Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 31 марта, 2015, 11:47 15942 1

Только добрые советы: руководители театров Коми не чувствуют цензуру

После скандала с оперой «Тангейзер», произошедшего в Новосибирском театре оперы и балета, заместитель главы администрации президента России Магомедсалам Магомедов предложил ввести процедуру предварительного просмотра спектаклей в государственных театрах перед их показом зрителям. В театральном сообществе это расценили как предложение ввести цензуру. «КомиОнлайн» спросил у руководителей театров республики, как они относятся к такой инициативе.

Директор театра драмы Коми Михаил Матвеев:

«Я считаю, что нужно отметить очень важный момент. Если при постановке спектакля задействованы бюджетные деньги, есть государственный заказ, то государство вправе отсматривать материал. Но есть другие случаи, когда театр получает средства из других источников, от спонсоров, например. Здесь государство уже не может ничего отсматривать, это, так сказать, имеет уже общественную юрисдикцию. Я не могу сказать, что это предложение – какая-то цензура. Практически каждая работа в любом случае сдается на просмотр худсовету минкульта. Это раньше, в советское время, цензор мог вырезать любой момент, любой эпизод из постановки, то сейчас такого нет».

Директор театра оперы и балета Коми Валентина Судакова:

«Для нас такие инициативы совершенно не новость. Это сложившаяся традиция творческой, а не административной части – выносить спектакль на худсовет министерства культуры перед показом. Этот совет состоит из людей творческих, приближенных к театру и понимающих его, поэтому они скорее дают советы по каким-то сценическим решениям, по техническим деталям. Я считаю, что это очень важный процесс. Тем более что никаких принципиальных возражений по поводу взгляда режиссера на тему или еще каких-то деталей сделано быть не может – обычно это происходит за неделю до спектакля, остается мало времени, чтобы что-то кардинально изменить. Предложение я не рассматриваю как акт цензуры, потому что это просто бессмысленно. Например, был создан спектакль, на него были потрачены государственные деньги, потрачено время работников театра, им за это дали зарплату, а за неделю до показа совет запрещает показывать спектакль. В этом есть цензура, но какой в этом смысл? Если есть необходимость в государственном заказе, то нужно это делать на стадии проекта, идеи, чтобы режиссеры или театр защищали свою задумку».

Директор Коми республиканской филармонии Мария Балмастова:

«Когда я работала в воркутинском театре кукол и сейчас, во время работы в филармонии, всегда была сдача творческого материала худсовету, в который в том числе входят руководители творческих коллективов. Я считаю, что просмотр должен быть, во время него происходят корректировки, номер могут даже снять, если он не доработан. Не вижу в этом чего-то зазорного, предосудительного и не воспринимаю это как цензуру. Все-таки мы должны быть носителями культуры, а не ее разносчиками. Другой вопрос, кто входит в этот худсовет. Если это работники культуры, профессионалы, то никакой цензуры в этом нет, это профессиональный подход. А если это какие-то чиновники, то тогда, естественно, я к этому не отношусь позитивно».

Директор воркутинского драматического театра Виктор Ножкин:

«Не думаю, что это цензура. Но думаю, что сейчас есть некая степень недоверия к театру. Для этого есть основания: в последнее время театры пустились во все тяжкие, чтобы привлечь зрителя, в том числе через скандал. И эта зараза распространяется по стране. Нам бы не хотелось, чтобы были какие-то предпросмотры, это приведет к обострению творческой ситуации, режиссерам-постановщикам будет сложно выражать себя, свое творческое кредо. Имеем ли мы право на них давить? С другой стороны, должен быть общественный взгляд на творчество театра. Театр может позволить себе ставить неординарные вещи, но должна быть внутренняя цензура, которая исходит из понимания менталитета страны, даже республики. Если и вводить какой-то предпросмотр, то делать это нужно очень осторожно, с пониманием, привлекать к этому критиков, союз театральных деятелей».

Художественный руководитель Национального музыкально-драматического театра Коми Светлана Горчакова:

«У нас художественный совет при минкульте отсматривает все спектакли и постановки. И я должна сказать, что никаких претензий у постановщиков по этому поводу нет. Они выслушивают ценные советы, все это делается очень по-доброму. Знаете, когда каждый день работаешь над спектаклем, глаз замыливается. И эти советы очень помогают. Худсовет, по крайней мере в нашей республике, точно не приносит ничего плохого. Кроме того, режиссеру вовсе необязательно прислушиваться к замечаниям, если он посчитает их неподходящими для себя. В положении о театре тоже есть строчка, что руководитель спектакля имеет полное право принять решение о выпуске его в прокат. Худсовет состоит в том числе и из чиновников, из министра культуры, его заместителей, но, как видно, никто на нас не давит. Что касается «Тангейзера», то тут вопрос не в непрофессиональном подходе, а скорее в том, что были задеты чувства верующих. Я как постановщик на такое бы не пошла. Зачем использовать образ Христа в таком виде? Во имя чего? Разве нет других тем, драматического материала?»

Фото с сайта russkiymir.ru 

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама