Темой круглого стола стало образование и воспитание в кадетских классах. Рассматривали этот вопрос представители всех школ Коми, в которых созданы такие классы. Однако проблемами кадетского движения обсуждение не ограничилось и коснулось недостатков образовательной системы в целом.
Для начала участникам показали видеоролик, в котором современный человек в приступе белой горячки видит своего деда - участника войны. Тот рассказывает своему недостойному потомку о сражениях, покуривая папиросу. Затем зрителям показывают, как в современном городе появляются нацистские оккупанты и расстреливают не способных дать отпор жителей. Закончился ролик словами «в любом из нас сидит война, и ее нельзя проигрывать».
Настроившись в ходе просмотра ролика на нужный лад, участники круглого стола приступили к обсуждению.
Начальник республиканского управления противопожарной службы и гражданской защиты Игорь Терентьев сообщил, что его ведомство испытывает дефицит кадров, наряду с другими службами. Острее всего проблема стоит в отдаленных населенных пунктах. По его словам, кадетские классы создаются в том числе и для того, чтобы привить любовь к своему населенному пункту. В настоящее время управление сотрудничает с четырьмя сельскими школами. Детей обучают азам безопасности при работе с огнем, поведении на воде и другим полезным навыкам.
Заместитель директора по воспитательной работе сыктывкарской школы №25 Марина Решетник сообщила, что в этом году в образовательном учреждении начали работу профильные авиационные классы, созданные по инициативе «Комиавиатранса». От предприятия учащиеся получают форменную одежду и питание, проходят на его базе обучение. Однако в других классах расходы на дополнительные образовательные программы ложатся либо на школу, либо на родителей учеников. В частности, чтобы школьник мог выехать на военно-полевые сборы, дорогу и питание должна оплатить его семья.
В ходе круглого стола неоднократно поднималась проблема преподавания ОБЖ в школах. Все чаще преподавателями по этому предмету работают женщины. Раньше этим занимались офицеры запаса и военнослужащие. В результате такого перекоса мужское начало подавляется женским, что не идет на пользу образовательному процессу. Участники круглого стола выступили с идеей, чтобы военные вузы занялись подготовкой преподавателей ОБЖ.
Также собравшиеся затронули проблему недобора призывников в армию и назвали это результатом существующей системы образования. Педагоги призвали и дальше развивать систему кадетских классов.
Выступил и министр образования Коми Владмир Шарков, начав с предупреждения, что «опустит собравшихся с небес на землю». По его словам, в российском законодательстве нет понятия «кадетский класс», есть лишь «кадетский корпус» и «кадетская школа». Кадетские классы с пятого по девятый класс существуют в рамках дополнительного образования, с десятого по одинадцатый — в формате профильных классов. «Решать проблемы кадетов мы будем в рамках решения проблем отрасли образования в целом. Меня смутило, что вы призываете воспитывать патриотизм в кадетских классах. Патриотов мы должны воспитывать в школе вообще. В рамках образовательного стандарта есть соответствующая программа духовно-нравственного воспитания, почитайте ее», - посоветовал министр. Также он сообщил, что рассматривается вопрос о присвоении кадетской школе в Сосногорске статуса республиканской. Кроме того, в 2014 году на базе эжвинского детского сада №2 должна быть создана школа-интернат для кадетов.
*** В Коми кадетские классы созданы в 11 средних школах: в школах №№ 25, 12 и 31 Сыктывкара; в Ухте – в школе №18; в Усинске – в школе №5; в Воркуте – в школе №16, в Ижемском районе - в щельяюрской школе; в Корткеросском районе – в сторожевской школе; в Сыктывдинском районе – в зеленецкой и ыбской школах; в Усть-Цилемском районе – в короворучейской школе. Функционирует в республике кадетская школа – в Сосногорске. В целом кадетское образование получают 836 детей.
Комментарии