Полезная информация.
Вы никогда не рискуете ввязываться в сомнительные мероприятия? Это похвально. Но это не значит, что вы на 100 процентов защищены от встречи с мошенниками. Тем более, что каждый раз они придумывают более изощренные схемы отъема денег. Вот и сейчас они спекулируют на пандемии, а слово «коронавирус» используют как приманку для доверчивых людей. Расскажем, как распознать аферистов и сберечь свои финансы.
С добрыми намерениями
Если раньше жулики ловко играли на желании человека получить приз или стать счастливчиком в розыгрыше, то теперь они облекли «денежный дождь» в форму социальной помощи. Телефонные аферисты представляются работниками социальной службы и сообщают, что вам полагаются соцвыплаты или материальная помощь. Чтобы получить эти средства, нужно лишь назвать данные вашей банковской карты.
Как противостоять: Ни при каких условиях не передавайте чужим людям данные вашей банковской карты: ее номер, ПИН-код, CVV (трехзначный код на обратной стороне карты), пароли из СМС, кодовые слова для входа в личный кабинет и т.д. Уточните у собеседника, из какой он организации, и скажите, что перезвоните самостоятельно. Тем временем найдите официальный сайт госучреждения, перезвоните на его официальный номер и узнайте, существуют ли такие выплаты и полагаются ли они вам. Информация о пособиях и выплатах всегда размещена на официальном сайте социальной организации.
Штраф для нарушителя
Еще один метод мошенничества на злобу дня – требование оплатить штраф за нарушение самоизоляции. В фейковом СМС человека уведомляют, что якобы по геолокации его телефона определили - он нарушил режим карантина. Но если в течение 24 часов оплатить штраф по указанному номеру, то на нарушителя не заведут уголовное дело.
Как противостоять: Запомните, никакие государственные штрафы нельзя оплатить по номеру телефона! Точно также сотрудники правоохранительных органов не могут от вас требовать оплатить штраф сразу на месте, если вдруг задержат на улице.
Спасительное лекарство
Мошенники сейчас ловко играют на эмоциях людей, которые стремятся уберечься от опасного вируса или переживают за здоровье близких. Они сообщают, что у вас якобы были контакты с зараженным человеком и предлагают сделать платный анализ, для которого специалисты приедут домой. Или приходят на квартиру к пожилым людям и предлагают купить дорогостоящее лекарство или даже сделать прививку от коронавируса. В интернет-магазинах, рассчитывая на незнание, предлагают чудо-маски или очистители воздуха, убивающие вирус.
Как противостоять: Эффективность чудесных средств защиты не доказана, а в интернете они продаются сейчас по завышенной цене. На момент публикации статьи во всем мире еще не была разработана вакцина или лекарства против этой инфекции. Поэтому любые предложения сделать «прививку от коронавируса» - явная махинация. Точно также в Коми пока нельзя самостоятельно сделать платный или бесплатный тест на COVID-19, если вам лично его при осмотре не рекомендовал врач. Разрешить эти сомнения можно, позвонив на горячую линию по коронавирусу в Коми. Круглосуточный бесплатный телефон в нашей республике 8-800-55-00000.
Психологическая атака
Если эти способы вам кажутся наивными, рассчитанными на чересчур доверчивых людей, то для скептиков кибермошенники припрятали в рукаве козырный туз. Способ классический: жулики представляются сотрудником службы безопасности банка и, используя данные клиента, и просят сообщить номер кода из СМС или другие данные карты.
В такие сети аферистов могут попасть даже продвинутые пользователи интернета и банковских услуг. Почему? Потому что обманщики используют сразу несколько приемов выманивания персональных данных. С первых фраз создается впечатление, что мошенники знают о вас все: имя, количество карт, остаток на них, последние транзакции. Разобраться, как они добывают эти данные – задача полиции. Аферисты грамотно обрабатывают жертву, применяя методику социальной инженерии, основанной на знании психологии людей. Чаще всего торопят, поясняя, что по карте проходят подозрительные операции. И просят поскорее «для вашей же безопасности» назвать данные карты, чтобы перевести средства «на защищенный счет, а потом вы сможете вернуть деньги». Телефонные жулики постоянно держат свою жертву в нервном тонусе, не дают одуматься, не позволяют прервать связь. В качестве доказательств используют звонок с подменного номера, который очень похож на номер вашего банка.
Как противостоять: Никому не сообщайте цифры из СМС-подтверждения, CVV-код и номера карт, а также номер, свое имя и срок действия карты. Получив подозрительный звонок из «банка», поспешите завершить разговор, проверьте, не было ли сомнительных операций за время общения, позвоните сами по номеру, который указан на вашей банковской карте и сообщите о случившемся. Кроме того, мы рекомендуем записать номера банка в адресную книгу своего телефона, если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный.
Поставь финансы на защиту
Во многих случаях избежать финансовых потерь поможет страхование банковских карт. Подобную услугу своим клиентам предлагают многие кредитные организации. Включить в страховку можно все карты, привязанные к вашему счету - как зарплатные, так и кредитные. Например, застраховать карты, не выходя из дома, можно на сайте Сбербанка или в банковском мобильном приложении.
Для онлайн-страховки достаточно определиться с суммой, которую хотелось бы защитить от хищения. Например, если вы поручаете Сбербанку защиту не более 60 тысяч рублей, то годовая стоимость полиса составит около тысячи четырехсот рублей. Если же вы готовы застраховать большую сумму – до 350 тысяч, то полис обойдется около шести тысяч рублей.
Обстоятельств, которые покрывают страховые полисы почти всех компаний, достаточно много. Самые распространенные случаи - это несанкционированное списание денег с утерянной или похищенной карты, ограбление у банкомата с кражей только что снятых наличных, передача карты и ПИН-кода злоумышленникам под угрозой насилия, списание денег с карты в результате фишинга или скимминга.
Под фишингом понимается интернет-мошенничество, когда преступники, выдавая себя, например, за сотрудника полиции или банк, обманом получают доступ к конфиденциальным данным (логинам, паролям, пин-кодам). А скимминг предполагает копирование данных карты, в том числе с использованием специального устройства на банкомате. Как правило, после этого мошенники изготавливают дубликат карты и снимают с нее средства.
Сберечь и сохранить
Важно понимать, что страховка банковской карты предполагает возврат именно той суммы, которую списали без согласия клиента. Допустим, в незнакомом интернет-магазине мошенники узнали у покупателя данные его карты. А вскоре покупателю пришли СМС о транзакциях, которые он не совершал, на сумму 10 тысяч рублей. В этом случае владельцу застрахованной карты страховая компания компенсирует 10 тысяч рублей.
Страховка, конечно, не избавляет от необходимости быть внимательным и проявлять осмотрительность, но позволяет компенсировать потери, если данные карты узнали мошенники. А чтобы этого не случилось, стоит запомнить три ключевых момента безопасности карт. Первый - не передавать карту незнакомым людям. Второй - не называть третьим лицам персональные данные карты. Третий – сразу сообщать в банк и полицию о списаниях с карты, которые вы не проводили.
Куда звонить, если считаете, что столкнулись с мошенниками:
При партнерстве ПАО Сбербанк. Лицензия 1481 от 11.08.15г.
Фото с сайта pixabay.com
Наталия Бешкарева
Комментарии