Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Среда, 23 мая, 2012, 08:32 2599 1

Директор театра оперы и балета Коми Валентина Судакова: «Зритель требует разнообразия»

Театр оперы и балета Коми завершает очередной сезон, который в этом году отметился постановками в непривычных для сыктывкарского зрителя жанрах. О том, каким он был и в каком направлении будет дальше развиваться театр, в интервью «КомиОнлайну» рассказала его директор Валентина Судакова.

Валентина Ивановна, я знаю, что в работе театра в этом году произошли изменения. Расскажите о них.

Да, самое главное, что случилось в театре за год — это то, что он стал учреждением нового типа - автономным. И, безусловно, ответственность самого учреждения во много раз возросла. Перед нами были четко поставлены задачи: выпускать качественный продукт, получать доходы и привлекать зрителя. Поэтому вся работа была подчинена построению эффективного творческого процесса — сделать театральный сезон интересным, насыщенным, включающим в себя весь спектр театральной деятельности: постановка новых спектаклей, прокат уже созданных, участие в межрегиональных фестивалях и форумах, гастроли, проведение своих фестивалей.

Как Вы оцениваете уже практически завершенный театральный сезон?

Пока рано давать оценки, потому что сезон закончится 6 июня оперой «Куратов» - только тогда будет поставлена точка. Я считаю, что отличительная черта сезона — большое количество премьер. Это привлекает зрителя, заставляет его прийти в театр в следующий раз. Мы делали ставку на привлечение молодежной аудитории, этим обусловлено и формирование репертуара. В частности, лайт-опера «Мертвые души» очень привлекла молодежь и имела успех, потому что в ней исполнители главных партий — это молодые артисты театра. Еще два проекта, которые мы поставили на средства грантовой поддержки, — это «Музыка online» и «Танцы PRO». Это вечера джазовой музыки и современной хореографии, они тоже ориентированы на молодого зрителя.

Помимо этого, был поставлен детский балет «Приключения Чиполлино», мюзикл «Алиса в стране Чудес. Возвращение» и опера «Черное Домино». Получается, было сразу пять премьер в сезоне, что для театра было сложно, потому что цеха, как производственные, так и творческие, малочисленны.

Вы сказали, что ориентированы на молодежь, а на пресс-конференции перед «Сыктывкарса Тулыс» подчеркивали, что вся творческая политика фестиваля - это соединение современности и классики. Можно ли сказать, что театр уходит от традиционных видов искусства — оперы и балета?

Нет, от них мы не будем никуда уходить. Я считаю, что баланс между современностью и классическим наследием должен сохраняться. Почему-то все привыкли считать, что классика — это какой-то музейный экспонат. Это далеко не так. Произведения Пуччини «Богема», Бизе «Кармен», «Царская невеста» Римского-Корсакова — это же нетленные творения. И это не просто высокие слова. Понимаете, «Зайку мою» (песня Филиппа Киркорова — прим.авт.) попели и забыли, ее уже нет как таковой и не будет. А классические произведения будут всегда. Сейчас к опере какое-то предвзятое отношение, будто бы она очень сложна для восприятия. Это опять же не так. В ее основе всегда лежат сюжеты из жизни, нечто актуальное: любовный треугольник, например. Наша задача — сделать так, чтобы опера была созвучна времени, чтобы эстетика постановки и работа режиссера отвечали восприятию современного зрителя. Я видела, как это делается во Франции. Там постановка шла на французском с построчным переводом на этом же языке. Таким образом, облегчается процесс восприятия для зрителя, ведь не все понятно в оперном пении, не прослушиваются тексты в музыкальных ансамблях. Наш театр, к сожалению, не может себе этого позволить, но без оперы нельзя никак. Она будет обязательно, все-таки мы театр оперы и балета – и должны соответствовать этому статусу. Но будут и мюзиклы, и новые современные балетные постановки, и концертные программы. Мы знаем, что зритель требует разнообразия, мы идем навстречу его желаниям.

И все же, как считаете, нынешнее поколение поп-арта хочет идти в театр?

Безусловно, есть зритель с уже сложившимся вкусом, который ходит на определенные постановки, хочет посмотреть на исполнение партии в той или иной интерпретации. Это такая традиционная публика. Но зритель сейчас стал очень разным по возрасту. Представляете, 14 февраля, во вторник, в совершенно нетеатральный день, был полный зал молодежи на вечере современной хореографии «Танцы Pro».

Вы затронули тему грантов. В 2011 году было выделено семь миллионов рублей на поддержку всех театров. По вашему мнению, насколько это своевременно и достаточна ли сумма?

