Ленивец (направляющее колесо) – элемент ходовой части экскаватора.
По конструкции он представляет собой металлическое колесо с торцевым выступом. Основной задачей ленивца является натяжение гусеничной ленты. За счет этого он задает направление движения экскаватора в целом. Перематывание цепи при этом происходит за счет вращения ведущей звездочки.
Принято считать, что колесо направляющее – один из самых уязвимых элементов ходовой части экскаватора. Однако понимание самых распространенных причин поломок и правильный уход позволяют сохранить его эксплуатационный ресурс и предотвратить преждевременный выход детали из строя.
Причины быстрого износа ленивцев экскаватора
Эксперты отмечают, что направляющие колеса выходят из строя постепенно. Разрушение обычно начинается с усиленного износа резиновых уплотнителей. Это происходит из-за того, что кольца стираются под воздействием твердых частиц грунта. Затем абразивные частицы попадают непосредственно во втулки ленивцев. В результате они начинают скрежетать, появляются люфты, направляющие колеса постепенно расшатываются и изнашиваются.
Игнорирование этой проблемы может привести к серьезным поломкам. Поэтому важно следить за состоянием направляющих колес, правильно ухаживать за ними и своевременно проводить замену изношенных ленивцев. Определить имеющиеся дефекты можно путем комплексного осмотра: если при эксплуатации экскаватора наблюдается затрудненное вращение, заметны люфты и слышен скрежет, то стоит как можно быстрее приступить к ремонту ходовой части.
Как правильно ухаживать за направляющими колесами экскаватора
Так как износ начинается с резиновых уплотнителей, важно контролировать именно их состояние. При необходимости проводить замену защитных элементов. Рекомендуется также своевременно очищать направляющие колеса от попадающих во втулки абразивных элементов грунта, проверять геометрию ленивцев, выявлять признаки коррозии.
На практике залогом долговечности направляющих колес становится соответствие условий эксплуатации спецтехники требованиям производителя. Если не превышать параметры интенсивности условий и работать с тем грунтом, для которого предназначен экскаватор, то риск преждевременного износа элементов ходовой части снизится до минимума.
Если направляющее колесо все-таки сломалось, то важно как можно быстрее провести его замену. Для этого нужно открутить болт с боковой панели и ослабить натяжение гусеницы. Затем – выбить палец и открыть ленивец. После его извлечения из паза стоит проверить состояние гидравлического цилиндра. Если все в порядке – установить новое направляющее колесо и зафиксировать его.
Комментарии