Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Пятница, 25 сентября, 2009, 08:05 3216 1

Без купюр: эссе Валерия Набатчикова «Протекционизм — это грамотная помощь своему»

Генеральный директор ОАО «Сыктыкархлеб» Валерий Набатчиков

По миру шествует кризис. Можно, конечно, затягивать потуже пояса и посыпать голову пеплом. Знакомая история. А можно попытаться использовать его как новую возможность. Помните сказку о двух лягушках, попавшись в сметану? Одна таки сбила из нее масло! Случайность ли, что на фоне всеобщего падения производства рост сельского хозяйства составляет 12 процентов? Сдается мне, что не только потому, что в стране растет потребление хлеба, круп и овощей, доллар укрепляется по отношению к рублю и ожидается новый скачок. У государства появился отличный повод не декларативно, а на деле вспомнить о продовольственной безопасности страны, а у сельхозпроизводителей – показать все, на что они способны. А способны они на многое.

Протекционизм - это не запрет чужого, это помощь своему. А протекционизм власти - это только одна сторона вопроса, гораздо важнее протекционизм потребительского сообщества - руководителей магазинов, продавцов, покупателей. Своего рода продовольственный и промышленный патриотизм. Особенно это важно тогда, когда качество своего продукта не уступает, а даже явно превосходит качество привозного. От Сосногорска до Емвы магазины полны булочками из Липецка и Орла, на которых указан срок годности – 5 (!) месяцев. Вы никогда не задумывались над тем, что вы едите?

Есть еще и протекционизм «шиворот-навыворот». Это когда руководители районов навязывают, например, руководителей магазинов брать продукцию только местных пекарен (им нужны поступления местных налогов в бюджет), но при этом сдерживают ассортимент другой продукции, более рентабельной, из Сыктывкара. Что получается - хозяин магазина недополучает прибыль, а, значит, бюджет теряет теперь из-за сниженной ассортиментной линейки в магазинах. Кто выиграл? Никто, кроме местного хлебопека. У нас пока именно так и получается - снизу «Сыктывкархлеб» сдерживают некоторые ретивые главы местных администрации (в помощь местным пекарням), а извне бесконтрольная завозная продукция и почти нулевая поддержка власти сверху.

Знаете, что спасает? Качество продукции. Поэтому если «тете Клаве» из Помоздино или Синдора нравятся наши булочки и правильный  черный «бородинский» хлеб, она все равно будет заказывать его у нас, как делает уже много лет, через таксистов и водителей рейсовых автобусов.

В областных городах по всей стране несколько десятилетий шли высокие темпы строительства. Появились микрорайоны и дворы с населением большим, чем в иных райцентрах. А магазины, прачечные, кафе в этих новых строительных конгломератах явно все еще не в том количестве, которое требуется по численности населения. «Сервис в шаговой доступности» - вот где ниша и резервы развития бизнеса. И так будет, потому что этот путь города на Западе уже прошли. «Изобретать велосипед» не надо. На каждый двор через 20 лет будет кафе и булочная, прачечная и маленький досуговый центр - что-то типа бильярдной или игровых залов дартса и боулинга.

Супермаркеты достигли пределов роста. Вот он - первый кризис – и сразу стала очевидна их уязвимость. В чем она? В том, что, как только увеличивается число людей, посещающих магазины ради линейки основных продуктов, тут же эти самые покупатели перестают ходить по «музеям товара», который они не могут себе позволить. Минимальный ассортимент могут дать маленькие магазины. Рядом с домом. Такие точки сейчас будут появляться все активнее.

На мой взгляд, мелкому лотошнику надо снова дать свободу: именно он позволит многим из нас пережить трудные времена.

Бюджет 2010 года - социальный. Приведет ли это к росту инфляции? Деньги в социальную сферу закачиваются немаленькие, но производство-то пока в стагнационной фазе. Значит, эти деньги пойдут в потребление. Возможно, в условиях кризиса это и признак здоровой экономики и этим объясняется, почему во всем мире цены на бензин падают, а у нас растут. Во всем мире минимизируют рентабельность, а наших производителей это пока не волнует.

Засуха, которая побила урожай, для основной части населения не страшна. Она либо даст заработать государству (на ввозе зерна), либо, если урожай все-таки соберем, - частнику-фермеру (на новой цене).

До нас с вами эта проблема «добежит» в другом виде - цены на конечный продукт - хлеб, разорением мелких пекарен, инфляцией (особенно в продуктовой зоне).

Инфляция в условиях кризиса - это, возможно, хороший инструмент. Я говорю без иронии. С инфляцией борются в период стабильной и растущей экономики, в кризисные периоды она помогает смягчить последствия. И этот инструмент используют практически все страны мира.

По материалам «РЕСПЕКТ-журнала». Фото Юрия Пешкилева.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама