Игорь Валентинович, расскажите, как вы попали в Афганистан?
Повестка в армию мне пришла 25 сентября 1982 года, 29 сентября уже ждали в военкомате. Сначала никто ничего не знал. Только в Емве начали поговаривать, что мы - первая партия, которую направят за границу. Хотя приказа министра обороны страны на тот момент еще не было. Куда точно нас везут, нам так и не сказали, но после Свердловска и Челябинска, когда за окнами поезда ушли вдаль границы Казахстана и Узбекистана, офицеры сказали, что мы будем служить в Афганистане. Тогда была такая политика: тема Афганистана была приравнена к государственной тайне, все знали, что там погибают люди, но в статьях писали, что солдаты сажают деревья и помогают строить социалистическое общество.
В то время солдат был молчалив, как бессловесное дерево: куда везут - туда и едешь. Да и не было принято задавать лишние вопросы, не то что косить от армии.
Хотя когда мы прибыли в город Термез, на границе с Узбекистаном, несколько парней отказались ехать в Афганистан, их оставили. Их дальнейшую судьбу я не знаю. Три месяца я служил в Термезе в учебном полку. Нас якобы готовили к Афганистану, хотя как таковой боевой подготовки не было. Дали пару раз пострелять. Я по профессии наводчик артиллерийского орудия, вот им и был в Афганистане.
В декабре 1982 года мы вылетели в Афганистан, сначала на самолете до Кабула, потом на вертолете в Бадахшанскую провинцию, город Файзабат. Там базировался наш полк, единственный на всю провинцию. Я попал в гаубищную батарею наводчиком орудия и прослужил два года. В обязанности наводчика входило исполнение приказа: куда скажут - туда и стреляй.
И как ощущения?
Первое впечатление на нас произвели горы: мы летели в самолете, было красиво, а когда приземлились, вечером нас сразу повели в столовую. Вот тут и повезло окунуться в эту афганскую атмосферу — через десять минут начался обстрел полка. Нас, молодых и неопытных, быстро вывели и уложили в окопы, потому что еще никто ничего не знал, куда бежать. Вот тогда мы поняли, что не в сказку попали. Но страшно не было, мы испытывали интерес: везде стреляют, трассера с гор.
Чем вы объясните такое поведение?
Мы просто не осознавали всей ситуации. Понимание пришло через три месяца: наши разведчики попали в засаду, и мы их выгружали убитыми - вот тогда стало ясно, что на их месте может оказаться каждый. В Афганистане самое страшное было не погибнуть, а быть искалеченным. Потому что каждый, особенно сегодня, понимает, что в нашей стране калека никому не нужен, каким бы героем ты ни был.
А была романтика?
Песни мы не пели, романтики какой-то, которую показывают в кино, я не помню. Солдатская судьба — это ежедневный труд, даже если мы не выезжали никуда. Правда, письма маме писал. А вот в отпуск нас не отправляли, посылки были запрещены, если только совсем маленькие бандерольки, которые внешне письма и напоминают. Не знаю, почему так было.
Вы пошли на это жизненное испытание совсем молодым. Что это? Патриотизм?
У нас в то время было такое воспитание — каждое 9 Мая в моей семье считалось великим праздником. Отец водил к ветеранам, показывал: «Вот это герой!». Это все откладывалось в уме. Это даже нельзя назвать патриотизмом, просто само общество так настраивало подрастающего мужчину. Было даже такое, что если парень не отслужил в армии, девушки не хотели с ним общаться. Потому что в то время считалось, если ты не служил, значит ты больной, или судимый. Даже дети чиновников служили!
И что вам говорили ваши военные? Как подбадривали?
В армии замполиты говорили об интернациональном долге. Сегодня не все понимают это слово, но мы верили, что помогаем афганскому народу строить новую жизнь, что случилась у них эта апрельская революция, и они хотят жить по-новому. Хотя на самом деле потом мы увидели, что там нас никто не ждал и никто не просил этой помощи. Они жили по своим понятиям и обычаям, которые их устраивали.
А что это за понятия?
По их обычаю афганец мог тебя напоить чаем, если ты пришел к нему в дом, а когда ты выйдешь, он мог выстрелить тебе в спину. Там свои законы, своя жизнь, своя религия. Все в Афганистане подчиняется воле Аллаха. Если ты бедняк, ты будешь бедствовать, у них крестьяне отказывались от земли, которую им давали, потому что считали, что это не правильно, что она должна принадлежать начальнику - баю. Там было запрещено смотреть на женщин, в Кабуле молодые девушки уже в то время не прятали лиц, но в провинции Бадахшан все было строго. Когда я служил в Афганистане — это был XIV век, там даже летосчисление велось по-другому, и на календаре значился 1362-64 год. Они так и жили, что в их магазинах продавалась электроника, которую даже в России не видели, и тут же они ходили как нищие, пахали примитивным орудиями землю, ездили на ишаке.
XX век и XIV век были рядом. Сейчас там то же самое — так и остановился Афганистан. Видимо, по-другому жить они не хотят. Ничего там не поменялось. Только сейчас там стоят американцы. И у них свои цели. Они не распространяют помощь, у них скорее работает идея мирового господства. Это мы помогали, возили афганцам продукты, американцам это не нужно.
Как складывалась жизнь после армии?
После армии я два года отработал на СМЗ, потом попал в МВД, работал в приемнике-распределителе для несовершеннолетних, а в 1995 году пошел в ОМОН. С 2011 года я вышел на пенсию, может быть, еще бы послужил, но началась реформа товарища Нургалиева, когда стали сокращать штат.
