Большого интереса дискуссия у сотрудников СМИ, прямо скажем, не вызвала: на нее пришло всего 10 журналистов, некоторая часть из которых, очевидно, собиралась не разговаривать, а записывать. Примерно эту же мысль, открывая встречу, высказал и модератор разговора, редактор агентства «БНК» Алексей Лазарев.
«Я напомню, что кодекс этики журналистов составил член общественной палаты Игорь Иванов. Он был недавно обнародован и сразу же вызвал полемику. Первой не выдержала Дарья Шучалина, которая у себя в блоге написала пост «Не могу молчать», категорически не согласившись с некоторыми положениями документа. Мы хотели собрать журналистов и обсудить это, сделали рассылку по всем СМИ, обзвонили лично главных редакторов. Но то, что мы видим, в какой-то мере отражает отношение журналистов к кодексу — все ссылаются на занятость, на еще что-то», - сказал он, обведя рукой немногочисленных собеседников.
И.Иванов согласился, сказав, что такая ситуация ему знакома до боли, потому что, стараясь организовать какие-либо мероприятия, напрямую связанные с работой журналистов, он получает точно такую же картинку — никто не приходит.
Так как главный оппонент И.Иванова Д.Шучалина несколько задерживалась, решено было начать без нее и прояснить для присутствующих, что же все-таки собой представляет кодекс.
«Работая над кодексом, я посмотрел весь опыт, какой имеется по этому поводу. Это не какая-то новая идея, но все кодексы очень друг от друга отличаются. Я попытался сделать лучшую выборку и приспособить к региональным условиям. Главный побудительный мотив — установить некую планку. Это не юридический документ, который апеллирует к санкциям», - сказал он.
Объясняя причины, побудившие его составить кодекс, И.Иванов даже сослался на библейские заповеди и кодекс строителей коммунизма, которые декларируют некие общие принципы жизни и работы, так сказать, моральную подоплеку любой деятельности.
- Игорь, я не поняла, а что это вдруг тебя подвигло взять и сделать кодекс в 2013 году? - резонно заметила глава холдинга «Коми му» Надежда Быковская.
- Мы вообще живем неплохо без всего. Что меня сподвигло... хмммм... хо-хо... Наверное, это один из этапов моего тяжелого пути первых двух лет работы в общественной палате, когда я искал возможности собрать журналистскую братию. Должны быть какие-то внешние скрепы, которые могли бы нас объединять. Этими точками соприкосновения и мог бы быть кодекс, - несколько смешавшись, ответил он.
Тут к беседе присоединилась Д.Шучалина, она объяснила причины резкой критики в адрес документа.
«В кодексе есть очень спорный пункт — журналист редакции должен отказаться от выполнения задания, в случае если это задание противоречит нормам нравственности и морали. На мой взгляд, этот пункт недопустим, хотя под некоторыми пунктами кодекса можно подписаться. Я нахожусь сейчас не на стороне баррикад, где находятся журналисты, а на другой — где находятся редакторы. Главный редактор по сути - руководитель предприятия. И если на предприятии не будет исполнительской дисциплины, то оно рано или поздно развалится. Если редактор дает задание, а журналист говорит, что «нет, с точки зрения морали это ужасное задание, и я не буду его выполнять», то такой журналист подлежит увольнению. Этот пункт нужно просто убирать. Я бы сравнила это с армией — приказы не обсуждаются», - сказала она, отметив также, что в ее редакции мнение сотрудников все же учитывается во время обсуждений на планерке.
Журналистка предложила подписывать кодекс не рядовым сотрудникам СМИ, а главным редакторам, потому что они ведут политику издания и именно от них зависит, какие задания будет получать журналист.
Корреспондент «КомиОнлайна» уточнила у Д.Шучалиной, как армейская система работы в издании может существовать, если в 47 статье закона о СМИ четко написано, что журналист может отказаться от подготовки материала, если он противоречит его убеждениям. «Если что-то не устраивает, можно идти в другое СМИ», - ответила главный редактор «Красного знамени Севера». Полемика начала было набирать обороты, но И.Иванов вмешался и напомнил, что на Нюрнбергском процессе подсудимые тоже ссылались на приказы командования.
Чуть позже слова корреспондента «КомиОнлайна» опровергла представитель телеканала «Юрган» Марина Логачева, которая сказала, что в законе о СМИ написано, что журналист может потребовать снять свою подпись под текстом, но отказаться от выполнения задания не вправе. (Редакция «КомиОнлайна» проконсультировалась с юристами и выяснила, что, согласно комментариям к законодательству в области журналистики, сотрудники СМИ все же имеют право и отказаться от подготовки материала, и запретить его публикацию, если редактор сместил в статье акценты, и не ставить подпись под материалом).
Все это время молча наблюдавший за разговором владелец портала «7x7» Леонид Зильберг решил вмешаться и с несколько скучающим видом заметил: «Кодекс этот не нужен по очень простой причине. Дарья четко излагает состояние сегодняшних СМИ, в которых журналистика отсутствует. Мы имеем не журналистику, а пропаганду. Какой кодекс для пропаганды? Весь смысл этого кодекса в этих условиях один — загнобить последнего журналиста, который хочет что-то хорошее и свободное сказать. Проблема независимой журналистики решается совершенно на других путях — демонополизации и создания экономических условий для существования независимых журналистов. Никакой кодекс для этого не нужен», - сказал он.
- Леня, тебя послушать, что у нас ничего нету, а если случится революция, то будет все. У меня пять изданий! - обиделась Н.Быковская. Л.Зильберг успокоил ее тем, что те газеты, что Н.Быковская возглавляет, — просветительские и ничего плохого в них нет.
Далее беседа пошла по кругу - участники по несколько раз говорили друг другу уже ранее высказанные мысли, нападая в основном на И.Иванова. Тот все больше вжимался в диванчик.
В итоге дискуссия свелась к тому, что кодекс никто из присутствующих подписывать не захотел. Причины предлагались разные. Например, А.Лазарев сказал, что все описанное в кодексе в той или иной мере уже присутствует в законе о СМИ, придумывать что-то еще бессмысленно. Л.Зильберг напирал на декларативность документа и ситуацию в стране, его поддержала Д.Шучалина.
Как уточняет «БНК», общественная палата все же приняла проект документа на рассмотрение.
Комментарии