Я считаю, что это очень своевременно и даже немного опоздало. Грантовая поддержка есть во многих регионах: это денежные средства и на повышение зарплаты, и на проекты. Очень хорошо, что подобные гранты появились и у нас. Возможно, сумма в семь миллионов и не достаточна, я не знаю, но качественные проекты на эти деньги появиться должны. И тут нужно понимать, что деньги необходимо тратить не на текущую деятельность театра, это стимул для конкурентоспособных и интересных проектов.

Кстати, о конкуренции. Какой театр считаете своим главным соперником в борьбе за зрителя?

Мы живем в абсолютной конкурентной среде. Конкретно занимаемся маркетинговой политикой: стоимостью билетов, проведением новогодней кампании, фестивалей, гастролей, мы не живем в какой-то изоляции. Зрителя мы делим, но разнообразие творческого продукта, эффективность работы, творческое разнообразие нас отличает. Я считаю, у нас нет конкурентов. И это не потому, что у меня завышенное мнение о театре, речь идет о том, что театр оперы и балета — это синтез искусств. Тут есть и вокал, и симфоническая музыка, и хоровое пение, и хореография, и актерское мастерство. Театр оперы и балета — это самый многосоставляющий творческий коллектив.

Насколько трудно приглашать в Сыктывкар театральных звезд на «Сыктывкарса Тулыс»? Зачем сюда едут режиссеры, актеры?

О гонорарах сразу скажу — больших денег у нас нет. Помогает авторитет фестиваля — о нем многие знают, он на слуху. По стажу он второй в России, проводился уже в 22-й раз. Молодые артисты едут сюда за опытом, за записью в резюме, посмотреть, как обстоят дела с балетно-оперным искусством в других местах. Есть, конечно, в работе с ними некоторые шероховатости, молодежь актерски еще неопытна. Вот, например, Медет Чотабаев (солист Казахского государственного академического театра оперы и балета — прим.авт.). Он не участвовал в постановке, поэтому терялся, тушевался, но когда он запел, зрители даже не замечали, что он куда-то не туда пошел. Это было открытием. Или приезжал Владимир Редькин (солист Академического Большого театра — прим.авт.) - мастер, который сам всех мог многому научить. И он говорил, что ему было очень любопытно здесь поработать. Творческие люди не могут жить в ограниченном пространстве, им нужен новый зритель, новые сценические площадки. Даже за небольшие гонорары.

Кроме звезд, зритель увидел и еще несколько новых лиц в театре, например, дирижера Антона Ледовского, главного режиссера Бориса Лагоду. Как они влились в работу, каким видят будущее театра?

Антон Ледовский попал к нам, что называется, с места в карьер. Ему сразу нужно было работать над «Приключениями Чипполино», «Мертвыми душами», спектаклями фестиваля. И это в середине сезона. Ему пришлось ловить все на лету, учить сходу, вливаться в сложный репетиционный процесс. Но он очень выдержанный, собранный, со многими вещами справился, хотя балетами он никогда не дирижировал, и ему было сложно. Но видно его огромное желание работать.

А Борис Борисович (Лагода — прим.авт.) в основном занимался вводами артистов, подготовкой заключительного концерта, то есть исключительно режиссерской работой. По поводу того, как он видит дальнейшее творческое развитие театра, пока сложно сказать, потому что такие вещи обсуждаются коллегиально. У него есть предложения по постановке каких-то спектаклей, они в стадии планирования.

Судя по всему, жизнь в театре бурлит. Но насколько удается создавать нечто творческое в стенах, которые уже ветшают и капитально никогда не ремонтировались?

Это очень больная тема. Мы проводили мониторинг общественного мнения: люди пишут, что нужно поменять интерьеры, кресла неудобные, парковать машины негде. Должно быть ощущение, что зрители приходят в храм искусства. Мы проигрываем другим театрам не только во внешнем отношении, но и в техническом. Вся творческая работа должна быть подкреплена техническими возможностями, причем современными, в этом и есть потребность времени.

А есть решение этих проблем в перспективе?

Есть. В прошлом году были проведены исследования по вопросу капитального ремонта или строительства нового здания. Изыскательные работы показали, что все-таки необходимо возведение нового театра. По договоренности с министерством культуры Коми в 2013 году нам должны выделить средства на проектно-сметную документацию. Надежда есть, а конкретики пока никакой. Единственное, что должно остаться, это то же количество мест в зрительном зале. Хотя нет четких решений и сроков начала и окончания строительства, мы все же надеемся, что в нашей республике появится новое здание театра оперы и балета и не хуже, чем у наших соседей в Мордовии и Марий Эл.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама