КомиОнлайн

Авторский взгляд

Среда, 27 февраля 2013, 11:11

Жизнь в Коми: оскорбление чувств верующих в журналистику

I.

Комиссия Общественной палаты Коми по межнациональному и межконфессиональному отношениям придумала, собралась и обсудила то, как некомпетентно журналисты в своих материалах пишут о религии.

На круглом столе «Об этике отношений республиканских СМИ с религиозными организациями» прозвучали названия таких авторитетных изданий, как «Рубеж Севера» и усинские «Северные ведомости».

В воздухе также витал дух христианской газеты Севера России «Вера» («Эском»). Тема соответствующая, и ее редактор Игорь Иванов, многократно упоминавший за столом обсуждения о себе как журналисте, в Общественной палате председательствует в комиссии по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации. Однако представительство христианской стороны за столом ограничилось Григорием Спичаком. Эту роль ему дали его коллеги по Общественной палате, хотя он с ней, как выяснилось, позже не справился. Хотя, скорее всего, и не собирался справляться. Г.Спичак сразу попросил обсуждение не затягивать и постараться успеть за час. Успели за полтора.

Председатель комиссии Мнацакан Никогосян объяснил, что тема для круглого стола была выбрана неслучайно: «Часто бывает, когда журналисты в своих статьях или речах допускают не совсем корректные выражения, которые задевают религиозные верования разных конфессий. Чтобы избежать подобного рода случаев, необходимо развивать религиозную грамотность и толерантность».

Председатель духовного управления мусульман Коми Валиахмад хазрат Гаязов отметил, что сегодня для многих религиозная принадлежность не менее важна, чем этническая, а вопросы веры являются одними из основных при определении людьми своего мировоззрения и культурной идентичности.

«Журналисты на своих телеканалах, радио, газетах освещают те или иные события, связанные с исламом и с мусульманами. К чему следовало бы привлечь внимание журналистов, пишущих об исламе: помимо безусловного требования строго следования профессиональной этике, журналист должен стараться максимально вникать в тонкости религиозной тематики, о которой ему придется вести разговор, предельно четко осознавать, что любая неточность или ошибка могут задеть чувства десятков тысяч верующих. Публикации некоторых журналистов задевают чувства верующих заявлениями о том, что террористы исповедовали ислам, вызывает справедливое возмущение не только самих мусульман, но и каждого россиянина, элементарно знакомого с этой великой созидательной религией», - заявил он.

«Это часто возникает из-за того, что журналист в публикациях на религиозные темы использует собственные оценочные суждения в отношении истинности или неистинности того или иного вероисповедания. Предвзятый подход в освещении вопросов вероисповедания, смешения социальной проблематики с религиозной - опасная черта нашей журналистики. Об этом стоит помнить каждому честному журналисту, если он хочет, чтобы его профессиональный труд служил решению великой задачи: консолидации нашего многонационального поликонфессионального российского общества», - завершил свой доклад муфтий Коми.

И.Иванов в своем выступлении задумался об уместности эмоциональности в средствах массовой информации, но так и не пришел ни к какому выводу. «Насколько уместна эмоциональная оценка в СМИ различного рода вопросов, связанных религиозными и межконфессиональными отношениями? Это должна быть просто констатация факта и с минимальными оценочными моментами. Вопрос, на мой взгляд, неоднозначный, который надо обсуждать, может быть. С одной стороны, мы понимаем, что, когда появляется эмоциональность в оценках, уходит объективность, которая влияет на восприятие читателя. С другой стороны, если мы начинаем давать сухие сводки без авторской позиции, мы реально теряем читателя. Потому что, читая просто событийный ряд, он не дойдет до конца заметки», - рассуждал он.

«Слава богу у нас в республике, по сравнению с соседними регионами, ситуация достаточно стабильная в этом плане [национальных конфликтов]. В целом идет рост подобных микроконфликтов, назовем их напряженностями. То, что мы сейчас эту тему обсуждаем, это одна из наших попыток каким-то образом актуализировать ее, обратить на нее внимание», - закончил И.Иванов.

