В центре культурных инициатив «Югор» в течение месяца будут идти лекции об истории Сыктывкара. Читает их известный историк Михаил Рогачев. Одна из первых называлась «Прогулки по Усть-Сысольску». В ней было рассказано, как выглядел Усть-Сысольск, когда получил статус города, какие названия носили первые улицы и какие здания сохранились с тех времен. «КомиОнлайн» публикует выдержки из лекции, а также представляет ее полную аудиозапись.
Первое упоминание об Усть-Сысольске относится к 1586 году. Тогда он уже был, перепись зафиксировала погост, стоящий в устье Сысолы. Погост был с церковью, тут было шесть дворов. В первом описании Усть-Сысольска было сказано, что дома «стояли врозни», то есть как попало. От того времени не сохранилось ничего.
Когда Усть-Сысольску только присвоили статус города, в нем было 1579 человек населения, когда он шагнул в XX век, то в нем проживало около 6000 человек.
Через 200 лет Усть-Сысольск стал уездным городом Вологодской губернии, и он был совершенно типичным для того времени городом Российской империи. В 1780 году был заведен его план. Деревни и погосты можно было строить, как бог на душу положит, а для города это был непорядок. Поэтому в 1784 году матушкой Екатериной Великой был утвержден план застройки Усть-Сысольска.
Город был спланирован по геометрическому принципу. Была центральная улица, тогда она называлась просто линия, затем получила название Трехсвятительская, сейчас мы знаем ее как Коммунистическую. Старая часть города ограничивалась улицей Первомайской, это была последняя улица, дальше были только поля и огороды. Там, где сейчас стоит корпус пединститута, начинался лес.
Прибыть в город в XVIII веке можно было только по воде, к территории современного парка Кирова, так как не было не только дорог, но и даже направлений.
Центром Усть-Сысольска всегда была пристань. В ее районе был построен первый каток, с нее уходили люди на Первую мировую войну и на Великую Отечественную войну. Именно на эту пристань пришел первый поход с солдатами-победителями в 1945 году.
Пароход приходил два раза в неделю, и весь город собирался его встречать. Это была традиция, ходили просто посмотреть. Сельская интеллигенция – врачи, учителя, чиновники – шли на пароход в буфет пить пиво.
Первое, что видел человек, подъезжавший к городу, это не маленькие серые дома типовой застройки, он видел, конечно же, храмы. В Усть-Сысольске было три высоких точки: пожарная каланча, колокольня Стефановского собора на центральной площади и Троицкий собор, который стоял на берегу реки.
Троицкий собор – это самый главный храм за всю историю Усть-Сысольска. Он дожил до переименования города в Сыктывкар, но после этого просуществовал недолго.
Была на берегу и Покровская церковь, прямо в которую упиралась одноименная улица, позже переименованная в улицу Орджоникидзе. Это было второе каменное здание (имеется в виду кирпичное сооружение) во всем Коми крае.
В городе было всего двое публичных часов. Одни – на колокольне Троицкого собора, вторые – на пожарной каланче, где они красуются до сих пор. Это был очень важный городской арт-объект, так как ручных часов у жителей практически не было, это была роскошь. Из госучреждений только в здании городской думы висели часы, но они были в помещении. Они, кстати, однажды приобрели мощное политическое значение. Когда шли выборы в городскую думу, одна из партий, лоббировавшая своих депутатов, обвинила победителей, что те специально подвели часы так, чтобы эта партия не успела проголосовать. Губернское правление строго разбиралось с этой проблемой. Расследование показало, что представители проигравшей партии соврали, часы показывали правильно, поэтому протест был отклонен.
Вообще на первом плане Усть-Сысольска есть всего три именные улицы. Это улица Набережная (нынешняя улица Кирова), улица Покровская и улица Сухановская (Бабушкина). Последняя улица – это редчайшее, уникальное явление, когда в новом городе улицу назвали не в память святого или церковных событий, а в память конкретных людей – купцов Сухановых. Именно им город, в общем-то, и обязан обретением этого статуса.
Если подняться вверх по Покровской улице, то можно увидеть старейшее сохранившееся каменное здание города – тот самый дом Суханова. Он был построен примерно в 1815 году. Теперь это здание литературного музея имени И.Куратова.
