Открывая заседание, председатель палаты Маргарита Колпащикова сообщила, что в ходе реализации майских указов президента России учителям в Коми была повышена зарплата. В результате возникла сильная градация в оплате труда педагогов и методических работников. Сторожи, уборщицы, повара, завучи и даже директора школ теперь получают меньше, чем учителя. При этом не ясно, как скажется повышение зарплаты на качестве образования.
Начальник управления образования Сыктывдинского района Нина Панюкова отметила, что меры по повышению зарплаты учителям все восприняли положительно. Среднемесячная зарплата учителя в районе составляет 38500 рублей, воспитателя – 25 тысяч рублей. Однако целевые показатели достигаются за счет премий, весь фонд оплаты труда уходит на зарплаты учителям. В итоге зарплата у заместителя директора школы составляет 80 процентов от зарплаты педагога, у иных работников – 30 процентов. В районе наблюдается тенденция: заместители директоров становятся учителями, школьные повара увольняются.
«Возникновение неравенства в зарплатах отдельных категорий работников образования мы предсказывали сразу после появления майских указов. Проблема актуальна для всех регионов страны», - заявил министр образования Коми Владимир Шарков. Он заверил, что на выплату зарплат деньги в бюджете есть. Муниципалитетам средства выделялись в полном объеме в соответствии с расчетами, которые предоставляли сами районы. Если показатели не сходятся, нужно выяснять, почему деньги были израсходованы неправильно. Министр не исключил повышения в будущем зарплат методических работников, однако на это пока что денег взять неоткуда. «Многие директора при их колоссальной ответственности получают зарплату ниже своих подчиненных – учителей. Нужно пойти по пути повышения зарплат руководителям школ, иначе мы можем столкнуться с их уходом в учителя», - сказал В.Шарков.
Что касается качества образования, по мнению министра, не следует ожидать сиюминутного эффекта от повышения зарплаты: «Учитель лучше учить не станет. Каждый человек считает, что его труд недооценен. Каждый учитель считает, что работает хорошо. Повышение зарплаты для учителя означает лишь то, что его труд оценили по достоинству. Повышение зарплаты нужно рассматривать в комплексе с другими инструментами, такими как аттестация педагогов».
Начальник управления по надзору и контролю в сфере образования минобраза Коми Светлана Моисеева-Архипова добавила, что ни в одном нормативном акте не написано, что детей надо учить хорошо. Отсутствует единое представление о том, что такое качество образования. Большинство ученых под этим понимает соотношение результатов, достигнутых отраслью, нормативным требованиям. Такие требования в свою очередь установлены федеральными государственными образовательными стандартами. Однако зачастую педагогическое сообщество не сильно переживает, что оно не соответствует нормативам, продолжает оценивать свою работу «на глазок». С другой стороны, нужно учитывать ожидания общества, родителей и детей – чего они хотят от школы. «Линейка», по которой измеряют качество образования, должна быть единой для всей страны, и общество должно о ней знать.
Комментарии