Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 24 июня, 2010, 08:25 3597 0

Без купюр: эссе Дмитрия Беляева «Перспективы взаимодействия СыктГУ и правительства Коми в сфере информатизации республики»

«КомиОнлайн» публикует эссе кандидата экономических наук, декана факультета информационных систем и технологий Сыктывкарского госуниверситета Дмитрия Беляева «Перспективы взаимодействия СыктГУ и правительства Коми в сфере информатизации республики»

Построение информационного общества невозможно без привлечения и эффективного использования ресурсов научно-образовательной сферы региона. В контексте рассматриваемой темы нам видится четыре основных макросреза потенциального взаимодействия (сотрудничества) между высшими учебными заведениями (вузами) и органами исполнительной власти (ОИВ) в Коми: образование, научно-исследовательская синергия в виде совместных проектов, экспертная работа и консалтинговая составляющая.

Потенциал республиканских вузов и, в частности, Сыктывкарского государственного университета для реализации всех четырех слоев взаимодействия заключается в следующем: уникальная материально-техническая база (например, на факультете информационных систем и технологий СыктГУ есть уникальное оборудование для осуществления инженерно-технических работ в сфере защиты информации). Немаловажно то, что вузы обладают возобновляемым человеческим ресурсом в лице студентов. В числе сотрудников местных вузов многие имеют значительный опыт подготовки различных (в т.ч. и инновационных) проектов, а также успешный опыт реализации точечных ИТ-проектов. К примеру, в СыктГУ давно налажено сотрудничество с ведущими мировыми и российскими брендами. В их числе Microsoft, 1С, SAP и др. Большинство республиканских вузов также обладают устойчивыми межрегиональными и федеральными связями, что будет способствовать внешнему и внутреннему трансферту научно-образовательных и инновационных технологий в сфере ИТ.

Образовательный слой взаимодействия вузов и ОИВ может строиться в контексте следующих, во многом очевидных, направлений: повышение компьютерной грамотности отдельных групп населения; подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в сфере информационных технологий по направлениям; подготовка студентов по отдельным направлениям ИТ в рамках целевых, совместных с органами исполнительной власти, программ. Также можно планировать и реализовывать совместные проекты по созданию более благоприятных и системных условий трудоустройства выпускников вузов по ИТ-специальностям в органы государственной власти различных уровней (в т.ч. регионального и муниципального).

При разработке совместных проектов между вузами и органами исполнительной власти можно будет использовать и накопленный опыт уже имеющихся результатов научно-исследовательской деятельности вузов по следующим основным (ключевым) направлениям (связанным с ИТ): информационный менеджмент; прикладная информатика в экономике; инноватика и венчурное инвестирование; управление проектами и бизнес-планирование, а также комплексная защита объектов информатизации.

При оценке потенциала в части экспертной работы и консалтинга следует учитывать, что, к примеру, в СыктГУ уже давно реализуется консалтинговое консультирование органов власти в сфере ИТ и информационной безопасности (через подготовку и внедрение мини ИТ-проектов, подготовленных студентами совместно с их вузовскими научными руководителями в отдельных учреждениях и ведомствах). Также университет давно взаимодействует со специальными службами по образовательному, научно-исследовательскому и прикладному слоям. Дополнительным фактором является то, что некоторые вузовские сотрудники принимали и принимают участие в различных федеральных ИТ-проектах (как это было, например, при разработке профессиональных стандартов ИТ-отрасли в 2007 году).

Исходя из вышесказанного, основными векторами сотрудничества между вузами и органами исполнительной власти Коми является следующее:

1. Совместная подготовка специалистов с высшим образованием (а также бакалавров, магистров) для потребностей информатизации РК – предлагаем организовать совместный “индустриальный” подход к “выращиванию” собственных ИТ-кадров.

2. Создание локальных рабочих групп по направлениям (с участием студенческих лабораторий; научно-исследовательская составляющая – от вузов, управленческая – от органов власти). В том числе – для разработки и (или) внедрения программного и инженерно-технологического обеспечения.

3. Экспертное и консалтинговое участие в создании кадрового резерва для нужд информатизации Коми.

Одно из важнейших условий успешного развития информационного общества и системы управления им – квалифицированные кадры. Для того, чтобы осуществлять эффективную кадровую политику в ИТ-сфере (в т.ч. и при приеме на работу ИТ-специалистов в органы исполнительной власти), предполагается создать соответствующий кадровый резерв. В идеале на базе консорциума вузов и органов исполнительной власти может быть создан в Коми полноценный «айтиград».

Дополнительно можно отметить следующие конкретные направления сотрудничества в ИТ-сфере: подготовка ИТ-проектов и (или) оценка их эффективности через технические и экономические экспертизы (силами вузовских экспертов); обеспечение комплексной защиты объектов информатизации.

В заключение отметим, что социальное партнерство (в данном случае между вузами и органами исполнительной власти) является важнейшим фактором успешного информационно-технологического и инновационного развития Республики Коми и оно будет выгодно всем сторонам. И выпускникам вузов, которые смогут решить вопрос своего трудоустройства, не уезжая из республики. И вузам, которые будут иметь дополнительный качественный рынок сбыта выпускников ИТ-специальностей. И органам исполнительной власти - в перспективе будет решена проблема нехватки ИТ-кадров для построения информационного общества в регионе.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама