В Сыктывкаре 20 сентября пройдет круглый стол «Совершенствование отрасли «культура» в Республике Коми», организованный Общественной палатой региона. Накануне дискуссии о состоянии и проблемах культуры в Коми Финно-угорский портал побеседовал с заслуженным работником культуры Российской Федерации, писателем Петром Столповским. Интервью размещено на «КомиОнлайне» с согласия администрации Финно-угорский портала.
Петр Митрофанович, как вы оцениваете современное состояние отрасли культуры?
Как близкое к критическому. А чиновники от культуры за одно только словосочетание «отрасль культуры» заслуживают твердую двойку. Культура - не отрасль, не «легенькая промышленность», даже не нашумевшая отрасль нанотехнологий, где, по сути, еще и пощупать-то нечего. Культура - это жизнь цивилизованного общества, и покуда она развивается, обществу не грозит возвращение в пещеры, к каменному топору и первобытному спорту - догнал и съел.
Ну, а ежели культура на взгляд чиновников (стало быть и власти всех этажей), всего лишь отрасль, то она как отросла от чего-то, так может и усохнуть, отпасть. Это отнюдь не придирка к слову, не пустячок, за этим словом видится устоявшаяся политика по отношению к культуре. Культуру-де на хлеб не намажешь, во щах не сваришь, подождет, никуда не денется. А ведь денется! И назад не скоро воротится... если будет к кому возвращаться.
Как вы считаете, должна ли культура сама себя кормить?
Можно и так вопрос поставить: «А не отправить ли левое полушарие мозга в отхожий промысел, на свой харч? А то в моем чердаке и без этого умника тесновато». Отправить культуру «свой харч» добывать - значит вытолкать ее на заплеванную панель. Таланты ее покинут, останутся те, кто сотворит из культуры готовую на все распутницу. Разве мы не видим, что этот процесс уже идет? Разве это не переворачивает душу приличного, совестливого человека, не уничтожает в нем веру в добродетели, в здравый смысл?
У государства есть несколько главных, основополагающих обязанностей, неисполнение которых равносильно саморазрушению. Это забота о культуре, образовании, науке, забота о стариках, охрана государственной границы. Помнится, Дмитрия Медведева, когда он еще не был президентом, а только демонстрировал электорату свою молодость и демократичность, спросили, какие будут следующие приоритеты государства. Он с уверенностью круглого отличника ответил: культура, образование, наука. И что же? Эти три кита (да и четвертый тоже - демократия) по-прежнему на мели. Очень надеюсь, что однажды погожим утром он хлопнет себя ладонью по лбу: как же это у меня из головы выскочило? Выхватит свой супермобильник да как звякнет кому надо! И все наладится. Изрядно потрепанную культуру поведут отмываться, образование, стряхнув с себя зловредную «ягу», наденет умные очки, а вернувшаяся из обморока наука прильнет к окуляру микроскопа... Люблю, знаете ли, сказки.
Очевидно, что у государства не хватает финансовых средств на все - это объективная реальность. Так что же, выходит, культура обречена?
Я изо всех сил стараюсь быть оптимистом. Сеанс шоковой терапии давно закончился. До планетарного экономического кризиса государственная мошна была неприлично пухлой. Потом она бездарно похудела. Будем ждать, когда она снова растолстеет, авось культуре что-то да перепадет от неразворованного достояния нашего трудолюбивого, но талантливого народа.
Вы бывали на различных громких совещаниях работников культуры, где поднимались серьезные вопросы. Что изменилось с тех пор и в какую сторону?
Я не имею возможности дать глубокий анализ изменений. Но вот вам пример. «Радио России» уйму времени тратит на рекламу лекарств, часто весьма сомнительного свойства. То есть оно изо дня в день подталкивает россиян к самолечению. Никто не может сказать, сколько это порождает трагедий. Думаете, там, на радио, не знают, что это глубоко безнравственно? Знают. Но это их способ выживать. А наше коми радио не по той же причине вслед за москвичами все активнее рекламирует панацеи? Вот вам и изменения: способы выживания становятся все более изощренными, безнравственными. Мне иногда кажется, что если алхимики от фармацевтики придумают таблетки, которые помогают даже после смерти, то стараниями СМИ мы узнаем об этом вовремя и побежим в аптеку, зажав в кулаке последние рубли.
Мы уже четыре года живём без Коми книжного издательства. Каковы могут быть последствия того, что национальная республика осталась без национального издательства?
Последствия уже настали. Они могли быть только печальными. Ведь нигде в мире не могут быть изданы книги на коми языке. Это было почти вековое, исключительно профессиональное издательство, которое всей своей славной историей подтверждало, что книга - явление не только литературное, но и нравственное. Кстати, по моим сведениям, некоторым национальным республикам удалось отстоять свои издательства. Остальные были сметены властной рукой Москвы. На местах, как видно, повиновались не только безропотно, но и охотно - одной заботой меньше. А Коми книжное издательство, этот форпост культуры, было разрушено с какой-то изощренной безалаберностью. Прямо сказать, яркий образец чиновничьей срамоты. Как и во всей России, в Коми уничтожен институт книжных редакторов, корректоров, забыты стандарты, веками наработанные традиции. Взамен появились частные книжные издательства, которые едва сводят концы с концами. Им не до редакторов, корректоров и прочих книжных мастеров, не до отбора высоко профессиональных литературных произведений - быть бы живу. Теперь книги может издавать любой желающий, даже бомж, если он наковыряет где-нибудь на свалке достаточно средств. Зайдите в книжный магазин, там рядом с шикарным фолиантом веером разложены книги, достоинство которых лишь в том, что их никто не читает.
Как донести до массового читателя книги, которые все же выходят при поддержке государственных ведомств очень небольшими тиражами?
Как донести? Торжественно, как драгоценность. Если, конечно, книга того стоит, если она написана талантливым пером. Меньше тысячи экземпляров на всю безразмерную Россию, даже на миллионную Коми! Такое было разве что во времена Александра Сергеевича Пушкина. Мы что, туда вернулись, в золотой век российской культуры? Не похоже. Давеча хотел на скамейку присесть, а она вся жвачкой облеплена, вокруг подсолнечная шелуха расплевана. Мы тонем в мусоре, мы обложили себя стихийными свалками и уже не замечаем этого - принюхались, приморгались, присовестились. Да не в Киндзадзу ли мы вляпались?..
А если серьезно, то нам, бывшему самому читающему в мире народу должно быть не до смеха. Жестокое время перемен научило «бывшего самого» засыпать без книги, одарило жвачкой для глаз и мозгов, осмеяло мечтательность, романтичность, и теперь мы спокойно пролузгиваем Россию, ее культуру, как пролузгали ее в 17-м году. Так что микроскопические тиражи - еще одна печальная примета современной России.
А госзаказ - разве он не помогает книгоиздательскому делу?
Помогает. Но помощь эта слишком мала и неуклюжа. К тому же уменьшается с каждым годом. Если денег в казне не густо, у кого отщипнуть? Правильно, от культуры. И щипают, и отламывают, и вообще выгребают. Так было всегда. А ныне и вовсе скудеет рука дающего на нужды этой досадной «отрасли культуры».
Проект этнопарка в селе Ыб начинает обретать реальные черты - там вовсю забивают сваи и готовят площадки под строительство. Почему, по вашему мнению, творческие работники покидают творческую группу по разработке идеи этнопарка, или с самого начала отказываются в ней участвовать?
Видимо, у каждого свои доводы. Но, думаю, есть и общая причина. Возьмем писателя, талантливого художника слова. Он по определению обречен на творческое одиночество. Как для кого, а для него время быстротечно и необратимо, замыслов же много, надо успевать, надо работать и работать. Понятно, что бригадный метод работы для него абсолютно неприемлем. Тем более, если задача расплывчата, да еще бригадир - человек ему незнакомый, не из его «цеха». К тому же творческого человека всегда настораживает активное руководящее участие чиновников, иные из которых знают лучше всякого писателя, про что и как надо творить. У меня, например, было подобное испытание, которое я выдержал только потому, что не хотел подводить людей. Есть такое выражение, на мой взгляд, странноватое: писатель - товар штучный. Хорошо это или плохо, но учитывать это приходится.
Видите ли вы реальные пути выхода из кризисного состояния культуры?
Не правда ли, досадно: вход в это кризисное состояние был такой широкий, что валили бессчетными толпами, а выход узенький - голова бы и пролезла, да уши развесистые не дают. Оказывается, они, уши, удобны только для развешивания лапши, например, такой: «Бери от жизни все!» «Оторвись на халяву!» Вот и оторвались... от культуры, теперь шарим вокруг себя руками: где ж она, ведь только что тут была. Мы-то думали, настало время выдавить из себя раба, а что мы, прости Господи, выдавили?.. Выход мне видится сложным до чрезвычайности. Слишком многое профукано, развеяно по ветру перемен. Деньги, которые правительство наконец-то должно дать на культуру (если, конечно, созреет для этого) - это только полдела. Потребуется мудрость и терпение, филигранная воспитательная работа с детьми и молодежью, разумные заслоны перед пошлостью, перед агрессивной, высасывающей мозги пустотой. Много чего потребуется. Дай Бог, чтобы общество способно было на такую работу. Да чтоб уши, раскидистые уши больше не мешали!
Комментарии