Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 10 ноября, 2009, 15:33 4520 1

Без купюр: Ноябрьские тезисы главного редактора газеты «Трибуна» Владимира Сумарокова

Полемические заметки о «вызовах времени»

24 сентября в «Красном знамени» появилась статья «Сентябрьские тезисы», написанная Дмитрием Борисовым и Валерием Черницыным. Публикация показалась мне весьма интересной. Именно поэтому я и хочу немного поспорить. В рамках той самой «общественной дискуссии», к которой и призывают уважаемые коллеги.

В своих рассуждениях авторы отталкиваются от другой публикации - нашумевшей статьи Дмитрия Медведева «Вперед, Россия!», где речь идет о настоящем и будущем нашей страны и где Президент обозначил «вызовы времени». «Чтобы ответить на них по-честному, - утверждают авторы «Сентябрьских тезисов», имея в виду губернаторов, - надо обладать изрядным по нынешним временам мужеством».

Мне интересно: «по-честному» - это как? Чтобы соглашаться с Президентом, мужества вроде бы не требуется. Спорить с ним? Кричать: «Назад, Россия!»? Это по меньшей мере странно. Все равно что драться с турнике­том - занятие веселое, но бессмысленное.

«Что может ответить Медведеву Республика Коми?» - вопрошают Д. Борисов и В. Черницын. Тут бы и ответить: «А например, Хакасия, Калмыкия, Мордовия, Камчатка или Марий Эл?» Неужели вся остальная Россия готова к «вызовам времени», ждет сигнала красной ракеты, и лишь бедная Коми нервно покуривает в сторонке - нечего ей сказать?

Медведев из ракетницы не стрелял. Он поступил эффектнее - написал статью. Но суть от этого не меняется. Статья-то программная, исходит от первого лица в государстве. И если без демагогии, то есть как раз по-честному, это своего рода приказ по армии, зачитанный перед строем. Задача младших командиров (в том числе и губернаторов) очень простая: довести приказ до каждого бойца.

Вот, собственно, и все. Иначе зачем нужна вертикаль власти?

Достояние республики

В «Сентябрьских тезисах» сказано, что Коми тащит свой «сырьевой крест» и не готова, тем более в одночасье, по­менять «сырьевую направленность на инновационную». Это правильно! Только не сказано - почему.

Мы часто забываем, что, кроме вертикали власти, в России существует и другая - экономическая. Причем последняя «вертикаль» весьма слабо связана с управленческими возможностями регионов. Напомню, еще в 90-егоды, с подачи бывшего руководства РК, вся крупная республиканская собственность оказалась в руках вертикально интегрированных компаний, головные офисы которых находятся в Москве, в Петербурге или вообще за рубежом. И лишь в воображении неискушенных обывателей нефть, газ, уголь и другие природные богатства Коми по-прежнему являются достоянием республики.

На самом деле наша пресловутая «таблица Менделеева под ногами», о чем так любят поговорить мужики в коми деревнях - это источник прибыли могущественных транснациональных корпораций. Конечно, республике тоже кое-что перепадает. В основном в виде экологических и социальных программ, денежный эквивалент которых не сопоставим с барышами этих самых корпораций. Плюс налоги в региональный бюджет. Но поступления от них таковы, что казна «богатейшей северной республики» едва сводит концы с концами. Только в этом году Коми потеряла 37,6 процента (!) налоговых поступлений. В основном из-за того, что в консолидированный республиканский бюджет перестал поступать налог на прибыль. Увы, возобладал принцип: «Качаем здесь, платим там».

И хотя по-прежнему вроде бы существуют республиканские «хозяйственные» министерства (экономики, промышленности и энергетики и т.п.), вряд ли они могут существенно влиять на объемы добычи нефти, газа, угля или, допустим, на производство бумаги и целлюлозы. И вообще - влиять на экономическую политику крупных корпораций. Если и могут, то косвенно, с помощью трудных переговоров, нехитрых административных рогаток да апелляции к федеральным властям. Ведь, по большому счету, лишь федералы способны умерить аппетиты олигархов, дабы их запросы совсем уж не расходились с интересами регионов.

Поэтому призыв Медведева об «умной экономике», в первую очередь, надо адресовать не номинальным министерствам, а хозяевам и менеджерам реальной экономики. Владельцам нефтяных вышек, угольных шахт и бумагоделательных машин. Последние, кстати, в лице группы Mondi, инновационные технологии уже давно внедряют (проект «Степ»). Причем - без подсказки сверху. И роль региональных властей в осуществлении этих новаций можно оценить (в лучшем случае) как весьма скромную.

Так что хвалить местных чиновников особо не за что. Но и ругать тоже!

Все это касается и других крупных проектов. То­го же «Коми Алюминия», о крахе которого скорбят авторы «Сентябрьских тезисов». Да, несколько лет назад олигархи собирались построить в Коми глиноземный и алюминиевый комбинаты. Хотели-хотели, да... перехотели. Планы у них изменились. Что ж, это бизнес... Кстати, и слава Богу, что тогда ничего не вышло. Нет худа без добра. Потому что грянул кризис, от которого больше всех пострадала именно металлургия. Теперь «алюминиевые короли» месяцами задерживают зарплату, закрывают заводы и пачками увольняют рабочих...

