Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Пятница, 13 Июль 2007, 08:00 1078 1

Интервью заместителя руководителя комитета лесов по Коми Петра Перчаткина агентству «КомиОнлайн»

Лесной кодекс РФ вступил в силу с 1 января 2007 года, он устанавливает правовые основы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, определяет государственную и муниципальную собственность на лесные участки. О том, как реализуется этот документ в интервью агентству «КомиОнлайн» рассказал заместитель руководителя Комитета лесов по Коми Петр Перчаткин.

Петр Александрович, как сегодня проходит процесс реформирования лесного законодательства? Все ли идет гладко?

Лесной кодекс — закон не прямого действия. Для того, чтобы он заработал в полную силу, необходимо принять свыше 70 нормативно-правовых актов, из них 26 постановлений правительства России. В настоящее время принято всего лишь 28 нормативно-правовых акта, и, к сожалению, не приняты основополагающие, такие как правила заготовки, правила рубок ухода за лесом, правила лесовосстановления.

К тому же, в свете Лесного кодекса предстоит большая работа и по постановке арендованных участков лесного фонда на кадастровый учет. Это новая процедура, которой ранее лесозаготовители и лесхозы не занимались, однако до сих пор нет методики, как это делать, и в настоящее время в связи с этим у нас возникла большая задержка в перерегистрации договоров аренды. Но самое главное — не решены вопросы финансирования работ по разработке лесного плана республики Коми и лесохозяйственного регламента лесничеств. Это два самых важных документа, по которым строится все использование лесов, и если они не будут приняты, то арендаторы не смогут подготовить проект освоения лесов (документ, содержащий виды и объем использования лесов, параметры организационно-технических элементов рубок, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов). В результате нарушится вся цепочка организации использования лесов не только у нас, но и во всей России. В связи с этим сегодня идет речь о внесении изменений в лесной кодекс, в частности, многие субъекты России вышли с законодательной инициативой в федеральное собрание, чтобы продлить срок вступления в действие закона до 1 января 2009 года.

Но если говорить о комитете лесов Коми, то мы сегодня делаем все возможное, чтобы наши лесозаготовительные предприятия не испытывали проблем в организации лесозаготовок.

Какие еще изменения в лесном законодательстве окажут существенное влияние на работу лесозаготовителей? Какова реакция лесозаготовителей Коми на эти поправки?

Основные изменения, связанные с работой лесозаготовительных предприятий, состоят в том, что весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов возлагается на арендаторов, причем эти работы они должны выполнять за свой счет. Ранее эти функции выполняло государство. Единственно, сегодня ликвидация лесных пожаров выполняется за счет субвенций, выделяемых из центра. Однако, если этот пожар возник по вине арендатора, то и тушить он его будет за свой счет.

Лесозаготовители региона с пониманием относятся к этим изменениям, и я могу сказать, что ни один из арендаторов не отказался от перезаключения договоров аренды на новых условиях. В свою очередь, арендаторы, принявшие эти условия, получают от государства преференции в виде права на сдачу своего участка в субаренду, перенайм, залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал обществ. В настоящее время арендаторов больше волнует вопрос получения лесного фонда в аренду — теперь это возможно только на исключительном праве аукциона. То есть если ранее проводились конкурсы, и отбор проводился по их профессиональному уровню, технической оснащенности, готовности выполнять работы по воспроизводству лесов, то теперь кто предложит наибольшую арендную плату за участок, тот и будет его обладателем. Поэтому есть опасения, что арендуемые участки будут скупать крупные фирмы, которые впоследствии будут стремиться к получению прибыли, сдавая участки в субаренду. Этот вопрос неоднократно поднимался на уровне правительства России, однако он не получил понимания.

Какие идеи по привлечению частных инвестиций заложены в новом кодексе?

