Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) может повысить рейтинги ОАО «Газпром».
Как говорится в обзоре S&P, это возможно, если компания улучшит свои финансовые показатели благодаря высоким ценам на нефть, или появятся более заметные признаки государственной поддержки.
Так, государство лишь устанавливает стратегические цели, и компания ведет свою текущую производственную и финансовую деятельность относительно автономно. В прошлом российское государство ни разу не оказывало прямой финансовой помощи какой-либо компании. Рейтинги «Газпрома» («BB+» по обязательствам в иностранной и национальной валютах) в значительной степени отражают собственные кредитные характеристики концерна. Аналитики агентства признают, что «Газпром» благодаря своему уникальному положению в России может рассчитывать на определенную господдержку, но не считают, что российское правительство непременно предоставит компании своевременную финансовую помощь, позволяющую удовлетворить требования ее кредиторов. Однако, ввиду того, что правительство все более активно расширяет свое присутствие в стратегических секторах экономики, и в частности в нефтегазовом комплексе, через контролируемые государством компании, связи между «Газпромом» и правительством укрепляются.
Еще один довод в пользу «Газпрома», что он — крупнейший газовый концерн в мире с большими доказанными запасами и дополнительными резервами. Большая часть месторождений компании сосредоточена в Западной Сибири. Обеспеченность добычи доказанными запасами очень высока — 30 лет. С учетом вероятных запасов ресурсная база увеличивается до 18,5 трлн куб м.
«Газпром», юридически не имеющий монополии на добычу, является естественной монополией, так как на его долю приходится 87 проц общей добычи газа в России, и он владеет системами по транспортировке и распределению газа. Последнее обстоятельство, по мнению экспертов, имеет особое значение для страны, поскольку ее основные месторождения газа (эксплуатируемые как «Газпромом», так и другими компаниями) находятся в Сибири, вдали от основных рынков сбыта. Частные организации имеют право добывать газ, но их доступ к транспортной инфраструктуре в значительной степени зависит от «Газпрома». Кроме того, им не разрешается экспортировать газ, поэтому этим компаниям остается продавать его на внутреннем рынке по очень низким ценам. Привилегия же «Газпрома» состоит в том, что он может экспортировать газ на крупный и растущий рынок Западной Европы, что непосредственно отражается на его показателях прибыльности и денежных потоков, учитывая низкие цены на внутреннем рынке газа, говорится в обзоре.
К негативным моментам S&P относит отсутствие ясности и последовательности в государственной энергетической политике, а также то, что государственные решения зачастую обусловлены политическими мотивами, а не соображениями экономической целесообразности и нередко принимаются под влиянием групп интересов внутри правительства.
Комментарии