На совещании 6 июня уполномоченный по правам ребенка в Коми Нелли Струтинская рассказала, что в России нет закона, в котором бы четко прописывалось, как должны действовать те или иные органы, когда воспитанник детдома поступает в учебное заведение и выходит из поля зрения воспитательного учреждения. Почти в каждом регионе действуют программы помощи интернатным детям, но чаще всего это не какие-то региональные нормативные акты, а комплексы мер отдельных детдомов или специализированных центров. А воспитанники банально не знают, куда им обратиться и что делать после интерната, если, например, еще не получили квартиру. Доходит до того, что иногда подростки остаются на улице или снова идут в интернаты, где просят оставить их переночевать.
Руководитель агентства по социальному развитию Коми Илья Семяшкин отметил, что в 2011 году в Коми была разработана программа постинтернатного сопровождения. «К сожалению, мы пока не нашли понимания, как это должно быть выстроено, кто будет заниматься детьми в качестве наставников. Получается, что все происходит на общественных началах: это делают или социальные педагоги в детских домах, или их коллеги в учреждениях профобразования. Закрепленных обязанностей за конкретными лицами на данный момент нет. Даже предъявить претензии, что ребенка не довели его до конца, некому. По закону сейчас, если ребенку нет 18 лет, но он пошел получать образование, то это учреждение профобразования не имеет права быть его опекуном, обязанности возлагаются на органы опеки», - рассказал он.
Но проблема заключается именно в том, что воспитанники домов не контактируют с опекой, не обращаются за помощью, потому что никто им об этом не рассказывает.
Ведомство собирает опыт регионов, примеряя к особенностям Коми различные варианты, но, по признания И.Семяшкина, пока что результаты не впечатляют, хотя «основа создана».
Конкретные пути решения предложила заместитель министра образования Коми Наталья Студиград. «Нужно всех наших выпускников разделить на две категории. Первая — те, кто будет обучаться на той же территории, где и проживал. Они будут жить в том же интернате, где и воспитывались, а в финансировании частично будет участвовать образовательная организация, частично — интернат. То есть ребенок остается жить там же, где и привык. Мы уже советовались с директорами интернатов, все они согласились с такой позицией. Вторая — это дети, которые приезжают учиться, скажем, в Сыктывкар из других районов. Здесь ответственность должна ложиться на директора организации профобразования. Должны быть внесены изменения в договоры между директором интерната и директором образовательного учреждения. То есть пока ребенок учится, его временным опекуном становится именно директор техникума, например. Но этот ребенок на все каникулы должен возвращаться в интернат, из которого он приехал», - предложила она.
Временно исполняющий обязанности главы Коми Вячеслав Гайзер по итогам совещания поручил собрать все имеющиеся предложения, проанализировать наиболее подходящие и указать сроки выполнения каждого из них. «В этом году эту работу нужно уже поставить на рельсы», - подытожил он.
Фото с сайта rambler.ru
Комментарии