Уникальность проекта в аудиогиде, который можно скачать на специальной платформе - и в своем темпе проходить все ветки маршрута в сопровождении фонограммы для самостоятельной экскурсии.
Специально в рамках сбора материалов для культурно-исторического маршрута «Непарадный Сыктывкар.Трехозерка» Татьяна Адольфовна Рудакова поделилась своими воспоминаниями.
В Сыктывкаре уже этим летом в Трехозерке торжественно презентуют историко-культурный маршрут, благодаря которому каждый житель и гость столицы Коми может прикоснуться к истории и пополнить копилку знаний о природе Коми. Уникальность проекта в аудиогиде, который можно скачать на специальной платформе - и в своем темпе проходить все ветки маршрута в сопровождении фонограммы для самостоятельной экскурсии. Сейчас активисты некоммерческой организации «Активный Сыктывкар», которые привлекли для реализации маршрута средства гранта Президентского фонда культурных инициатив, в разгаре работы по созданию аудиогида и маршрута: готовят карту, указательные таблички и стенды и, конечно, собирают материал.
В частности, общаются с хранителями богатой истории лесосплавного поселка, который помнит и тяжелые времена расцвета репрессий, и веселые трудовые периоды, когда весь поселок в едином порыве шел на трудовые подвиги. Специально в рамках сбора материалов для культурно-исторического маршрута «Непарадный Сыктывкар.Трехозерка» делимся уникальными воспоминаниями Татьяны Адольфовны Рудаковой, которые собрали активисты организации.
Первое жилье
Для первых кадров, которые приезжали строить Трехозерку, возводили бараки. Несмотря на негативную коннотацию этого слова, бараки были крепкими сооружениями, которые воздвигались по типу общежития: общий коридор и много маленьких комнат. Самый больший интерес для рассказа о спецпереселенцах представляет пятый барак, который был расположен недалеко от запани. Дело в том, что именно в нем и около него первые новоприбывшие репрессированные строили землянки, чтобы пережить первую зиму жизни в Коми. Семьи тоже селились в землянках, но детей, с согласия родителей, отправили в детдом, который находился в районе нынешнего Кировского парка. Позже, когда условия жизни спецпереселенцев становились менее суровыми, они забирали детей из казенного учреждения.
Не все из новоприбывших были семейными, много среди спецпереселенцев было из числа тех, кого разлучили с семьей. Отец Татьяны Адольф Иванович был родом из Белоруссии, где его в начале войны поймали на базаре во время облавы и отправили в Германию. Там его сначала поместили в лагерь, затем отправили работать на немецкого фермера, у которого Адольф и прожил до конца войны. Наступил 1945 год - и появилась надежда на скорое возвращение в родную сторону, где парня ждала мама и сестренки. Однако Адольфа отправили в Воркуту, а затем и в Трехозерку.
Отец рассказал Татьяне, что из себя представляли землянки, которые спасали его от холода в первую зиму. Ступеньки под уклон, крыша - настил из бревен, покрытый дерном как можно толще, чтобы холод не заходил в жилище. В одной такой землянке жили вшестером. В центре стояла железная печка из бочки, трубу выводили на крышу. По бокам - нары двухъярусные, а посередине - стол. Все удобства - на улице. Зимой, правда, делали умывальник у входа, а ближе к весне принимали туалет уже на улице. Освещение - керосиновая лампа. В землянках новоприбывшие жили только один сезон. В первую зиму многие умирали от болезней и истощения. Около пятого барака в конце сороковых выросло небольшое кладбище: людей хоронили в земле без гробов и без крестов. В детстве Татьяна часто обращала внимание на эти бугры и узнала от отца, что они означают. Еще несколько лет назад она была на этом месте, а бугры, хотя и стали совсем незаметны, все же не исчезли. Можно сказать, что это было первым и ныне утерянным кладбищем Трехозерки. Затем спецпереселенцев начали хоронить за поселком, где ныне и стоит памятная табличка.
Фото Андрея Купсер_Трехозерка и Трехозерцы
Шанхай
Спецпереселенцы в первые годы на Севере жили в тяжелых условиях в землянках или на плашкоутах (бархах, которые переделали под жилье). Приметой первых счастливых перемен стало строительство хлипких домиков из горбыля и опилок, которые тесно лепились друг к другу. Скопление домиков спецпереселенцев на берегу Вычегды с легкой руки работника МВД, который приходил отмечать спецпереселенцев, получило необычное название - Шанхай.
Жители Трехозерки, рабочие Трёхозёрных ремонтных мастерских с детьми. 60 - е годы.
Мало кто из современных жителей столицы Коми представляет, как выглядел трехозерский Шанхай, так как последние домики исчезли с лица земли уже в конце пятидесятых годов, когда после некоторых послаблений многие спецпереселенцы получили возможность вернуться на родину. Не осталось ни одной фотографии необычного места. Однако воспоминания о нем живы до сих пор. Татьяна вспоминает по рассказам старожилов, что домики стояли друг к другу тесно, в узких проходах сушилось белье, шел дым из печей. Там же бегали ребятишки в пылу своих игр мимо ворчащих хозяек домов. Особенно выделялись среди домиков двухэтажные постройки, которых можно было по пальцам пересчитать. Жители точно помнят и месторасположение Шанхая - недалеко от нынешней бани и ремонтных мастерских, чье заброшенное здание до сих пор стоит на старом месте.
Отношение к спецпереселенцам
Отец и мама Татьяны познакомились в 1947 году в бараке №5, где в те времена проводились танцы и в котором и около которого жили спецпереселенцы в землянках. Мама Татьяны была одной из первых в поселке, кто решил выйти замуж за спецпереселенца. Именно поэтому ее как комсомолку вызвали на собрание и исключили из комсомола, а отца девушки отсчитали за неподобающее воспитание дочери, которая встречается с «неблагонадежным» элементом. Однако после этого громкого случая на подобные союзы стали закрывать глаза, потому что их было уже слишком много.
Туркин Ардалион Михайлович (держит собаку)
При этом уже в первые годы жизни спецпереселенцев в Трехозерке люди встречались с поддержкой местных властей. Деда Татьяны Ардалиона Туркина, который прошел всю войну, выбрали членом рабочкома. Одна из обязанностей в должности состояла в том, что он через день вместе с напарником возил молоко из колхоза в Озеле на лошадях, чтобы и зимой, и летом бесплатно поить детей репрессированных. Он вспоминает, что около обоза выстраивались ребятишки с кружками, куда им сразу и наливали молоко. Интересно, что детям вольнонаемных такой льготы не предоставлялось. Со временем люди подружились, а настороженность исчезла.
Сплавы
Сплавы - сердце, душа и хлеб Трезозерки образца прошлого века. Это сейчас в пригородном населенном пункте довольно тихо и спокойно, но вплоть до 80-х, 90-х годов жизнь здесь кипела: казалось, что каждый второй житель села трудится на лесосплаве.
У Трехозерки существовали две запани - Трехозерская и Тентюковская, где сортировали лес для дальнейшей отправки по маршрутам. Например, на ЦВК. Как направляли лес в разные запани? Татьяна Адольфовна рассказывает, что управляли плотами древесины с помощью бон: одни приближали к берегу - и лес шел в сторону трехозерской запани. Когда лес нужно было направить к Тентюковской запани, то боны не трогали - и течение уносило древесину в нужное место. Бригада разбирала заломы леса, формировала возы из древесины, собирая их с помощью специального сплоточного станка. Затем капитаны буксирных теплоходов транспортировали плоты до места дальнейшего назначения, где лес уже перерабатывали.
Трехозерская запань, 1950-е годы
- Леса было много, сплав проходил с мая по октябрь, вода была большой. Осенью перед тем, как Вычегда готовилась встать, бригады из мужиков с баграми разбирали заторы леса, оседающего на берегу, другими словами чистили берега. Зимой они делали огромные гурты из бревен в месте, где весной поднималась вода (так называемые плотбища), - и начинался очередной круговорот лесосплавной деятельности, который не прекращался десятки лет, - вспоминает Татьяна Адольфовна.
Рабочий день первой смены работников речного флота начинался летом с 6 утра, а зимой - с 8 утра, о чем всех предупреждал звучный гудок на трехозерской электростанции. Но были и ночные смены, и вахтовые методы работы, поэтому некоторые семьи не видели своих мужчин, которые уходили в рейды, неделями, а то и месяцами. Зато вахтовые методы работы позволяли заработать гораздо больше. Интересно, что лес на баржах и плотах в Трехозерке сплавляли сравнительно недавно, в 1998 году. Но река стремительно мелела - и сплав становился все сложнее и сложнее, пока в конце девяностых не прекратился.
Для чего нужен историко-культурный маршрут?
Для Татьяны Адольфовны Рудаковой Трехозерка - не просто поселок, а кусочек живой и действительно важной истории. Место, где трудовая жизнь кипела, было дружно, весело и душевно, даже несмотря на тяжелые страницы репрессий. Феномен этого места в том, что спецпереселенцы, коми, русские жили душа в душу, поэтому Север для многих репрессированных смог стать родиной. Но печально, что с каждым годом славные страницы истории уходят в небытие, поэтому важно, что маршрут поможет воскресить прошлое поселка - в назидание будущим поколениям: даже в самые тяжелые времена можно находить много света.
Комментарии
Моя бабушка амалия похоронена в седкыркеч. Она в точности все это пережила и мне рассказывала.