Я женат, имею двоих сыновей, у которых родилось три внучки. Работают сыновья в МВД. И у них к Афганской войне более современный подход, чем у меня, да и память об этом глохнет. По нашему ТВ что показывают про это? Ничего.
Кода я только вернулся из армии, поначалу чувствовал гордость, что отслужил в Афганистане. Потом во времена перестройки все поняли, что эта война никому была не нужна. Ветераны-инвалиды, которые ходили, просили помощи, унижались, слышали в свой адрес: «Мы вас туда не посылали!» И потом началось — это была ошибка, мы все понимаем... Тем не менее это было! И ошибку свершили не молодые пацаны, ехавшие в Афганистан. Когда я посмотрел фильм «Рембо», я понял, что вьетнамские ветераны войны с нашими очень схожи. Их тоже встретили там с ненавистью. А когда наши войска в 1989 году выводили из Афганистана, ребят не встречал ни руководитель страны, ни московские высокопоставленные чиновники. Нас, конечно, приравняли к участникам боевых действий, выдали удостоверения, обещали квартиры, но их ведь приходилось добиваться! Кто-то получал, кто-то - нет.
А сейчас не легче?
Я считаю, что сегодня поддержка ребятам-инвалидам должна быть. А если ты человек здоровый, зачем ходить просить? Работай, добивайся всего сам! Конечно, приятно, если тебе помогут, но ходить просить — зачем это? Я даже, если честно, не знаю, какие льготы сегодня получают ребята. Ну, пользуюсь, правда, проездом в автобусе. И квартиру мне дали, когда я уже служил в МВД.
Я никуда не хожу, мне ничего не надо.
А Чечня?
В Чечне была настоящая война — когда людей убивают, как еще это назвать? Нашим чиновникам уже стыдно, поэтому контртеррористическую операцию все же стали называть войной.
За первую чеченскую стыдно! Даже я не понимаю, зачем все это было нужно. Это был какой-то бардак, никто не понял, во имя чего все это устроили? Вторая – понятно: уже образовался нарыв, нужно было устранять, ребят отправляли туда наводить порядок, только кто-то погибал, а кто-то получал за это большие деньги. Такого бардака в Афгане, конечно, не было, там мы чувствовали за собой страну, а в Чечне не чувствовали.
В составе ОМОНа я отслужил первую и вторую чеченскую, если сложить все командировки, то на службу ушло два года. Тогда нам тоже никто ничего не говорил, только «это ваша работа - собрались, поехали».
Самое трудное, с чем мы тогда столкнулись, - это быт, неустроенность, мы жили в разрушенных зданиях или под открытым небом. Современную Чечню не сравнить: там сейчас безопасней, чем в Дагестане или Ингушетии. Я думаю, что скоро людей оттуда будут выводить.
Теперь становится понятно, почему сегодня будущие мужчины не хотят служить в армии...
Не поэтому. Парни сегодня служить не хотят, потому что воспитание у них не то. Родители только и занимаются, тем, что зарабатывают деньги. До воспитания руки не доходят. К тому же что у нас по ТВ показывают? Когда развалился СССР, армию начали обливать грязью! Поколение это выросло и нарожало детей, которые служить не хотят.
К тому же призывники боятся дедовщины. Так она начинается чуть ли не с детского сада! Я же помню даже в нашей школе - если ты себя показал, будешь жить нормально. Сейчас какая дедовщина, если служат год? Наше поколение об армии плохого не говорит. Да и с годам в мыслях остается только хорошее.
Все-таки год отслужить надо! Не каждый, конечно, должен - если ты не хочешь, если тебя силком тащат, толку от этого мало. Но условия сейчас хорошие. Да и нужно юношу оторвать от семьи, посмотреть, что он вообще стоит в этой жизни. А то как вчетвером кого-то избить на улице - так они смелые, как в армию идти - начинают плакать, визжать, что их убивают. Этого я не понимаю.
А вы следите за жизнью Афганистана сегодня?
Конечно! Связывался со своими сослуживцами, кто-то из них наведывался в эту страну уже после вывода войск. Сегодня афганцы, которые с нами воевали, говорят, что теперь не подняли бы оружие против русских. «Вы и американцы — это небо и земля, вы все равно бы ушли».
*** 15 февраля 2014 года ветераны Афганистана празднуют 25-летие вывода войск из страны.
Война в Афганистане началась 27 декабря 1979 со штурма дворца амина. Военный конфликт разделил правительственные силы Афганистана и войска СССР с одной стороны и многочисленные вооруженные формирования афганских моджахедов (душманов), пользующихся политической и финансовой поддержкой ведущих государств исламского мира - с другой. Сегодня гражданская война в Афганистане продолжается.
В День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, принято чествовать ветеранов войны в Афганистане и соотечественников, принимавших участие в более чем 30 вооруженных конфликтах за пределами страны. Около 25 тысяч россиян отдали свои жизни во время исполнения служебного долга. На территории Афганистана советские войска находились 9 лет, 1 месяц и 19 дней — с 1979 по 1989 годы. В мае 1988-го СССР начал вывод войск из этой средневосточной страны, а 15 февраля 1989 года последнее подразделение 40-й армии Советского Союза покинуло Афганистан, где погибли 82 бойца из Коми.
Беседовала Татьяна Ткалун
Комментарии