смысловую, орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет автоматически отослан редактору.
Реклама
comments powered by HyperComments
Реклама
http://spb-applelab.pro/remont-ipad/zamena-stekla

Поиск работы


Медицинский представитель
Берлин-Хеми/А. Менарини (Сыктывкар)

Менеджер по работе с клиентами
Охлопков Никита Константинович (Сыктывкар)
от 15000 RUR

Искать вакансии
Реклама
Реклама

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Декабрь 2017
 
Реклама
comments powered by HyperComments