Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Воскресенье, 6 ноября, 2016, 16:30 5532 12

Пешком по Усть-Сысольску: театральный Сыктывкар

«КомиОнлайн» публикует расшифровку экскурсии по театральным местам города.

В Сыктывкаре организаторы проекта «Пешком по Усть-Сысольску» 5 ноября провели очередную историческую прогулку по городу. На этот раз историк Михаил Рогачов,  журналист Игорь Бобраков и руководитель театра «Фантастистечская реальность» Лидия Иванова  рассказали о том, какой была театральная жизнь столицы Коми от ее зарождения и до современности.

Михаил Рогачов: Первый театральный спектакль в Усть-Сысольске датируется 1821 годом. Это был любительский спектакль. Его организовала молодая девушка – петербургская дама Александра Осиповна Ишимова, которую сюда вместе с папой загнали в ссылку. Как пишет она сама в своих воспоминаниях, она вместе с зырянскими девушками в доме старика-купца поставила комедию  «Филаткина свадьба». Предположительно, это дом купца Степана Суханова. Это был разовое мероприятие. А регулярно любительские спектакли в Усть-Сысольске ставить начали с 1831 года. И когда любители театралы попросили разрешения у городничего (начальника полиции) ставить спектакли, тот забеспокоился и написал за разрешением губернатору. Тот разрешил, но потребовал представить список пьес. Театралы выписали 21 произведение, которые они обирались ставить. И вот с тех пор они начали ставить спектакли практически без разрыва: любители менялись, но спектакли шли каждый год. Обычно, зимой. По представлению в неделю.

И так все тянулось до начала ХХ века. С приходом советской власти начинается новая театральная история.

Игорь Бобраков: Раз мы собрались около Сыктывкарского госуниверситета, то начну я не в хронологическом порядке, а с театра, который был здесь.

Любительские театры в советские годы были намного интереснее, чем профессиональные. Отчасти это вызвано тем, что цензура была такая же, как в царское время, но непрофессиональные театры были не столь подцензурными (в профессиональных театрах постановки могли отменить уже на стадии подготовки).

Раз в году, в сентябре собирались все режиссеры непрофессиональных театров в одном помещении, каждый рассказывал, что он собирается ставить. За столом президиума сидели чиновники из партийных органов и Минкультуры и режиссеры из Москвы. Москвичи все кивали головой, а чиновники смотрели на них и боялись что-то сказать против. В конце обычно выступал замминистра культуры и говорил о том, что в грядущем году есть знаменательные даты для партии и государства, предлагал поставить что-нибудь на тему, но в случае отказа никаких административных мер не следовало. Зато потом, когда чиновники уходили, и в зале оставались наши режиссеры и режиссеры из Москвы, шел совсем другой разговор - профессиональный. Например, предлагали  ставить более сильные пьесы, или наоборот, не браться за слишком сильные.

Самым ярким и интересным в советское время театром, на мой взгляд, был студенческий театр, появившийся на третий год существования СГУ. На некоторые спектакли невозможно было достать свободный билетик. Это заслуга Александра Васильевича Куранова. Он оканчивал московский институт режиссуры и приехал в Сыктывкар, чтобы поставить здесь дипломную работу. Затем ему предложили работу руководителя театра и преподавателя в училище. Он приехал с морем идей, например, создать межинститутский клуб, чтобы объединить всех творческих студентов, а при нем создать театр. Он был создан, но через время, так как возникали вопросы о том, какое из учреждений будет финансово помогать объединению, было решено сделать театр при СГУ. Он получил название студенческий камерный театр – СКАТ.

Игорь Бобраков: Сейчас мы остановились возле подвала дома на Чернова, 20. Это не просто подвал – он связан сразу с двумя театрами – «Эскиз» и «Фантастическая реальность».

В театральном коллективе всегда находятся люди, которые хотят не только играть, но и ставить. То же самое было в СКАТе. В 1979 году несколько человек (и я в их числе) решили создать свой собственный коллектив. Мы, выпускники университета, назвали свой театр «Эскиз» в знак того, что мы вечно в поиске и готовы экспериментировать. Постепенно он начал набирать популярность, тем более, что СКАТ уже умирал. Чтобы иметь финансирование, нужно было стать народным театром. Для этого нужно было из ведения университета перейти под отдел культуры горисполкома, где народный театр ужен был, но только на бумаге.

