О специфике работы отдела по борьбе с компьютерными преступлениями МВД по республике (отдел «К») и о причинах интереса журналистов к делам, которые ведет подразделение, в интервью «КомиОнлайну» рассказал руководитель киберполицейских Коми Сергей Огородников.
Сергей Леонидович, какие уголовные дела преобладают в практике отдела «К» в 2008 году, изменилась ли эта тенденция в начале 2009 года?
В 2008 году сотрудники отдела выявили более 140 преступлений, из них подавляющее большинство связано с хищением реквизитов доступа к сети Интернет. Хочу отметить, что такого рода преступления характеризуются циклическими подъемами и спадами: сначала их количество резко растет, затем спад 2-3 года, затем появляются новые любители выйти в Интернет за чужой счет. Несколько меньше фактов распространения порнографии, нелицензионных программ.
В этом году выросло количество мошенничеств, совершенных с использованием Интернета. Очень часто, фактически еженедельно, поступают заявления о клевете и оскорблениях, совершенных либо в сети, либо с ее использованием. Я часто общаюсь с коллегами из других регионов, у них мало кто знает про отдел «К», к тому же жители с заявлениями о совершенных в отношении них онлайновых преступлениях обращаются очень редко, а то и вовсе не обращаются. В республике, во многом благодаря журналистам, чуть не каждое наше дело становится предметом обсуждения, к нам ежедневно обращаются люди, пострадавшие от злоумышленников, естественно, по всем заявлениям проводятся проверки. Мы регистрируем и рассматриваем абсолютно все заявления, пусть они будут курьезными, откровенно не имеющими признаков преступления. Любой человек, который приходит к нам, приходит не делиться радостью, а с бедой либо проблемой. Наша обязанность — помочь человеку восстановить справедливость.
В каких городах и районах Коми работают сотрудники отдела? Испытывает ли подразделение кадровый голод?
Отделу «К» в этом году исполняется 10 лет. Основная часть сотрудников работает в Сыктывкаре. Два года назад были созданы группы в Воркуте и Ухте. Кадрового голода нет, безусловно, есть ротация, к нам приходят новые сотрудники. Тем не менее, я с радостью выслушаю предложения от желающих устроиться на работу в отдел.
Какова специфика киберпреступлений в Коми? Их количество растет?
Количество преступлений в сфере компьютерной информации в Коми, как и в России, с каждым годом увеличивается. При этом в последние годы намечается устойчивая тенденция к увеличению числа корыстных преступлений, направленных на завладение денежными средствами. Это и разнообразные мошенничества, совершаемые при помощи мобильных телефонов, электронных кошельков, лотерей и розыгрышей в Интернете. Это также хищение трафика, в том числе WiFi. Если несколько лет назад большинство преступлений совершалось с хулиганскими целями, либо от желания посмотреть «что получится, если», то сегодня все больше злоумышленников хотят украсть чьи-либо деньги.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к пользователям сети Интернет: будьте бдительнее по отношению к своим электронным кошелькам и пластиковым картам. Не храните учетные имена и пароли доступа в почтовых ящиках, файлах на компьютере, никому из посторонних лиц не передавайте их. Используйте и регулярно обновляйте антивирусные программы, постарайтесь меньше использовать взломанных программ. Если раньше взломщики для снятия защиты писали альтруисты, то сегодня большинство так называемых «кряков» — вредоносные программы, направленные на сбор информации о пользователе либо предоставление злоумышленнику удаленного управления вашим компьютером. Элементарные правила безопасности при работе в сети Интернет позволят предотвратить большинство преступных посягательств на вашу информацию и деньги.
Эксперты считают, что российское законодательстве об авторском праве несовершенно. Ваш отдел занимается защитой интеллектуальной собственности, сталкиваетесь ли вы с несовершенством закона в своей работе?
