Напомним, авария на теплосети в Водном случилась после кратковременного перебоя подачи электроэнергии ночью 8 декабря. В котельной произошло отключение насосов, повлекшее образование порыва трубопровода около дома по улице Ухтинской, 2. В связи с низкой температурой воздуха в 113 жилых домах произошло завоздушивание и заморозка систем отопления. Подача тепла в жилые дома была остановлена. Без тепла остались 6500 жителей поселка.
Итоги проверки свидетельствуют, что авария и ее последствия стали возможными в результате нарушений, допущенных руководством и должностными лицами администрации Ухты, МУП «Ухтаэнерго» и управляющих компаний.
Как сообщает пресс-служба прокуратуры Коми, одна из основных причин аварии – неготовность тепловых сетей Водного к отопительному сезону. Со стороны администрации Ухты длительное время не принималось мер к их ремонту. Это подтверждается фактами многочисленных порывов на магистральных сетях и обнаружением в ходе ремонтных работ фактов снижения толщины стенок труб в 3-4 раза ниже нормативной.
Значительная часть теплосетевого хозяйства поселка в результате бездействия администрации муниципалитета находилась в бесхозном состоянии. Прокуратура выявила 57 бесхозных участков тепловых сетей. Эти объекты не обследовались вообще и вопрос о выделении средств для их ремонта даже не рассматривался.
Изношенность котельного оборудования Водного также явилось причиной аварии. Администрация Ухты в 2011-2012 годы средства на ремонт котельной не выделяло, поскольку данный объект жизнеобеспечения не является муниципальной собственностью.
Собственниками недвижимого имущества котельного комплекса поселка с июля 2006 года являются двое физических лиц, собственником котельного оборудования (водогрейные и паровые котлы, газопроводы, насосы) – индивидуальный предприниматель.
Администрация Ухты в 2006 году при продаже котельной частным лицам не приняла меры по защите законных интересов граждан путем обращения имущественного комплекса в собственность органов местного самоуправления или муниципальных предприятий. Муниципалитет законность заключенных договоров купли-продажи в судебном порядке не оспорил.
В результате бездействия администрации Ухты пропущен срок исковой давности по оспариванию сделок данной категории. В итоге произошли переход права собственности и реализация объекта жизнеобеспечения лицам, не заинтересованным в его безаварийной эксплуатации, что повлекло моральный и физический износ котельного оборудования.
В силу закона организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей относится к полномочиям органов местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления должны принимать меры в случае неисполнения теплосетевыми организациями своих обязательств.
Вместе с тем, администрация Ухты фактически не контролировала деятельность МУП «Ухтаэнерго». Данное предприятие арендует и эксплуатирует котельное оборудование у предпринимателя за 300 тысяч рублей в месяц. При этом в соответствии с условиями договора, не до конца согласованных сторонами, «Ухтаэнерго» обязано поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии и нести расходы по его текущему и капремонту.
Серьезные нарушения допущены при оценке готовности объектов жизнеобеспечения Водного к отопительному сезону 2012-2013 годов. Акт готовности объектов энергетического комплекса Водный в сентябре 2012 года подписан исполняющий обязанности руководителя администрации Ухты без их фактического осмотра. В состав комиссии по проверке готовности объекта не были включены представители Ухтинского отдела Печорского управления Ростехнадзора. В итоге котельная допущена к эксплуатации с нарушением требований закона.
Одним из основных факторов, повлиявшим на наступление серьезных негативных последствий аварии, явилась неготовность персонала «Ухтаэнерго» к возникновению и ликвидации аварийных ситуаций. Информацию об инциденте в Ухтинский отдел Печорского управления Ростехнадзора МУП направило несвоевременно и не в полном объеме, комиссию по расследованию инцидента не создало.
При наличии объективных данных об отсутствии теплоснабжения в домах более двух суток подряд в холодное время года, данных о значительных расходах средств и материалов организаций, которые участвовали в устранении аварии, режим чрезвычайной ситуации был объявлен администрацией Ухты лишь 14 декабря 2012 года., тогда как основания для его введения имелись уже 10 декабря.
В ходе проверки установлено, что администрацией Ухты процесс по устранению последствий аварии был организован ненадлежащим образом. Информация о реальном состоянии теплоснабжения жилфонда Водного отсутствовала. Население о ситуации, связанной с аварией и принимаемыми мерами по ее устранению, должным образом не информировалось.
Нарушения выявлены и со стороны управляющей компании ООО «Домсервис». Ее сотрудники не обеспечили своевременный слив воды из систем отопления 16 многоквартирных домов, что привело к их закупориванию и дальнейшему разрыву. Персонал компании действиям при возникновении аварийных ситуаций не был обучен.
Всего по фактам выявленных в ходе проверки нарушений прокуратурой внесены три представления, девять должностных и юридических лиц привлечены к административной ответственности. В суд направлено два заявления о возложении на МУП «Ухтаэнерго», собственников котельной и администрацию Ухты обязанности устранить нарушения закона о промышленной безопасности. Кроме того, в суде на рассмотрении находятся 11 исков прокурора Ухты в защиту прав социально незащищенных граждан о возмещении причиненного в результате аварии морального и материального ущерба.
Об итогах проведенной проверки прокурор республики Сергей Бажутов проинформировал главу Коми Вячеслава Гайзера.
Фото со страницы И.Леонова в «ВКонтакте»
Комментарии