Затем встал вопрос о том, где мы будем размещаться. Тогда я подумал, что стоит найти интересный подвал (идея эта не новая, если говорить о Москве). Мы обошли несколько подвалов, и этот подошел: у него отдельный вход, над ним столовая (не будем мешать жильцам), и места после реконструкции должно хватить (но за всю историю «Эскиза» реконструкция так и не началась). Так мы начали работать.

Затем началась перестройка. Мы, как многие, попробовали перейти на хозрасчет, зарабатывать деньги на нужды театра (получалось только на детских спектаклях). Я пригласил недавно вернувшегося из армии экономиста по образованию Леонида Зильберга к нам на вторую ставку в качестве директора, чтобы он помогал нам заработать. Потом мы увлеклись демократическим движением. Но как невозможно любить двух женщин, так невозможно и иметь две страсти в жизни (а театру нужно отдаваться целиком). Одна страсть перевесила и я стал подумывать о смене профессии. Театр «Эскиз» постепенно угас.

Лариса Иванова: Театр «Фантастическая реальность» официально презентовали 5 декабря 1990 года на сцене здания союза профкомов (Бабушкина, 4), а сюда переехали только в 1992 году.

Этот театр был создан при двух организациях-учредителях – городском отделе культуры и центре народного творчества. Объединив их ставки (в общей сложности три) театр возглавил Юрий Васильевич Клепиков. Первая постановка – это сценическая адаптация «Шинели» Гоголя.

Игорь Бобраков: Теперь мы перешли к профессиональным театрам. Этот театр – театр драмы – связан с тремя людьми: Виктором Савиным, Николаем Дъяконовым и Иваном Аврамовым. В 1918 году В.Савин вернулся из Кривого Рога, где оказался в погоне за заработком, в Коми, приехал в Усть-Сысольск, где ему предложили работать в ЧК секретарем. Он согласился, его начали увлекать большевистские идеи. Через время его сделали руководителем ЧК. Но В.Савина эта работа не увлекала – он с юности писал стихи. Причем первые стихи он написал на украинском языке.

Он, как и все идеалисты в 1920-е годы, пропитался верой в то, что большевикам удастся построить самое справедливое общество в мире. И В.Савин понимал, что для достижения этой цели нужно преодолеть темноту народа, сделать его образованным. Он считал, что одно из лучших средств – это театр. Он стал писать пьесы для любительской труппы. При чем пьесы он писал пропагандистского характера. Все это привело к тому, что в 1930 году открылся Коми инструктивно-передвижной показательный театр. Это был первый профтеатр в республике. Здание в стиле конструктивизма, изначально предназначенное для городского дома культуры, построили через два года. При нем и работал театр. Но в конечном итоге даже театру было в нем тесно.

1930-е годы для идеалистов как В.Савин были самыми тяжелыми – период разочарования. Он состоял в партии и продолжал писать стихи и песни. Но через время ему начали постоянно выписывать выговоры, а затем сослали в Сибирь, где он и погиб.

Его дело продолжил выходец из Усть-Вымского района Н.Дъяконов – солдат партии, воспитанный в сталинские времена. Он играл в театре, тоже писал пьесы (в том числе на коми языке), а через время его поставили во главе Коми республиканского драматического театра.

И.Аврамов театр возглавил в конце 1950-х годов. Правда, пьесы он не писал. Лучше всего ему давались пьесы коми авторов на сельскую тематику с непереводимым коми юмором. Они пользовались большой популярностью – население Сыктывкара в основном состояло из людей, которые приехали сюда из деревень. К тому же театр гастролировал по районам.

Город менялся. В 1960-е Сыктывкар стал быстро расти. Пришла другая публика, и ей было неинтересна эта тематика, театр стал терять популярность. Власти начали думать, что делать, и по-чиновничьи решили, что нужно сменить режиссера. На место И.Аврамова пригласили воркутинского режиссера Александра Михайловича Цодикова, который после окончания Щукинского училища был главным режиссером воркутинского театра. А.Цодиков начал ставить современный репертуар, но для труппы он остался чужим, поэтому он через несколько лет уволился (сейчас он главный режиссер тюменского театра).

