Два года на предприятии бок о бок с гражданскими живут и трудятся осужденные.
В 2013 году управление ФСИН по Коми и руководство «Жешартского фанерного комбината» решились на необычный эксперимент: из-за большой текучки кадров пригласить на предприятие в качестве рабочей силы осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении №31 в Микуни. Спустя два года 20 процентов вакансий комбината занял спецконтингент. Всего там трудится 134 человека (90 мужчин и 44 женщины).
Два этажа бывшего административного здания комбината отдали под общежитие для осужденных. Кабинеты переоборудовали под жилые и хозяйственные помещения. Второй этаж, который занимают представительницы прекрасного пола, получился просторнее и уютнее – по нормативам на одного мужчину, отбывающего срок, должно приходиться минимум два «квадрата», на женщину – три. Площадей достаточно, чтобы заселить еще сто сотрудников из числа осужденных, но не все проходят отбор.
Принимают на работу на комбинат только тех, кто свой срок отбывает в колонии-поселении, сам изъявляет желание трудиться и имеет хорошую характеристику и примерное поведение. Кроме того, они должны быть здоровы, не иметь заразных заболеваний (ВИЧ, гепатит) и пройти медкомиссию предприятия.
Первые дни новички трудятся разнорабочими, за ними наблюдают, смотрят, какая работа у них получается лучше, а затем мастера обучают их одной из специальностей, и человек попадает в бригаду. В основном они устраиваются сортировщиками, починщиками, сушильщиками, лудильщиками, резчиками, укладчиками шпона и клейщиками фанеры.
Помимо того, что ЖФК обеспечил новых сотрудников всей необходимой мебелью и техникой, он самостоятельно оплачивает счета за коммунальные услуги и предоставляет трехразовое питание. Также за счет комбината для работников из колонии сшили специальную форму с красными спинками и жилетами, чтобы сотрудники исправительного учреждения издалека могли видеть своих подопечных.
Работают осужденные, как и гражданские, в две 12-часовые смены с 08:00 до 20:00 и, наоборот, по схеме день - ночь - отсыпной - выходной. Многие, чтобы получать зарплату побольше, соглашаются на переработку, отказываясь от выходных и отпусков. Заработок в зависимости от занятости и квалификации варьируются от 6 до 45 тысяч рублей (для сравнения, средняя зарплата осужденных составляет 5,2 тысячи рублей). Чтобы исключить вопросы, каждый месяц сотрудникам из числа спецконтингента выдают две квитанции о зарплате - от ИК и от комбината.
У осужденных есть возможность встречаться с родными и близкими на краткосрочные свидания в здании ЖФК. На время отпуска они возвращаются обратно в колонию, где могут пригласить родных на длительные свидания.
У руководства предприятия нареканий по поводу качества труда новых сотрудников нет: они дисциплинированы, всегда вовремя выходят на работу. «Поначалу общественность была взволнована. Да и сейчас есть противники нашей затеи. Мы же довольны работой новых сотрудников», - отметила председатель профсоюза Татьяна Батиева.
Случаев, когда осужденные позволяли себе дисциплинарные нарушения и употребление алкоголя, за все это время произошло только два – в 2013 и 2014 годах. Кстати, если отбывающий наказание сотрудник комбината позволяет себе подобное, он сначала попадает в оборудованный в здании общежития изолятор, а потом отправляется обратно в колонию и больше не имеет права вернуться на производство.
«У меня двое детей. Получаю я 22 тысячи в месяц, если без подработки. Хватает, чтобы отправить близким. О том, чтобы нарушить дисциплину, и мысли нет, - рассказал Игорь Кречетов. – Но самое главное – я не чувствую себя здесь осужденным».
Многие обитатели колонии-поселения хотят попасть на ЖФК не только из-за условий проживания и высоких зарплат, которые позволяют закрывать долги, делать накопления или отправлять деньги родным. Кропотливый труд становится еще одним плюсом для комиссий по условно-досрочному освобождению. А руководство комбината приглашает доказавших свою профпригодность и отдавших долг обществу работников остаться в Жешарте. Такие примеры, когда человек оставался на предприятии после освобождения, уже имеются.
По словам исполняющего обязанности руководителя управления ФСИН по Коми Александра Матвеенко, результаты заключенного соглашения превзошли все ожидания. «Мы видим только плюсы: предприятие, испытывавшее кадровый голод, получило дисциплинированных сотрудников, мы решаем основные задачи по исправлению, трудоустройству и ресоциализации осужденных, а республика получает налоговые отчисления и более сильную экономику», - сказал он.
Он отметил, что подобную практику можно было бы распространить на другие предприятия региона, но федеральное законодательство не позволяет вывозить осужденных к отбыванию срока в колониях-поселениях за пределы муниципалитета. «Мы могли бы направлять спецконтингент на работу в лесной, нефтяной или газовой промышленности, но если мы вывезем людей, то нарушим закон. Поэтому мы вышли с законодательной инициативой – разрешить предоставлять осужденным работу в пределах региона – в Госсовет. Законодатели республики передадут это предложение в Государственную Думу, которая рассмотрит возможность изменения существующих норм», - заключил А.Матвеенко.
Фото Елены Кабаковой
Комментарии