Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Пятница, 13 декабря, 2013, 12:28 2498 9

Журналисты Коми не признали кодекс профессиональной этики от общественника Игоря Иванова

Большого интереса дискуссия у сотрудников СМИ, прямо скажем, не вызвала: на нее пришло всего 10 журналистов, некоторая часть из которых, очевидно, собиралась не разговаривать, а записывать. Примерно эту же мысль, открывая встречу, высказал и модератор разговора, редактор агентства «БНК» Алексей Лазарев.

«Я напомню, что кодекс этики журналистов составил член общественной палаты Игорь Иванов. Он был недавно обнародован и сразу же вызвал полемику. Первой не выдержала Дарья Шучалина, которая у себя в блоге написала пост «Не могу молчать», категорически не согласившись с некоторыми положениями документа. Мы хотели собрать журналистов и обсудить это, сделали рассылку по всем СМИ, обзвонили лично главных редакторов. Но то, что мы видим, в какой-то мере отражает отношение журналистов к кодексу — все ссылаются на занятость, на еще что-то», - сказал он, обведя рукой немногочисленных собеседников.

И.Иванов согласился, сказав, что такая ситуация ему знакома до боли, потому что, стараясь организовать какие-либо мероприятия, напрямую связанные с работой журналистов, он получает точно такую же картинку — никто не приходит.

Так как главный оппонент И.Иванова Д.Шучалина несколько задерживалась, решено было начать без нее и прояснить для присутствующих, что же все-таки собой представляет кодекс.

«Работая над кодексом, я посмотрел весь опыт, какой имеется по этому поводу. Это не какая-то новая идея, но все кодексы очень друг от друга отличаются. Я попытался сделать лучшую выборку и приспособить к региональным условиям. Главный побудительный мотив — установить некую планку. Это не юридический документ, который апеллирует к санкциям», - сказал он.

Объясняя причины, побудившие его составить кодекс, И.Иванов даже сослался на библейские заповеди и кодекс строителей коммунизма, которые декларируют некие общие принципы жизни и работы, так сказать, моральную подоплеку любой деятельности.

- Игорь, я не поняла, а что это вдруг тебя подвигло взять и сделать кодекс в 2013 году? - резонно заметила глава холдинга «Коми му» Надежда Быковская.

- Мы вообще живем неплохо без всего. Что меня сподвигло... хмммм... хо-хо... Наверное, это один из этапов моего тяжелого пути первых двух лет работы в общественной палате, когда я искал возможности собрать журналистскую братию. Должны быть какие-то внешние скрепы, которые могли бы нас объединять. Этими точками соприкосновения и мог бы быть кодекс, - несколько смешавшись, ответил он.

Тут к беседе присоединилась Д.Шучалина, она объяснила причины резкой критики в адрес документа.

«В кодексе есть очень спорный пункт — журналист редакции должен отказаться от выполнения задания, в случае если это задание противоречит нормам нравственности и морали. На мой взгляд, этот пункт недопустим, хотя под некоторыми пунктами кодекса можно подписаться. Я нахожусь сейчас не на стороне баррикад, где находятся журналисты, а на другой — где находятся редакторы. Главный редактор по сути - руководитель предприятия. И если на предприятии не будет исполнительской дисциплины, то оно рано или поздно развалится. Если редактор дает задание, а журналист говорит, что «нет, с точки зрения морали это ужасное задание, и я не буду его выполнять», то такой журналист подлежит увольнению. Этот пункт нужно просто убирать. Я бы сравнила это с армией — приказы не обсуждаются», - сказала она, отметив также, что в ее редакции мнение сотрудников все же учитывается во время обсуждений на планерке.

Журналистка предложила подписывать кодекс не рядовым сотрудникам СМИ, а главным редакторам, потому что они ведут политику издания и именно от них зависит, какие задания будет получать журналист.

Корреспондент «КомиОнлайна» уточнила у Д.Шучалиной, как армейская система работы в издании может существовать, если в 47 статье закона о СМИ четко написано, что журналист может отказаться от подготовки материала, если он противоречит его убеждениям. «Если что-то не устраивает, можно идти в другое СМИ», - ответила главный редактор «Красного знамени Севера». Полемика начала было набирать обороты, но И.Иванов вмешался и напомнил, что на Нюрнбергском процессе подсудимые тоже ссылались на приказы командования.

Чуть позже слова корреспондента «КомиОнлайна» опровергла представитель телеканала «Юрган» Марина Логачева, которая сказала, что в законе о СМИ написано, что журналист может потребовать снять свою подпись под текстом, но отказаться от выполнения задания не вправе. (Редакция «КомиОнлайна» проконсультировалась с юристами и выяснила, что, согласно комментариям к законодательству в области журналистики, сотрудники СМИ все же имеют право и отказаться от подготовки материала, и запретить его публикацию, если редактор сместил в статье акценты, и не ставить подпись под материалом).

Все это время молча наблюдавший за разговором владелец портала «7x7» Леонид Зильберг решил вмешаться и с несколько скучающим видом заметил: «Кодекс этот не нужен по очень простой причине. Дарья четко излагает состояние сегодняшних СМИ, в которых журналистика отсутствует. Мы имеем не журналистику, а пропаганду. Какой кодекс для пропаганды? Весь смысл этого кодекса в этих условиях один — загнобить последнего журналиста, который хочет что-то хорошее и свободное сказать. Проблема независимой журналистики решается совершенно на других путях — демонополизации и создания экономических условий для существования независимых журналистов. Никакой кодекс для этого не нужен», - сказал он.

- Леня, тебя послушать, что у нас ничего нету, а если случится революция, то будет все. У меня пять изданий! - обиделась Н.Быковская. Л.Зильберг успокоил ее тем, что те газеты, что Н.Быковская возглавляет, — просветительские и ничего плохого в них нет.

Далее беседа пошла по кругу - участники по несколько раз говорили друг другу уже ранее высказанные мысли, нападая в основном на И.Иванова. Тот все больше вжимался в диванчик.

В итоге дискуссия свелась к тому, что кодекс никто из присутствующих подписывать не захотел. Причины предлагались разные. Например, А.Лазарев сказал, что все описанное в кодексе в той или иной мере уже присутствует в законе о СМИ, придумывать что-то еще бессмысленно. Л.Зильберг напирал на декларативность документа и ситуацию в стране, его поддержала Д.Шучалина.

Как уточняет «БНК», общественная палата все же приняла проект документа на рассмотрение.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Ноябрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Реклама