После этого режиссеры стали постоянно меняться, личности, которая держала и тащила бы театр, так и не нашлось.

Здание в 2003 году закрыли – оно было ветхим, могли пострадать зрители. Обещали реконструкцию, но в итоге здание разрушили, на его месте поставили новое, похожее на предыдущий памятник конструктивизму.

Игорь Бобраков: Здесь (в Дворце пионеров) когда-то находился народный театр «Юность», руководила им очень интересный человек Зинаида Михайловна Головина-Скарская – уроженка Харькова. В 1947 году оказалась в Сыктывкаре, а в 1959-м вышла на пенсию. Так как она потеряла мужа и сына, оставаться одинокой ей не хотелось, она решила открыть здесь драмкружок, который быстро превратился в театральный коллектив. Ставили то, что ставили все, но коллектив в основном состоял из школьников, которые в дальнейшем стали профессиональными актерами. Кроме того, Сыктывкар был хулиганским городом в конце 1950-х, и многие хулиганы пришли в театр (например, Сергей Катунин – будущий мэр Сыктывкара), где изменились.

В 1971 году З.Скарская умерла. Театр остался без режиссера. Какое-то время им руководили участники. Но по-настоящему он не смог подняться до прежних высот. Дворец пионеров не смог содержать коллектив, его передали в горисполком, и в 1984 году две ставки отошли «Эскизу», а затем «Фантастической реальности».

Игорь Бобраков: Это здание (совета профсоюзов) имеет отношение как минимум к пяти театрам. В конце 1950-х и все 1960-е здесь размещался музыкальный театр, до тех пор пока ему не построили свое здание. Здесь играли спектакли непрофессиональные театры – СКАТ, «Эскиз», «Фантастическая реальность». В 1992 году здесь поселился театр фольклора (им руководила была Светлана Горчакова), который теперь называется Национальный музыкально-драматический театр, который так здесь и остался.

Михаил Рогачов: Итак. С 1831 года любители арендовали дом разорившегося купца Еремеева (бывший дом Суханова, который стоял на месте современного центра «Югор»). За небольшие деньги он сдавал залу для театральных представлений. Когда Еремеев в 1850-е умер, дом разобрали. Театралы мыкались по частным домам, пока их не вселили в упраздненную  городскую ратушу (здание  было бесхозным). Спектакли с 1860-х до 1880-х шли в зале заседаний этого здания.

В любительском театре XIX века в Усть-Сысольске состав был непостоянным. Это было 10-20 человек интеллигенции. В основном играли жены чиновников, учительницы (театр был эмансипированным – мужиков было в театр не загнать). Были проблемы с мужскими ролями. Самый популярный автор был Островский. Было около 15 его пьес – современная по тем временам работа. Они ставили Мольера, Шекспира. Преобладали, конечно, водевили.

На 3500-5000 населения Усть-Сысольска было 140 зрительских мест. Посещаемость была достаточно высокая, но все билеты были платные. При этом театр никогда не брал деньги для себя. Деньги уходили на покрытие расходов театра, найм уборщицы и гувернантки (гримера). Кроме того с каждого спектакля деньги отчисляли на благотворительные цели.

Затем ратушу переделали под общественное собрание. Потом старое здание снесли, и открыли общественный клуб (на современной улице Советской недалеко от аэропорта). На втором этаже этого городского клуба был зал мест на 80. Там и продолжил выступать любительский театр.

Горожане жаловались, что не все могут туда попасть – в клуб могли ходить только его члены. Поэтому на базарной площади в современном Кировском парке построили народный дом общества трезвости, где спектакли с музыкальным сопровождением оркестров ставили любительские труппы для всех желающих.

В 1912 году народный дом принял первых гастролеров – в Усть-Сысольск прибыла театральная труппа Сильверстовского из Вологды, но их спектакль популярностью не пользовался.

Фото Елены Кабаковой

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама