В этом году погода порадовала любителей искусства. Солнечным вечером сыктывкарцы направились в литературный музей Куратова, чтобы прочитать стихи и познакомиться экспонатами. В доме-музее И.Морозова открылась авторская выставка, посвященная 50-тилетию полета человека в космос. Она явно контрастировала с избой и старинной утварью, где женщина-крестьянка накрыла на стол и ждала гостей в одиночестве.
Сотрудники Национального музея в этот необычный день, когда человек по-другому начинает смотреть на вещи, решили напомнить посетителям, что в здания входить с колясками, велосипедами и напитками не положено. Те, кто прошел «фейс-контроль», могли за отдельную плату сфотографироваться с экспонатами. Кто-то из посетителей заметил, что ограничения для съемки могут быть связаны только с неудовлетворительным состоянием выставочных вещей, а в целом фотографировать можно. В то же время прозвучало, что деньги музеи берут во всем мире, поэтому никто не стал спорить с установленными правилами.
Культурные люди делали фото на память и покупали кукол, сделанные своими руками. Всем желающим мастерица показала, как изготовить куклу-берегиню. Это были целительная, обереговая, подорожница и ангелы-хранители. Весь материал для мастер-класса музейные работники приобретали на собственные деньги.
Отдел этнографии встречал посетителей грохотом и скрежетом: в старинных ступах люди толкли горох для счастья, который купили на входе.
Ритуал сулил веселую свадьбу в будущем и ценные приобретения.
На перекрестке улиц Ленина и Коммунистическая играла зажигательная клубная музыка. Прохожие танцевали и делали открытку к 100-летию музея, которое он отмечает в этом году, и фотографировались на фоне старых мужских и женских вещей. Изготовление таких экспозиций называлось интерактивный ассамбляж.
У входа в отдел природы показывали фильм про наркотики. А внутри разворачивалась настоящая драма. Выставка кукол прошлого века вызвала восхищение у маленького зрителя: дети не хотели покидать музей, смотрели мультики и норовили взять кукол в руки, чтобы поиграть с ними, в то время как строгие родители отдергивали своих отпрысков и учили правильному поведению в культурном месте.
Было заметно, что посетители нигде не задерживались долго, оценивали творческие достижения стоя и куда-то торопились.
В отделе природы темная и жаркая комната приглашала на ночной дозор. Множество людей спешило узнать о жизни ночных жителей леса: белок и сов.
А в отделе истории старинный патефон соперничал с магнитофоном: люди угадывали мелодии. По-старинному там же можно было купить сереговскую соль: на одной чаше весов находился мешочек с белым золотом, а на другую чашу нужно было накидать монет, чтобы весы выровнялись. В этом случае сделка считалась заключенной.
Полюбившиеся детям живые неандертальчики и на этот раз в уютной «пещерке» учили наскальной живописи и устраивали веселые конкурсы.
Юные посетители оценили актерские способности своих учителей, которые со всей искренностью в первый раз в жизни увидели фотоаппарат в руках журналиста.
Одним из самых массовых аттракционов стал чердак с приведением.
К нему выстроилась огромная очередь, поэтому корреспонденту увидеть фантома не удалось, но люди рассказывали, что примерно минуту смотрели диафильм. Подсматривать за духом призывала и надпись: «Кто сказал, что подглядывать не хорошо?».
Национальная галерея пригласила желающих прикоснуться к искусству с 17:00.
Обитель творчества порадовала взрослого зрителя пикантной инсталляцией «Витрувианского человека»: к изображению человека Леонардо Да Винчи приделали мужской половой орган. Огромный диск, который вращал переодетый в известного итальянца человек, рассказывал о том, что время идет, а суть не меняется: прогресс общества и технологий не отменяет животной составляющей природы человека. Чрезмерно впечатлительных и детей к просмотру не допускали.
Между тем, даже взрослые женщины возмутились такому творческому подходу к классике, а мужчины вообще не задерживались долго около символа взаимодействия человека с Вселенной.
По традиции галерея провела «Ночь музеев», на этот раз в итальянском стиле, в своем саду и в здании. За 300 рублей зритель увидел сон рыцаря. Автор изготовил из металла теннисную ракетку, которую увидел спящий рыцарь и оставил свой меч. Оказывается, в Древнем Риме играли твердым шаром и ладонью в игру, которая потом стала прообразом тенниса. Этого рыцаря потом можно было увидеть прогуливающимся по саду.
Тема деревьев дважды встретилась среди работ художников. Экологической инсталляцией «В память жертв на Димитрова» автор хотел напомнить о том, что вытворяет человек с природой.
А в одном из залов галереи можно было увидеть фотовыставку «Жизнь деревьев».
Почувствовать итальянский вечер помогали гуляющие повсюду венецианские маски.
Оказывается, в Венеции властям пришлось запретить жителям носить их, так как люди, зная, что могут скрыть свою личность, почти дошли до беспредела, одевая маски даже в будни. Посетители галереи делали эти маски своими руками и могли оценить привезенную из Венеции маску-сувенир.
Еще одной знаменательной личностью этого вечера стал известный кинорежиссер Микеланджело Антониони. Его творчеству была посвящена инсталляция, которая напомнила зрителю о его шедеврах – фильмах «Фотоувеличение», «Заброски-поинт» и «Профессия репортер». Выдающийся итальянец говорил о духовном омертвении, эмоциональной усталости и одиночестве людей.
В галерее звучали стихи, музыка.
И благодаря итальянскому лейтмотиву зритель смог прикоснуться к нашему – местному – искусству.
Программу организаторы постоянно корректировали. И в конце концов не состоялось огненное шоу «Мы бандито», зато самые стойкие зрители поздним вечером отведали пиццы и вина.
Фото Владилена Олофинского
Комментарии