Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 9 июля, 2013, 08:18 1485 1

Сыктывкарский поэт Алексей Фролов: «Современный читатель стал слушателем и зрителем»

Различные блоги и собственные сайты способствуют раскрытию писательского потенциала, но истинным мастером слова, умеющим заворожить читательскую публику своим творчеством, сможет стать далеко не каждый. Легко ли быть пишущим человеком, с какой темы начинают писатели, и почему не стоит употреблять психоактивные вещества ради творчества, в интервью «КомиОнлайну» рассказал поэт, прозаик, бард, руководитель общественной организации «Живая педагогика» Алексей Фролов.

Алексей, как по-вашему, хороший писатель - кто он? Почему одни произведения меняют людей, а другие не оставляют в сознании ни следа?

Хороший писатель - это человек, у которого за плечами богатый жизненный опыт. Писатель не может начать с нуля, ему необходим определенный багаж знаний. Он описывает то, что сам пережил, увидел или понял. Для начала он должен стать профессиональным читателем. Однажды услышал такую фразу: «Человек начинает писать хорошую прозу лишь после 42 лет». В любом произведении, независимо от жанра, читатель, сопереживая, должен меняться вместе с героем. Если этого не происходит, то писателя и его творчество можно считать непригодным.

Откуда пришла любовь к литературе? Какие произведения повлияли на ваше творчество и какие особенно запомнились?

С раннего детства я зачитывался книгами. Моя первая литература - это сначала русские сказки, затем сказки народов мира. У нас в семье была достаточно большая библиотека, которую я быстро освоил к годам девяти, после чего перебрался в государственную. Потом у меня проснулась любовь к фантастике, затем к приключенческим романам: книги Жюля Верна, Марка Твена, Фенимора Купера оставили глубокий след в моем сознании.

Когда вы начали писать, и какая тема была первой в произведениях?

Писать я начал уже в сознательного возрасте, когда мне было 18 лет. В основном в этом возрасте пишут о чувствах. Человек может лишь тогда о чем-то хорошо говорить, если он это чувство сам пережил. Если говорить о любви, то надо испытать ненависть. В юношеском возрасте у человека нет жизненного опыта, и он пишет только то, что чувствует. Чем старше человек становится, тем глубже и серьезнее его темы. Это определенный путь. Первые мои произведения - это мои дневниковые записи. Когда боишься открыть свой внутренний мир кому-то, боишься быть непонятым, то дневник является тем собеседником, которому нравятся все твои мысли. А через некоторое время я понял, что у меня вполне художественный слог. Так я и начал писать. В основном люди пишут либо о любви, либо о смерти. Я начал с последнего. Я рассуждал о том, что после смерти жизнь не заканчивается. Эта тема присутствует в моем первом сборнике «За гранью грань». Первую книгу мне посоветовали не издавать. Ее рецензент - известный в республике журналист Сергей Журавлев спросил меня, уверен ли я, что хочу это публиковать? Не буду ли стесняться потом своей первой книжки? Я ответил, что хочу запомнить, каким был, с чего начинал.

С появлением различных блогов многие стали считать себя пишущими людьми. Что вы думаете на этот счет? Каждому ли дан талант мастера слова?

В отличие от читателя, у профессионального писателя должен быть огромный словарный запас, своего рода развитая вербалика, умение соединять. Писатели - искуснейшие соединители текста. Они не только вкладывают в него мысль и картинку, но и умело берут один смысл слова, смысл второго, а при соединении получают третий. Когда человек пишет информационную статью, его цель донести только одну конкретную информацию. Литературное произведение – это свернутый гипертекст. Читая, словно нажимаешь на ссылку, и появляется новый смысл, скрытый.

Как педагог, вы проводите для подростков лекции о вреде употребления наркотиков и алкоголя. Бытует такое мнение, что при употреблении психоактивных веществ творческие способности человека раскрываются. Так ли это?

Прежде всего, я им говорю, что алкоголь, табак и наркотики – это несвобода. Свобода – это когда ты ни от чего не зависишь и сам выбираешь, чем сегодня будешь заниматься. А при употреблении такого рода веществ становишься зависимым, и именно зависимость заставляет снова и снова их употреблять, хотя ты, может, уже этого и не хочешь. Чтобы обладать свободой, нужно быть собой. В основном, люди употребляют психоактивные вещества из-за неуверенности в себе. Когда принимают наркотики ради творчества, это ни к чему хорошему не приводит. Созданные под кайфом «произведения искусства» никогда не становятся шедеврами и уходят в тень.

Недавно вы вернулись из Хорватии c Международного литературного марафона Zlatni Pegaz, где получили статус дипломанта. Как удалось принять участие в марафоне?

В апреле я отсылал свои лучшие работы, по результатам жюри отобрали 10 авторов, в том числе выбрали и меня. Суть марафона состояла в том, чтобы мы в течение четырех минут должны были зачитывать свои произведения перед аудиторией. Поэтому сутки я только выбирал, с какими произведениями мне выступать. В итоге я определился, что первые две минуты своего выступления я буду читать стихи, а вторую половину отведу прозе.

Что для себя вы почерпнули из участия в марафоне? Кто из участников запомнился?

Меня впечатлил жизненный опыт других участников. Конечно, некоторые оказались старше меня в два раза. Запомнился журналист-международник Андрей Правов, который по своей работе объездил буквально весь мир. Он побывал в горячих точках: в Афганистане, Камбодже, Израиле. Человек с таким жизненным опытом в своем творчестве может достичь многого. Он дает текстуру, богатую сюжетику того, чего он видел в этой жизни. Его опыт сам по себе уже гениален. Он подарил мне свою книгу «Роман с террористкой», которую я сейчас как раз и читаю.

Кроме создания литературных сочинений вы выступаете с небольшими концертами. Откуда пришла такая форма подачи своего творчества?

Все началось с презентации моей книги «За гранью грань». Мы взяли несколько произведений из книги и разнообразили их песнями из моего же репертуара. Это был эксперимент, но все были в восторге от того, что возникает этакий перформанс. Это как бы мини-спектакль с особой мозаичностью, который движется от связки к связке, и потому вовсе не обязательно от начала к концу. На последнем концерте была некая общая сюжетная линия, что-то вроде суперметафоры «от 33 к 0». Это обратный отсчет моей жизни. Внимательный слушатель, определенного качества зритель может заметить эту скрытую мысль. Человек, который пришел отдохнуть, не вдаваясь в излишнюю глубину, тоже получит свое удовольствие. С какими бы потребностями не пришел зритель ко мне на концерт, он получит свое.

В каком стиле вы выступаете?

Я делаю свои авторские концерты в духе Евгения Гришковца. Работаю в таком направлении: смесь моноспектакля и музыкально-поэтической постановки. В отличие от однонаправленного характера классического бардовского концерта, получается синкретизм разных направлений. Звучат не только песни, но и стихи, рассказы, монологические вставки. Сыктывкарцы очень позитивно откликаются на это. Современный читатель стал слушателем и зрителем. Поэтому, считаю, что сейчас для автора современно не издавать книги и даже не писать в блогах, а общаться с читателем вживую. Живое общение - это самый благодарный вариант для автора.

Беседовала Ольга Афанасьева

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама