Низкий уровень подготовки водителей
В республике на водителей, чей стаж не превышает трех лет, в 2013 году пришлось 229 ДТП или 15 процентов от их общего количества. В них погибло 17 и пострадало 347 человек. Госавтоинспекция региона уже много раз сообщало министерству образования Коми, которое должно контролировать деятельность автошкол, о том, что во многих подобных учреждениях условия для обучения далеки от идеала. Но минобраз, по данным прокуратуры, планово проверил только 10 процентов автошкол. Более того, ведомство само обратилось в ГИБДД, что понять порядок проведения проверок, но ни одной внеплановой проверки так и не провело. В итоге все обращения ГИБДД остались без реакции. Лишь в декабре 2013 года по требованию прокуратуры министерство проверило семь автошкол. Деятельность одной была приостановлена. Прокурор поручил оказать помощь Госавтоинспекции Коми в проведении проверок.
Пьянство за рулем
Аварийность в Коми в 2013 году незначительно снизилась. Количество дорожно-транспортных происшествий в целом стало меньше на 4,8 процента: с 1675 до 1594 случаев. Число погибших в них тоже уменьшилось - на 1,5 процента (с 134 до 132), число раненных также сократилось - на 5,1 процента (с 2312 до 2195). Вместе с тем возросло количество ДТП, совершенных по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, на 8,6 процента (с 197 до 214). Соответственно увеличилось число погибших в таких авариях (с 9 до 15) и получивших ранения (с 300 до 304).
Несмотря на то, что законодательная база позволяет бороться с этими нарушениями, в отдельных районах Коми, наоборот, создаются условия для рецидива пьяного вождения. Прежде всего это касается организации штрафных стоянок. В 17 из 20 районов республики они есть, хотя порой их появления приходилось добиваться через суд. Но даже при наличии стоянок в Инте, Усинске, Корткеросском и Койгородском районах автомобили пьяных водителей на них не отправляются. «А это – первое условие для повторного совершения правонарушений за рулем», - заметил С.Бажутов.
Прокурор дал задание своим подчиненным проверить работу штрафстоянок в перечисленных городах и районах.
Отсутствие наказания за нарушение
В Коми массово не исполняются решения судов об административном аресте водителей, нарушивших ПДД. В 2012 году особенно остро эта проблема стояла в УВД по Сыктывкару: из-за нехватки мест в специприемнике водителей было просто некуда помещать под арест. После прокурорской проверки 35 нарушителей все-таки отбыли свое наказание. «Однако реальных мер по устранению причин и условий этих нарушений министерством внутренних дел республики принято не было. Результат мы увидели осенью 2013 года, когда оказалось, что и в Койгородском районе 102 правонарушителя не отбыли назначенные судом аресты, из них 37 - за нарушения правил дорожного движения. То есть в таком небольшом районе наиболее эффективное по степени воздействия на нарушителя административное наказание, как арест, на протяжении 2013 года практически не исполнялось. Безусловно, это подрывало авторитет и правоохранительных органов, и суда», - проинформировал С.Бажутов.
Также он констатировал, что в 2013 году больше половины всех преступлений, связанных с нарушением ПДД, совершались теми людьми, которые делали это уже неоднократно. Прокурор предположил, что наказание за предыдущие нарушения были слишком мягкими, а штрафы зачастую вообще не выплачивались.
Более того, дело не только в том, что виновные лица уходят от ответственности сами, им в этом помогают и органы следствия. За последние два года было обнаружено 14 преступлений на дороге, после которых уголовное дело не возбуждалось. После проведенного расследования в 12 случаях виновники все-таки понесли наказание.
Суды Коми также не содействуют снижению аварийности на дорогах.
В 2013 году они республики рассмотрели 168 уголовных дел за нарушение правил дорожного движения. По 41 уголовному делу подсудимые обвинялись в совершении преступлений в состоянии алкогольного опьянения. При этом только 16 из них назначено наказание в виде реального лишения свободы. «Не могу не обратить внимание и на тот факт, что четыре уголовных дела о преступлениях, где последствием нарушений правил дорожного движения стала смерть граждан, были прекращены в 2013 году в связи с примирением сторон. В данном случае права потерпевших реализовывали их близкие родственники. Однако я не уверен, что во всех случаях такие решения справедливы, и что сами погибшие дали бы такое согласие в отношении виновников своей гибели. Наверное, это и есть одно из проявлений равнодушия в нашем обществе», - заметил С.Бажутов.
Прокуратура возьмет на контроль рассмотрение таких уголовных дел.
Фото ГУ МЧС по Коми
Комментарии