Ректор Коми республиканской академии госслужбы и управления Нина Нестерова была более категорична: «Здесь, несомненно, нужно говорить о профессиональном уровне журналистики. Суть нашего сегодняшнего разговора и освещения этой проблематики как раз и состоит в том, чтобы обратиться к журналистам и призвать их в том числе формировать свой профессиональный уровень за счет собственного развития, просвещения в этом плане, чтобы компетентно излагать суть тех проблем, которые они пытаются осветить в средствах массовой информации. С прискорбием приходится говорить о том, что это сводка с места событий, относительно которой читающие должны сделать собственные выводы. А читающие в зависимости уже от своего уровня культуры делают выводы и приходят к какому-то мнению. Зачастую еще им предоставляется площадка, если говорить об Интернете, где они, исходя из уровня своего понимания, публикуют отзывы, комментарии на эту тему. Это еще более способствует разжиганию и взбудораживанию межнационального сообщества. Журналист берет на себя ответственность доводить до общества новость, окрашивая то или иное событие таким образом, чтобы общество ее съело. Давать им то, что нравится, «жареное» в этом [религии и национальном вопросе] контексте совершенно недопустимо. Это лезвие ножа, игра с огнем. Это та тема, которая болезненно людей задевает за живое. На наш взгляд, журналист должен нести просвещенческую миссию при взаимодействии с представителями религиозных организаций, наших национальных культурных автономий».

Еще прямолинейнее высказался Г.Спичак: «СМИ боятся сами себя. Вот это так называемое постиндустриальное общество столкнулось с тем, что сейчас идут совершенно другие объемы потока информации. Что было бы 20 лет назад, случись событие на Ближнем Востоке или в Северной Африке. Мы бы с вами в лучшем случае прочитали новостишку в «Красном знамени» про исламистов в Северной Африке и в лучшем случае в программе «Время» услышали, что там происходит такое-то событие. Сегодня у нас в Республике Коми исламисты ничего не делают, в России ничего не делают. Но слово «исламист» сегодня просто фонит. К нашей с вами жизни, к нашему городу это никакого отношения не имеет. Но плотность СМИ, источников информации создает ощущение, что это происходит где-то рядом. Что происходит с человеком неподготовленным: он переносит ответственность с исламиста, живущего в Северной Африке, на исламиста, живущего рядом, на соседа. В таких условиях все все знают в медицине, педагогике, как играть в футбол и так далее. У нас все специалисты. В Республике Коми лет как 15 рухнула отраслевая журналистика. У нас были по медицине спецы, которые понимали, чем отличается администрирование медицинское от сугубо новинок. Сегодня об этом никто не знает. Журналисты путают понятия интернациональные и межнациональные отношения. У нас СМИ на 99 процентов – фаст-фуд. Сплошь и рядом встречаю, что в здравоохранении ничего не происходит. Ребята, да революция произошла в здравоохранении! И никто не заметил. Я бы обратился к редакторам. Надо сегментировать редакции, очень четко настраивать – отраслевая журналистика просто так не появится. Начинающий журналист, когда приходит в редакцию, должен два-три года нарабатывать свой профиль. Событийщик, который работает просто ради «Что? Где? Когда?» через пять лет сойдет с ума».

II.

На круглом столе повзаимодействовать с масс-медиа не получилось. Хотя бы потому, что его посетили сотрудники портала «7х7», радио «Коми гор» и «КомиОнлайна». Остальные титаны региональной журналистики решили оставить без внимания этот круглый стол с неактуальной для нашей республики темой. Такая позиция коллег из популярнейших интернет-изданий в Коми у общественников вызвала удивление.

Итак. На абзац включу типичный российский чиновничий околополитический манер говорить прописными истинами. Более подробно, развернуто о той или иной религии пишут средства массовой информации, профиль которых заключается в освещении вопросов, тем, личностей, непосредственно связанных с конкретной конфессией. Современное издание старается дать читателю, зрителю, слушателю разнообразный интеллектуальный продукт. Его популярность зависит от количества интересной и полезной полной информации.

Какая-никакая профилизация в СМИ все равно осталась. В «КомиОнлайне» пишут все: корреспонденты, выпускающие редакторы, главный редактор. За всеми персонально закреплены соответствующие профильные темы (более 20 тем и сфер на каждого). Впрочем, так делают во всех других изданиях: будь то газеты, телевидение, радио или интернет-СМИ. То есть кто-то лично отвечает за экономический блок и медицину, кто-то за криминал и спорт, кто-то за искусство и науку. У всех налажены контакты и связь со специалистами в этих областях, к которым всегда обращаются за консультацией по непонятным моментам в подготовке материала. Есть издания, которые специализируются только на одной из выше перечисленных тем.

Но правила современных масс-медиа таковы, что журналист должен уметь писать обо всем, суметь найти, аккумулировать в себе всю информацию (версии, комментарии, свидетельства) по инфоповоду, обработать и выдать. Для этого у него есть руки, ноги, голова, телефон, личные связи и компьютер с выходом в Интернет.

СМИ — на то они и средства массовой информации — существуют для производства новостей, озвучивания мнений, спорных и безапелляционных, профессиональных и обывательских. То, как их воспримут, остается за самим читателем, слушателем. А судить о правильности восприятия глупо. Абсурдно звучит мысль о роли журналистики как воспитательном инструменте. Пусть этим занимается институт семьи и система образования, сама религия, наконец.