В документе сказано, что при реализации приоритетных инвестиционных проектов заявленный лесной фонд предоставляется инвестору без конкурса. Однако для реализации этого положения также необходимо принять нормативно-правовой документ о порядке, подготовке и утверждению приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Кстати, сегодня в этом плане у нас уже работает ЗАО «Национальная лесная компания — Коми», которая реализует проект по строительству мощного лесоперерабатывающего комплекса в Троицко-Печорском районе. Компания уже заключила договор на аренду лесных участков Печоро-Илычского лесхоза, согласно которому возможная расчетная лесосека предприятия составит порядка 500 тысяч кубометров в год.

Решает ли принятый Лесной кодекс самый острый вопрос — строительство лесовозных дорог?

Ни в лесном документе, ни в нормативно-правовых актах к нему не говорится о преференциях по строительству лесовозных дорог. Однако хочу отметить, что в Коми найдено вариант по стимулированию строительства лесных дорог — это соглашение на резервирование недорожного лесного фонда, которое заключается между лесхозом, комитетом лесов, минпромэнерго и арендатором. В рамках этого соглашения рассчитывается лесосека, а объем недорожного лесного фонда просто исключается из арендной платы. На эту сумму арендаторы и должны построить дорогу, сроки и нюансы этого процесса обговорены в соглашении. Контролируют исполнение этого соглашения стороны договора.

По такому принципу мы уже работаем второй год. На сегодня около 10 предприятий региона имеют такое соглашение и строят дороги, однако желающих очень много — всего на сегодня арендаторов Коми насчитывается 160. Мы не заключаем такое соглашение с кем попало, сначала хорошо изучаем территорию — что представляет из себя этот недорожный фонд, есть ли смысл строить там дороги. Эта дорога должна быть перспективна для использования лесов, полезна при ведении лесного хозяйства и выгодна в социальном плане.

Сейчас в регионе участились случаи, когда предприятия, в том числе и лесозаготовительные, стараются приватизировать тот или иной участок дороги, а впоследствии взимают плату за проезд по нему…

Да, действительно, предприниматель из Корткеросского района приватизировал участок грузосборочной дороги в 40 километрах от поселка Усть-Лэкчим и теперь взимает плату с проезжающих лесовозов. Сейчас ведутся разбирательства по этому поводу, в частности, этим делом занимается республиканская прокуратура, к тому же, этот вопрос находится на контроле у главы Коми. Уже выявлены нарушения в приватизации этой трассы, причем приватизирован там не сам участок, а лишь дорожное покрытие. Думаю, что этот случай у нас первый и последний.

Новый лесной документ также предполагает преобразование лесхозов в лесничества. Как с этим в республике обстоят дела?

Мы предложили в границах имеющихся лесхозов организовать лесничества. Предложение было передано в Россельхоз и одобрено. Подготовлен проект постановления о преобразовании лесхозов в ГУ «Лесничество» и сегодня он находится на согласовании. Я надеюсь, что к началу августа этот проект будет одобрен и принят. Таким образом, согласно новой структуре в регионе будет создано 32 лесничества, которые будут заниматься организацией и контролем всех работ на территории лесного фонда. И хотя в результате этой реорганизации штат сократится вдвое, появятся новые хозяйствующие структуры ООО, в которые как раз и смогут перейти высвобожденные работники лесхозов. Эти организации могут выполнять все работы по ведению лесного хозяйства по договорам с арендаторами и вне арендованных участков лесного фонда.

Петр Александрович, как республика в целом выглядит в сравнении с другими регионами России по реализации нового документа?

Мы подготовились к грядущим изменениям и для обеспечения лесозаготовителей лесом заранее выписали лесорубочные билеты. К тому же, мы обеспечили стабильность для наших предприятий лесопромышленного комплекса, приняв на уровне региона поправки в закон «О регулировании лесных отношений на территории Коми», который дополнен исключительными случаями заготовки древесины на основании договора купли-продажи, заключаемого без проведения аукционов. Как раз согласно этому закону арендаторы получили возможность своевременно выписывать лесорубочные билеты для заготовки древесины. Таким образом, кризиса в лесопромышленном комплексе Коми нам удалось избежать — предприятия работали и работают стабильно и дефицита в сырье не испытывают. Наш опыт переняли и другие регионы страны. Главное — убедить власть, что закон нужен, и нам удалось это сделать. В целом же объем лесозаготовки на протяжении нескольких лет держится на уровне 7,5 миллиона кубометров, хотя расчетная лесосека позволяет заготавливать свыше 26 миллионов кубометров. Основным сдерживающим фактором здесь является недостаток лесоперерабатывающих производств, причем не только в Коми, но и по всей стране.