Законы, которые регулируют правоотношения в информационной сфере, никак не могут быть совершенными, ведь они регулируют отношения, меняющиеся чуть ли не ежедневно. Никакой закон не успеет за динамично развивающейся по своим законам Интернет-средой. Думаю, необходимо вернуться к саморегуляции. Государственные органы, применяя действующие нормы к отношениям, возникающим в Интернете, часто действуют, как слон в посудной лавке. Это происходит не от инертности мышления либо упертости правоприменителей, а только от того, что в своей деятельности мы обязаны использовать нормы действующего закона.
По поводу части 4 Гражданского кодекса, которая регулирует права на результаты интеллектуальной деятельности, можно долго рассуждать. Безусловно, этот закон не совершенен, в нем множество пробелов и упущений. Думаю, что в ближайшее время в него будут внесены уточнения и дополнения, касающиеся файлообмена, ответственности хостеров и так далее.
Современные сетевые СМИ активно используют приемы интерактивного общения, в частности, сервис «комментариев» под новостями. Известно, что в практике Отдела «К» есть уголовные дела по поводу комментариев жителей Коми в сетевых СМИ. Расскажите подробнее об этом.
Поводом для возбуждения уголовного дела, да и проверки, является информация о признаках преступления. Если признаки преступления содержатся в комментариях, оставленных на Интернет-ресурсе, такой комментарий также может явиться поводом для проверки наличия признаков преступления. В любом случае, комментарий должен содержать признаки преступления, указанные в той или иной статье Уголовного кодекса.
Некоторые авторы комментариев, считая Интернет анонимной средой, показывают свое истинное лицо, выплескивая грязь на окружающих. Сталкиваясь с этими комментаторами в реале, порой поражаешься, что может сделать приличный вроде человек, считая себя безнаказанным. Иногда слышу от комментаторов: руки прочь от Интернета, это вольница, не хочешь — не читай и тому подобное. Так вот, мое мнение: Интернет — это не восьмое чудо света или райские кущи, это одно из средств межличностного общения и обмена информацией. Все мы живем в обществе, законы общества одинаково действуют и на улице, и в Интернете. Более того, когда проблемы в Интернете касаются лично человека, призывающего к полной вседозволенности, зачастую он обращается в правоохранительные органы и требует наказания виновных.
Меня многие спрашивают, читают ли сотрудники отдела все комментарии. На это нет ни желания, ни времени, ни людских ресурсов.
На многих предприятиях, особенно крупных, с целью безопасности ведется мониторинг личной электронной переписки сотрудников, в том числе с помощью специальных компьютерных программ. Как вы прокомментируете с точки зрения закона наличие контроля и таких программ? Были ли в вашей практике подобные случаи?
Личная переписка, в том числе по электронной почте, является охраняемой Конституцией РФ тайной. Любое ограничение такой тайны возможно либо с личного добровольного согласия сотрудников предприятия, либо по решению суда.
Говоря о контроле, необходимо разграничить личную переписку и рабочую. Если человек использует корпоративный электронный ящик, работодатель вправе запретить работнику вести с использованием данного ящика личную переписку, отсылать либо принимать какие-либо файлы. С согласия работника работодатель вправе контролировать содержимое служебной корреспонденции. Если же работник использует на работе личный почтовый ящик, а работодатель решил узнать содержимое переписки — это повод обратится к нам с заявлением о проведении проверки.
Обращений по поводу незаконного чтения переписки на предприятиях республики к нам в отдел пока не было. В практике отдела было несколько случаев, когда злоумышленник, получив каким-либо способом пароль от электронного ящика потерпевшего, читал чужую корреспонденцию либо отправлял с «похищенного» ящика письма.
Стоит ли бояться пользователям Интернета в ближайшие годы установления «тотального контроля» со стороны правоохранительных органов, государства, о чем сейчас говорят многие? Реально ли это?
Тотальный контроль за пользователями Интернета, по крайней мере, при сегодняшнем законодательстве, у нас в стране невозможен. Полагаю, большая опасность сегодня исходит не от государства, а от различного рода структур, накапливающих и систематизирующих информацию о пользователях сети.
Комментарии