«И первая, и последняя заповедь: не путаем правду с информацией. Мы доносим информацию, а что из этого правда — решают читатели», - в одном из интервью отметила главный редактор Lenta.ru Галина Тимченко, говоря о новостной журналистике. Ее мысль продолжает журналист Александр Амзин: «Новостной журналист отличается от остальных тем, что должен передавать информацию без искажений. Он – транслятор информации. Это не значит, что он тупо повторяет то, что сообщают новостные агентства или очевидцы события. Скорее он старается осветить одно и то же событие с нескольких точек зрения, давая читателю самому сделать выводы».

Религия — не такая уж и тонкая материя. Экономика — не толще. Любая тема требует к себе определенного внимания. В стране, которая себя позиционирует как светское государство, немыслимо много уделяют внимание православию. Иногда создается ощущение искусственного нагнетания, когда по малейшему якобы оскорблению чувств верующих высказываются все кто ни попадя. Как будто нежной мягкой ладошкой матери закрывают глаза общества на то, что не нужно обращать внимания.

Меня мало интересуют и заботят заявления об оскорблении чувств верующих и о некомпетентности СМИ от священников с пузами, как у депутатов Госдумы. Хватит смешивать религию и политику. Мы, простите, не в Средневековье живем. В тему вспомним эпизод из известного сериала «Гриффины».

Вполне возможно, что, если б не было религии, в свое время сжигавшей ученых на кострах инквизиции, мы бы в прогрессе ушли гораздо дальше вперед, чем есть сейчас. Меня, как верующего, оскорбляют православные отцы, которые на дорогих иномарках давят пешеходов, и их, не наказывая, отпускают. Они светят часами за сотни тысяч долларов, одновременно нудят о сребролюбии, как о смертном грехе. Мне, знаете, с высокой колокольни на то, что происходит в главном офисе ЗАО «РПЦ» Храме Христа Спасителя. Потому что там сидят, по моему оценочному суждению, главные атеисты в нашей стране, зарабатывающие на вере. Одновременно личное отношение к этому вопросу никогда не помешает соблюсти правила жанра и сделать новость, включив все детали, которые связаны с инфоповодом.

Совковое восприятие журналистики как элемент воспитания нужно было оставить еще после августовского путча. Но мы почему-то периодически забываем, что масс-медиа сегодня — это бизнес. Высказывание заместителя министра связи и массовых коммуникаций России Алексея Волина на научно-практической конференции на журфаке МГУ наделало много шума в прессе: «Журналист должен твердо помнить, что у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой. Это все - не бизнес. Задача журналиста — зарабатывать деньги для тех, кто его нанял. А сделать это можно, лишь став интересным зрителям, слушателям, читателям».

Любопытно отметить, что в течение всего круглого стола общественники говорили о мотивированности его проведения, но ни разу не назвали конкретных примеров материалов или изданий, поправших честь какой-либо конфессии, да и об изданиях вообще. Разве что В.Гаязов положительно упомянул усинские «Северные ведомости». После уточняющего вопроса члены комиссии вспомнили только национал-патриотическое интернет-издание «Рубеж Севера» Алексея Колегова, которое позиционирует себя как информационное агентство, которое читают только тогда, когда они находят свиную голову на территории, выделенной под строительство мечети в Сыктывкаре.

Вместо послесловия.

Проблемные материалы на ленте – не только способ обнажить наболевшее. Лента новостей – площадка, на которой можно прокомментировать проблемный вопрос, спозиционировать себя как ответственное сильное лицо перед общественностью. От этого, как правило, отказываются.

И еще, революция произошла в здравоохранении, да. Но скорая все также приезжает на вызов к пятимесячному ребенку через полтора часа. Терапевт уверенно диагностирует ОРЗ, хотя у больного оказывается песок в почках. Министр здравоохранения застревает в вечно ломающемся лифте республиканской детской больницы.

Фото: melpomene.lt

Версия для печатиВерсия для печати
Поделиться:
Если вы заметили смысловую, орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет автоматически отослан редактору.
Реклама
comments powered by HyperComments
Реклама

Поиск работы

Кассир торгового‎ зала (ТК Парма)
РИВ ГОШ, Сеть магазинов (Сыктывкар)
от 18000 до 23000 RUR

Заместитель директора к‎инотеатра в г. Сыктывкар
Группа компаний Регионы (Сыктывкар)
от 25000 RUR


Искать вакансии
Реклама
Реклама

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Октябрь 2017
 
Реклама
comments powered by HyperComments