Одно время у вас не было взаимопонимания с одним из крупнейших лесозаготовителей региона ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК». В чем были причины и как сегодня складываются ваши отношения?

Сыктывкарский ЛПК — это крупнейший арендатор в регионе и самый добросовестный наш партнер. Одно время у нас были с ними разногласия по части подбора поставщиков и по цене сертифицированного леса. Однако на сегодня все эти разногласия урегулированы, мы работаем с ними в тесном контакте и довольны нашим сотрудничеством.

Когда новый лесной документ еще только разрабатывался, комбинат уже в добровольном порядке и за свой счет проводил работы по воспроизводству лесных участков — это искусственное лесовосстановление вырубок. Так, в прошлом году МБП СЛПК искусственно восстановил рубки на территории 500 гектар, что составляет одну пятую часть от общего объема искусственно восстановленных рубок (2500 гектар). Всего в 2006 году на лесовосстановительные работы Сыктывкарский ЛПК затратил 21 миллион рублей. В этом году эта сумма увеличена до 30 миллионов рублей. И на этом Сыктывкарский ЛПК не останавливается — намерение предприятия построить в текущем году первый в регионе питомник по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой мощностью в 1 миллион сеянцев в год. Этот комплекс оборудован по последним технологиям и полностью автоматизирован.

К тому же, благодаря МБП СЛПК нам удалось сертифицировать леса Койгородского и Сысольского лесхозов, а сегодня такая же работа ведется по сертификации лесов Кажемского лесхоза. Комбинат самостоятельно финансируют эти мероприятия — а это стоит немалых денег.

А как относятся лесозаготовители к такому конкуренту, как Сыктывкарский ЛПК?

Если в прошлом году и поступали жалобы на МБП СЛПК со стороны лесозаготовителей, то сначала этого года никаких трений не наблюдается. Думаю, определенную роль здесь сыграло повышение Сыктывкарским ЛПК стоимости принимаемой балансовой древесины.

Что касается сертификации леса, хотелось бы услышать ваше мнение по поводу нашумевшего конфликта, который произошел между аудитором Яковлевым и некоммерческим фондом «Серебряная тайга» (А.Яковлев оспорил данные «Серебряной тайги» о наличии в Коми «девственных лесов», заявив о некомпетентности лесной сертификации, которую проводит фонд — прим. автора). На ваш взгляд реально ли развивать сегодня другие систмы сертификации?

Г-н Яковлев отнесся к аудитору одной из компаний недобросовестно и формально. Если он провел аудит в течение двух дней, то это значит, что он его и вовсе не проводил. Лесная сертификация впервые была заявлена «Серебряной тайгой», в проекте «Модельный лес «Прилузье». Они много вложили в нее сил и средств, и она шла в нужном русле для всех участников лесных отношений. Опыт «Модельного леса «Прилузье», использовали многие регионы России. Поэтому «Серебряная тайга» не может быть безучастна к сертификации Яковлева.

Что касается нашей позиции, то мы полностью поддерживаем «Серебряную тайгу» и не признаем то, что было опубликовано с подачи Яковлева.

С 1 июля этого года начали работать повышенные таможенные пошлины на вывоз кругляка. Насколько, по-вашему, это действенная мера для стимуляции лесопереработки?

Что касается нашей республики, то ориентация на вывоз кругляка за границу у нас отсутствует — это не выгодно из-за высоких железнодорожных тарифов. Ну, а в целом я полностью поддерживаю эти изменения, так как это послужит стимулом для лесозаготовителей в переработке кругляка. Наконец-то начали наводить порядок в этом направлении.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Октябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Реклама


Реклама