Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Пятница, 23 Октябрь 2015, 16:03 3084 1

Конституционный суд Коми признал законным предоставление сиротам квартир разной площади

По мнению судей, это справедливо и соотносится с объективной реальностью.

Проверить часть 2 статьи 7 республиканского закона от 7 декабря 2012 года №104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на соответствие Конституции Коми решил прокурор региона. В запросе он указал, что статья не предусматривает виды предоставляемых жилых помещений и допускает выделение жилья по нормам, установленным органами местного самоуправления. Это, по мнению прокурора, порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципалитетах, поскольку нормы в городах и районах существенно отличается друг от друга.

Например, в Сыктывкаре норма предоставления площади жилого помещения составляет 13 с половиной квадратных метров, в Ухте – 14, в Воркуте и Усинске – 15, а вот в Прилузском районе – 18.

Из истории вопроса следует, что жилье сиротам предоставлялись по договорам соцнайма и во внеочередном порядке, но в 1996 году закон уточнил, что сиротам жилые помещения предоставляются вне очереди и бесплатного обеспечения, а их площадь должна быть не ниже установленных социальных норм.

В 2012 году года этот порядок претерпел изменения: обеспечение жильем сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было отнесено к полномочиям субъектов России. Регионы должны были это делать самостоятельно и за счет своих средств. Из Жилищного кодекса исключили упоминание о внеочередном предоставлении квартир. Еще одно изменение касалось того, что жилые помещения специализированного жилфонда в виде домов и квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляются по месту жительства сирот и на основании договоров соцнайма.

Проведенный Конституционным судом анализ части 2 стать 7 республиканского закона в части предоставления жилья по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным органами местного самоуправления, свидетельствует о согласованности данного положения как с Жилищным кодексом, так и с федеральным законом. Так, статья 50 кодекса говорит, что жилье предоставляется гражданам по нормам, установленным в муниципалитетах в зависимости от доступности помещений. Эта же норма распространяется и на детей-сирот, поэтому не может расцениваться как нарушение гарантированных Конституцией Коми прав сирот на жилье.

«Отличающиеся же друг от друга нормы предоставления площади жилого помещения в тех или иных муниципалитетах и объективно сложившаяся степень благоустройства жилья в населенном пункте, избранном в качестве места жительства, сами по себе не свидетельствуют о каком-либо правовом неравенстве среди граждан, относящейся к одной и той же социально защищенной группе, поскольку норма предоставления - это тот минимум, ниже которого не допускается обеспечение жильем не только детей-сирот, но и других граждан, имеющих право на получение жилых помещений», - делает заключение Конституционный суд Коми.

А вот доводы о том, что размер субсидий регионам определяется по социальной норме площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, составляющей 33 квадратных метра, суд не считает основанием для признания факта неправомерного снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты сирот, поскольку федеральный закон отнес полномочия обеспечения жилыми помещения сирот к полномочиям субъектов. Раз регион тратит деньги на покупку жилья сиротам, на республику не могут быть возложены обязанности по приобретению жилья площадью не менее 33 «квадрата».

«Таким образом, часть 2 статьи 7 республиканского закона соответствует Конституции Коми, так как она, безусловно, гарантирует сиротам реализацию их законного права на обеспечение жильем, фактически не снижает уровень их соцзащиты и отвечает конституционным принципам справедливости и обусловленному объективной реальностью и требованиями закона равенству прав», - постановил суд.

Вместе с тем часть 2 статьи 7 не предусматривает виды предоставляемых гражданам жилых помещений. Такое нарушение может привести к существенному нарушению конституционных прав граждан, поскольку в Жилищном кодексе к видам помещений относятся не только дом и квартира, но и часть дома или квартиры, а также комнаты. При этом сиротам должны предоставляться именно жилые дома и квартиры, значит это должно быть прописано в законе. Именно в этой части статья признается не соответствующей Конституции Коми.

На заседании 22 октября Госсовет Коми вновь наделил органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Муниципалитеты искать квартиры для них будут до конца 2017 года (потом, возможно, их снова обяжут этим заниматься). На начало мая в Коми нуждались в квартирах 1572 сироты.

Фото с сайта pixabay.com

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Июнь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Реклама