Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Пятница, 9 апреля, 2010, 09:48 10204 1

Без купюр: размышления руководителя отдела «К» МВД по Коми Сергея Огородникова «Модерация и саморегуляция»

«КомиОнлайн» представляет размышления руководителя отдела по борьбе с компьютерными преступлениями и незаконным оборотом радиоэлектронных и специальных технических средств МВД региона Сергея Огородникова о проблеме саморегуляции в сети Интернет.

На протяжении несколько лет в Рунете ведутся дискуссии (например, на портале KomiOnline.Ru) о необходимости регуляции отношений в сети Интернет. С недавних пор представители государственных органов все чаще заявляют о необходимости специального регулирования правоотношений, возникающих между пользователями Всемирной паутины, при этом предложения вносятся самые разнообразные: здесь и поголовная идентификация пользователей, и создание «великого русского файерволла», и принятие федерального закона «О сети Интернет». Государство озаботилось проблемой нигилизма в сети и не оставит намерения навести порядок в стихийно возникшей Интернет-вольнице. Регулирование отношений в сети неизбежно, весь вопрос заключается в том, что послужит основным регулятором: государственные органы или Интернет-сообщество.

Попытаюсь высказать свое мнение по этой, безусловно, животрепещущей проблеме.

По какой причине возникла потребность в регуляции в сети Интернет?

Во-первых, в общении в сети участвуют миллионы пользователей (недавно появились данные, что сетью Интернет в России пользуется около трети населения, а это почти 50 миллионов человек). Любой пользователь отличается своими собственными интересами, внутренними переживаниями, психоэмоциональным состоянием, связанными с личностным миропониманием и мироощущением, а также с определенной нравственной культурой самой личности. Безусловно, если бы все пользователи были абсолютно социально и юридически ответственными людьми (этакие «сферические кони в вакууме»), вопросов с регулированием информации в сети никогда бы не возникало.

Во-вторых, на сегодняшний день отсутствуют четкие социальные и правовые нормы общения в сети, писаный или неписаный кодекс поведения, каковой рано или поздно зарождается в любой общности, будь то трудовой коллектив, политическая партия или участники Интернет-форума. Отсутствие норм, то есть общепринятых правил поведения, влечет возникновение конфликтных ситуаций, причем в разрешение данных ситуаций вовлекаются и участники Интернет-общения, и администрация веб-ресурсов, а зачастую — государственные регулирующие и правоохранительные органы. Государство все чаще сталкивается с нарушением законов, совершенных в сети и в отношении пользователей сети; и не может дистанцироваться от проблем онлайновых правонарушений.

От информационного хаоса — к информационному фильтру

Вижу два развития способов регуляции отношений в сети: модерация (цензурирование) и саморегуляция. Безусловно, как представителю правоохранительной структуры, мне ближе модерация — четкое установление правил, перенос оффлайновых правоотношений в онлайновые. Этот метод контроля предпочтительнее для владельцев веб-ресурса, на котором размещена модерируемая информация. Основанием модерации могут послужить, во-первых, пользовательское соглашение, то есть тот свод правил, которые принимает пользователь, оставляя свою информацию на ресурсе; а во-вторых, действующие сегодня нормы права, ограничивающие обмен определенной информацией (сведения о частной жизни, служебная и государственные тайны, порнография, экстремистские материалы и т.п.). Модерация снизит и нагрузку на правоохранительные (регулирующие органы), и послужит определенным элементом просвещения, «излечивая» нигилизм отдельных пользователей.

Следующим шагом для развития нормального Интернет-сообщества вижу саморегуляцию. Любая развивающаяся сложная система, к которым можно безо всяких натяжек отнести Рунет, стремится к самоорганизации, которая, в свою очередь, эффективно реализуется через саморегуляцию. Саморегуляция является универсальным свойством всех живых организмов, а поскольку в общении в сети пока участвуют в подавляющем большинстве люди, общность людей, представленная в том или ином Интернет-сообществе, никуда не разовьется без саморегуляции и принятия правил.

Вместе с тем, саморегуляция Интернет-сообществ возможна лишь при определенной зрелости всех участников общения, осознанного соблюдения ими принятых правил поведения. Эффективным методом саморегуляции послужит выставление участниками сообщества рейтингов пользователей, коллективных «банов» нарушителей, да и просто нетерпимость к хамству и неадекватности, не выливающаяся в «троллинг».

Закончу словами, которые на одной из конференций высказал коммерческий директор компании «Видео Разработки» Владислав Бухарев: «Чтобы не быть регулируемым, сообщество должно само осуществлять неприятный процесс регулирования. Это позволит сохранить свободу слова и творчества в Сети».

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Реклама