Как строились тогда каменные здания. В Усть-Сысольске, как и в большинстве уездных городов, кирпичного завода не было. Под каждый дом сперва строили завод. Слово завод не должно пугать, потому что это мощное производство состояло из двух сараев, в одном из глины формовали кирпичи, во втором – обжигали. На одну постройку кирпичи копились год-два. Каменщиков тоже не было. Сухановы, когда строили свой дом, пригласили бригаду из Великого Устюга. В Усть-Сысольске свои строители – бригада подрядчика Кононова – появились в конце XIX века. Он, в общем-то, и строил наш город. Его бригада возвела здание пожарной каланчи, училище (сейчас – Национальная галерея Коми) и многое другое. Каланча была построена всего за два года, при условии что никакой механизации процесса тогда не было, все делалось вручную. Кроме того, бригада работала только летом. Имидж для него был дороже, поэтому осенью и зимой, когда сыро от снега и дождя, и кладка может отсыреть, ничего не делали. И вот эти здания стоят больше ста лет, и ничего с ними не делается: крыши не протекают, стенки не обваливаются.
Еще один дом Сухановых, построенный для второй ветви семьи, находился там, где сейчас стоит здание МВД по Коми. Он не сохранился. Если первый дом после его продажи (Сухановы обанкротились и продали имущество городу) служил делу образования и просвещения, то во втором позднее разместились присутственные места. В 1918 году здание понадобилось ЧК. После там размещались ОГПУ, НКВД. Перед войной его снесли и на его месте построили нынешнее здание с колоннами.
С большим террором было связано соседнее здание. Если идти по улице Кирова в сторону Национальной галереи, то здание МВД продолжается двухэтажным строением, его флигель уходит уже на улицу Коммунистическую. Это бывший дом купчихи Суворовой. Он был передан ЧК и позже ОГПУ. Там помещалась внутренняя тюрьма НКВД. Она сохранилась почти в идеальном состоянии: камеры, кабинет следователя с табуретом, привинченным к полу, на стенах даже надписи сохранились. Там содержали всех, кого приводили на допрос. Оттуда уводили либо в лагерь, либо на расстрел в район Верхнего Чова.
В центре Усть-Сысольска находилась Стефановская площадь, которая очень долгое время не застраивалась вокруг. В то время она представляла довольно унылую картину, лучшим ее украшением, судя по старым фотографиям, была огромная лужа, которая находилась в центре площади. В 1856 году здесь начали строить Стефановский собор. Его строили очень долго – больше 40 лет, так как это делалось не на государственные деньги, а на деньги купцов и прихожан. У него трагическая судьба, потому что его и доделать-то внутри не успели, как началась революция, и его закрыли, а позже взорвали. Закрыть храм тогда могли по двум основаниям: по несоответствию санитарным нормам или по требованию трудящихся. В Усть-Сысольске спровоцировали кампанию сбора подписей за закрытие храма. Это и смешная, и грустная история, потому что среди подписантов был коллектив детского сада. Не воспитателей, воспитуемых. Были младшие школьники.
Улицы в Усть-Сысольске отродясь не мостили, они были грунтовые. Порядок на них поддерживался разный, так как благоустройство города было свалено на самих горожан. Человек должен был содержать участок, который находился перед его домом. Город отвечал за территорию около госучреждений. Горожан же только штрафовали: яму не засыпал – штраф, тротуар не застелил – штраф. Тротуары были деревянные. По их протяженности Усть-Сысольск занимал первое место в Вологодской губернии.
Символом города является пожарная каланча. Это самое высокое гражданское здание города – 51 метр вместе со шпилем. Первый этаж его был открыт в 1907 году, второй – в 1911 году. Здание уникально тем, что оно всегда принадлежало пожарной охране. Когда земство построило первый этаж, деньги кончились, и пришлось просить помощи у государства. Оно согласилось, но с одним условиям – часть помещений должно было быть отдано под казначейство.
Первое, что сделало казначейство, – это загорелось. Пожарный смотрел вдаль с каланчи, а то, что у него дым из-под ног шел, он не заметил.
Комментарии