Особый период

Не знаю, сколько лет Республика Коми будет тащить свой «сырьевой крест» (по-моему, не самое плохое занятие - вон, например, Кувейт его тащит и только радуется. Хуже, когда тащить нечего). Наверное, еще долго. Впрочем, и сам Президент, имея в виду диверсификацию производства, говорил не о завтрашнем дне, а о «ближайших десятилетиях».

Насчет «десятилетий» - посмотрим (в России, как известно, надо жить долго). Но сейчас всех нас гораздо больше волнует другое - как «перезимовать» кризис. Тем более, что «весна» экономики, по прогнозам, наступит лишь через 3-4 года.

Кризис - время особое. Надеяться на олигархов, заведших страну в тупик, уже не приходится. Они думают только о собственном кармане. Зато резко возрастает роль государства, от которого народ ждет экстренных спасательных мероприятий. И в этой особой ситуации от чиновников, в том числе и региональных, действительно многое зависит. Прежде всего - в социальной сфере.

Поэтому эффективность региональных управленцев в период кризиса Москва сегодня определяет весьма просто, всего по нескольким критериям. Это подтвердил и сам Дмитрий Медведев во время состоявшейся 2 сентября беседы (в режиме видеоконференции) с главой Республики Коми Владимиром Торлоповым. Поскольку Президент, как правило, задает те же самые вопросы и другим губернаторам, то очевидно - в первую очередь его интересуют две основные позиции: уровень безработицы и долги по зарплате. Это своего рода простейший тест на «социальное самочувствие» регионов.

По этим показателям Республика Коми выглядит очень даже неплохо.

В сухом остатке

Коэффициент безработицы в республике сегодня - 2,7 процента. В среднем по России - 2,9 процента. А есть и вовсе провальные в этом смысле регионы. Например, в «нефтяном» Ненецком окру­ге уровень безработицы - 3,6 процента, в Вологодской области - 4,3 процента.

Задолженность по зарплате в Коми к началу осени составила около 11 миллионов рублей. Цифра, по нынешним временам, небольшая. Даже Президент в разговоре с Торлоповым весьма удивился: «Но это не много совсем!»

Немного, но это как раз тот самый вопрос, который республиканским властям приходится решать в «ручном режиме». Говоря проще, давить на работодателей, используя при этом все рычаги - от профсоюзов до прокуратуры.

Если же оценивать в целом негативное влияние кризиса на социально-экономическую жизнь регионов, то Коми оказалась в числе «счастливчиков». Во всяком случае такую оценку дает известное российское издание «Финанс», которое составило «кризисный рейтинг» субъектов Федерации. По данным «Финанса», меньше всего от кризиса пострадал Чукотский округ (83-е место в рейтинге). Республика Коми заняла почетное 72-е место. А в десятку не­удачников вошли Орловская, Вологодская, Новгородская, Кемеровская, Липецкая, Самарская области. Там наихудшие «кризисные» показатели (обвал производства, высокая безработица, долги по зарплате и т.д.). Хуже, чем у Коми, дела и у наших соседей: НАО - на 45-м месте, Кировская область - на 33-м.

Это были голые цифры. А теперь - о голой политике.

Не тот калибр

Собственно, комментировать «политическую» часть «Сентябрьских тезисов» особой нужды нет. Потому что авторы говорят, по сути, банальные вещи. О том, что у нас не видно ни демократии, ни свободы слова. Зато хорошо видно «Единую Россию», которая подозрительным образом побеждает на всех выборах. О том, что существует коррупция, а правоохранительная и судебная системы работают плохо, порой по «заказу». И т.д.

Я лично с этим не спорю. Только вы назовите мне регион, любую область или республику, где существует этот самый «оазис демократии» - эффективный суд, честная милиция, «прозрачные» выборы и непорочные чиновники...

Но упрекать по этому поводу непосредственно власти Коми, на мой взгляд, некорректно. Немножко не по адресу. Не тот, увы, у губернских властей масштаб. Не тот калибр.

Впору, как Шурик из « Кавказской пленницы», воскликнуть: «А что, часовню тоже я разрушил?»

Резюме

За все последние годы в Коми не произошло ни одного социального взрыва. Даже «мятежная» Воркута, похоже, успокоилась. Что бы там ни говорили оппоненты республиканского правительства, это факт. Теперь же, в самый разгар кризиса, факт достаточно убедительный.

Я уж не говорю об эксцессах на национальной почве. Ничего подобного за восемь лет у нас и близко не было. И это при том, что Коми - не просто одна из губерний, а национальная республика. Причем большая часть титульной нации сосредоточена в сельской местности, где жизнь была трудна и до кризиса, а уж сегодня тем паче. Конечно, люди в коми деревнях очень терпеливы, но все-таки - до известных пределов. И с ними надо уметь разговаривать на одном языке. Это момент весьма тонкий, деликатный, однако я надеюсь, что федералы его тоже учитывают в свете предстоящего назначения Главы республики.

Но все же самыми актуальными проблемами ближайших 3-4 кризисных лет будут социальные. До сих пор правительство Коми, которое возглавляет опытный «социальщик» Владимир Торлопов, с этими проблемами в целом справлялось.

Поэтому странно было бы менять «коней на переправе».

Впрочем, Президенту виднее...

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама