Общение с окружающим миром у детей с аутизмом или синдромом Дауна порой вызывает стресс и требует помощи со стороны.
В Ухтинской специальной коррекционной школе № 45 обучаются 117 учеников с особенностями развития. Как и любому ребенку, каждому из них требуется внимание педагогов, но только чуть больше. Превратить классы коррекционной школы №45 в полноценные обучающие и при этом дружелюбные пространства помог грант компании «ЛУКОЙЛ».
Общение с окружающим миром у ребят с аутизмом или синдромом Дауна порой вызывает стресс и требует помощи со стороны. Чтобы сгладить их психоэмоциональные проблемы, сложности в поведении, педагогу кроме личного мастерства и опыта требуются еще и подходящие условия.
В прошлом году школа впервые приняла участие в Конкурсе социальных и культурных проектов компании «ЛУКОЙЛ» и вошла в число победителей. На средства гранта приобрели особую мебель и средства релаксации для сенсорных уголков. Среди них кресло-капля, которая принимает форму тела ребенка и помогает ему расслабиться. Для развития различных навыков – зрительный тренажер и бизиборд, учебный стенд с разными бытовыми предметами (кнопками, щеколдами, застежками, шнурками и т.д.). Световой планшет для рисования песком «Песочная сказка» развивает сенсорные способности и мелкую моторику. А дидактический «Фланелеграф» и множество игр и пособий используются для познавательных и развивающих занятий.
«Такой опыт – устройство сенсорного уголка в классе – в своей педагогической практике я нигде не встречала, – говорит автор проекта и педагог школы Татьяна Полякова. – Так обычно оборудуют кабинеты психолога. Но для того, чтобы ребенок мог там расслабиться, уединиться, нужно его специально туда водить».
По словам педагога, одна из сложностей обучения таких ребят в том, что они легко перенимают эмоции своих одноклассников. В отличие от стандартного класса, где ребенок способен сосредоточиться на занятии, здесь капризы, эмоциональные всплески одного ученика легко меняют настрой всего класса. Остальные дети тоже могут начать кричать, по-своему реагировать. Поэтому педагогу нужно суметь вовремя переключить внимание раскапризничавшегося, возбудившегося ребенка на что-то другое. Новые сенсорные зоны в классах в этом крайне помогают.
«Мне достаточно перевести туда ребенка, дать ему себя чем-то занять: послушать музыку, позаниматься на песочном планшете, расслабиться. Пока он занят своими делами, успокаивается, мы с другими детьми можем продолжить занятие, – Татьяна Полякова поясняет, как использует сенсорные комнаты в обучении. – Мы специально подыскивали мебель для наших ребят. Например, это игровая ширма с окошками. Ученик с аутизмом может за ней спрятаться, побыть какое-то время один, а через окошко подсматривать за занятием и при желании к нему присоединиться».
Сенсорные зоны в школе №45 появились в четырех кабинетах, где проходят уроки с 1 по 6 классы. Новое оборудование помогает ребятам не только развиваться, но и выполняет образовательную задачу. Для особенных ребят с тяжелыми формами умственной отсталости создание в классе уголков для релаксации и игр, по мнению педагогов, особенно ценно.
«С такими учениками, как в нашей школе, мы движемся маленькими шажочками, – размышляет Татьяна Полякова. – Сегодня ребенку удалось задержать внимание на предмете 2 секунды, завтра 4 секунды, стал соблюдать строчку в тетрадке – для нас это уже прогресс. Каждая небольшая победа идет в копилку достижений ребенка. Для школы крайне важно было приобрести дидактический материал, который необходимо использовать на занятиях, но самому учителю он не по карману. Поэтому грант от «ЛУКОЙЛа» был для школы очень кстати».
Благодаря финансовой поддержке нефтяников у коррекционной школы Ухты №45 появились уникальные кабинеты. Но прежде всего особенные тренажеры и приспособления для релаксации уже сейчас помогают детям с инвалидностью получать необходимые бытовые навыки и легче адаптироваться в социуме.
Фото пресс-службы ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»
Наталия Бешкарева
Комментарии