Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 9 июля, 2013, 08:18 1508 1

Сыктывкарский поэт Алексей Фролов: «Современный читатель стал слушателем и зрителем»

Различные блоги и собственные сайты способствуют раскрытию писательского потенциала, но истинным мастером слова, умеющим заворожить читательскую публику своим творчеством, сможет стать далеко не каждый. Легко ли быть пишущим человеком, с какой темы начинают писатели, и почему не стоит употреблять психоактивные вещества ради творчества, в интервью «КомиОнлайну» рассказал поэт, прозаик, бард, руководитель общественной организации «Живая педагогика» Алексей Фролов.

Алексей, как по-вашему, хороший писатель - кто он? Почему одни произведения меняют людей, а другие не оставляют в сознании ни следа?

Хороший писатель - это человек, у которого за плечами богатый жизненный опыт. Писатель не может начать с нуля, ему необходим определенный багаж знаний. Он описывает то, что сам пережил, увидел или понял. Для начала он должен стать профессиональным читателем. Однажды услышал такую фразу: «Человек начинает писать хорошую прозу лишь после 42 лет». В любом произведении, независимо от жанра, читатель, сопереживая, должен меняться вместе с героем. Если этого не происходит, то писателя и его творчество можно считать непригодным.

Откуда пришла любовь к литературе? Какие произведения повлияли на ваше творчество и какие особенно запомнились?

С раннего детства я зачитывался книгами. Моя первая литература - это сначала русские сказки, затем сказки народов мира. У нас в семье была достаточно большая библиотека, которую я быстро освоил к годам девяти, после чего перебрался в государственную. Потом у меня проснулась любовь к фантастике, затем к приключенческим романам: книги Жюля Верна, Марка Твена, Фенимора Купера оставили глубокий след в моем сознании.

Когда вы начали писать, и какая тема была первой в произведениях?

Писать я начал уже в сознательного возрасте, когда мне было 18 лет. В основном в этом возрасте пишут о чувствах. Человек может лишь тогда о чем-то хорошо говорить, если он это чувство сам пережил. Если говорить о любви, то надо испытать ненависть. В юношеском возрасте у человека нет жизненного опыта, и он пишет только то, что чувствует. Чем старше человек становится, тем глубже и серьезнее его темы. Это определенный путь. Первые мои произведения - это мои дневниковые записи. Когда боишься открыть свой внутренний мир кому-то, боишься быть непонятым, то дневник является тем собеседником, которому нравятся все твои мысли. А через некоторое время я понял, что у меня вполне художественный слог. Так я и начал писать. В основном люди пишут либо о любви, либо о смерти. Я начал с последнего. Я рассуждал о том, что после смерти жизнь не заканчивается. Эта тема присутствует в моем первом сборнике «За гранью грань». Первую книгу мне посоветовали не издавать. Ее рецензент - известный в республике журналист Сергей Журавлев спросил меня, уверен ли я, что хочу это публиковать? Не буду ли стесняться потом своей первой книжки? Я ответил, что хочу запомнить, каким был, с чего начинал.

С появлением различных блогов многие стали считать себя пишущими людьми. Что вы думаете на этот счет? Каждому ли дан талант мастера слова?

В отличие от читателя, у профессионального писателя должен быть огромный словарный запас, своего рода развитая вербалика, умение соединять. Писатели - искуснейшие соединители текста. Они не только вкладывают в него мысль и картинку, но и умело берут один смысл слова, смысл второго, а при соединении получают третий. Когда человек пишет информационную статью, его цель донести только одну конкретную информацию. Литературное произведение – это свернутый гипертекст. Читая, словно нажимаешь на ссылку, и появляется новый смысл, скрытый.

Как педагог, вы проводите для подростков лекции о вреде употребления наркотиков и алкоголя. Бытует такое мнение, что при употреблении психоактивных веществ творческие способности человека раскрываются. Так ли это?

Прежде всего, я им говорю, что алкоголь, табак и наркотики – это несвобода. Свобода – это когда ты ни от чего не зависишь и сам выбираешь, чем сегодня будешь заниматься. А при употреблении такого рода веществ становишься зависимым, и именно зависимость заставляет снова и снова их употреблять, хотя ты, может, уже этого и не хочешь. Чтобы обладать свободой, нужно быть собой. В основном, люди употребляют психоактивные вещества из-за неуверенности в себе. Когда принимают наркотики ради творчества, это ни к чему хорошему не приводит. Созданные под кайфом «произведения искусства» никогда не становятся шедеврами и уходят в тень.

Недавно вы вернулись из Хорватии c Международного литературного марафона Zlatni Pegaz, где получили статус дипломанта. Как удалось принять участие в марафоне?

В апреле я отсылал свои лучшие работы, по результатам жюри отобрали 10 авторов, в том числе выбрали и меня. Суть марафона состояла в том, чтобы мы в течение четырех минут должны были зачитывать свои произведения перед аудиторией. Поэтому сутки я только выбирал, с какими произведениями мне выступать. В итоге я определился, что первые две минуты своего выступления я буду читать стихи, а вторую половину отведу прозе.

Что для себя вы почерпнули из участия в марафоне? Кто из участников запомнился?

Меня впечатлил жизненный опыт других участников. Конечно, некоторые оказались старше меня в два раза. Запомнился журналист-международник Андрей Правов, который по своей работе объездил буквально весь мир. Он побывал в горячих точках: в Афганистане, Камбодже, Израиле. Человек с таким жизненным опытом в своем творчестве может достичь многого. Он дает текстуру, богатую сюжетику того, чего он видел в этой жизни. Его опыт сам по себе уже гениален. Он подарил мне свою книгу «Роман с террористкой», которую я сейчас как раз и читаю.

Кроме создания литературных сочинений вы выступаете с небольшими концертами. Откуда пришла такая форма подачи своего творчества?

Все началось с презентации моей книги «За гранью грань». Мы взяли несколько произведений из книги и разнообразили их песнями из моего же репертуара. Это был эксперимент, но все были в восторге от того, что возникает этакий перформанс. Это как бы мини-спектакль с особой мозаичностью, который движется от связки к связке, и потому вовсе не обязательно от начала к концу. На последнем концерте была некая общая сюжетная линия, что-то вроде суперметафоры «от 33 к 0». Это обратный отсчет моей жизни. Внимательный слушатель, определенного качества зритель может заметить эту скрытую мысль. Человек, который пришел отдохнуть, не вдаваясь в излишнюю глубину, тоже получит свое удовольствие. С какими бы потребностями не пришел зритель ко мне на концерт, он получит свое.

В каком стиле вы выступаете?

Я делаю свои авторские концерты в духе Евгения Гришковца. Работаю в таком направлении: смесь моноспектакля и музыкально-поэтической постановки. В отличие от однонаправленного характера классического бардовского концерта, получается синкретизм разных направлений. Звучат не только песни, но и стихи, рассказы, монологические вставки. Сыктывкарцы очень позитивно откликаются на это. Современный читатель стал слушателем и зрителем. Поэтому, считаю, что сейчас для автора современно не издавать книги и даже не писать в блогах, а общаться с читателем вживую. Живое общение - это самый благодарный вариант для автора.

Беседовала Ольга Афанасьева

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2025»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930


Реклама
На сайте осуществляется обработка пользовательских данных с использованием Cookie в соответствии с Правилами использования cookies. Оставаясь на сайте, Вы соглашаетесь с условиями Правил. Вы также можете запретить сохранение Cookie в настройках своего браузера.