В нем нашли кости и металлические изделия.
Как сообщает пресс-служба Коми научного центра УрО РАН, в июле археологический отряд провел аварийно-спасательные раскопки в Княжпогостском районе в долине реки Вымь, которую иногда называют «колыбелью народа коми», поскольку здесь известно большое количество археологических памятников эпохи Средневековья, оставленных предками коми-зырян. В этот раз исследовали часть одного из таких памятников – могильника в окрестностях деревни Отла, разрушенного кладоискателями.
Для понимания особенностей погребального обряда и фиксации его остатков изучили четыре погребения, два из которых носили следы сильных разрушений, еще у двух фиксировались компактные вкопы в виде закопушек.
Установлено, что одно погребение полностью разрушено, от него не сохранилось никаких следов. Вынутый кладоискателями грунт просеяли, в нем нашли мелкие оплавленные изделия из цветного металла, предположительно остатки украшений, и мелкие кальцинированные косточки. Еще одно погребение разрушалось дважды – ранее и в современности. Его контуры прослежены только на уровне дна. В грабительских отвалах найдены обломки железного кольца и две стеклянные бусины: синяя и посеребренная. Зато погребения, меньше пострадавшие от грабителей, преподнесли сюрприз. В них нашли остатки скелетов двух индивидуумов, захороненных по обряду ингумации. Оба умерших лежали на боку, подогнув колени. Рядом с черепом одного из них найдена прядь волос русого цвета. В заполнении одной из могильных ям найдены мелкие оплавленные изделия из цветного металла, в двух случаях угадываются остатки бубенчиков от составных шумящих украшений. Возможно, это женское захоронение.
Все четыре могилы в верхних слоях содержали мелкие кальцинированные кости. На уровне древней дневной поверхности они перекрывались обугленными досками. Таким образом, ранее высказанный тезис о кремации как обряде захоронения был скорректирован. Пока неясно, кому принадлежали мелкие фрагменты костей. Можно предполагать, что это следы погребальной тризны. Однако несомненным представляется господство трупоположения как господствующем способе погребения умерших. Оплавленность всех металлических находок позволяет предположить, что одежду и украшения умершего могли сжигать где-то на стороне и ссыпать в могильную яму в процессе погребения. Из-за немногочисленности и плохой сохранности находок датировка памятника по-прежнему затруднена. По наличию фрагмента шаровидного бубенчика с линейной прорезью и бусам можно предположить его принадлежность к позднему этапу существования вымской культуры – не ранее XIII века.
Некрополь обнаружила в 1975 году сотрудник краеведческого музея Коми Любовь Косинская. Он ранее не исследовался раскопками, сведения о нем были крайне скудны. При разведке вскрыли одно погребение с обрядом кремации. Из-за отсутствия датирующих вещей в погребении могильник был датирован XI-XIV веками - всем временем существования вымской археологической культуры. После установления в 2015 году границ объекта археологического наследия его разграбили кладоискатели, пострадали больше половины найденных погребений.
Сотни артефактов нашли на стоянке в Сыктывдинском районе
Фото пресс-службы Коми научного центра УрО РАН
Комментарии