Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Понедельник, 29 Июнь 2009, 17:23 18915 0

Без купюр: эссе Григория Спичака «Этика, «джинса» и мастерство»

Журналист сам по себе не выпускает газету или журнал. Он сам по себе не делает телепередачи. За каждым пишущим и снимающим стоит с десяток технических работников и немалые полиграфические, транспортные, радио и телепередающие мощности. За журналистикой как явлением еще и деньги, еще и хозяева этих денег. Оставим, как говорится «за скобками» вопрос — а на фига им такие «игрушки»? Понятное дело — для того, чтоб заработать новые деньги, усилить свое влияние в чем-то. Романтиков-филантропов на этом поприще давно не наблюдается.

Все это явление — есть бизнес и политика. И все. И в этой части как бы понятно, что журналист приходит как наемный работник и создает товарный продукт, который либо хотят купить, либо, пару раз купив пустышку, говорят: «Не, ребята, скучные вы… Лучше порносайты или сплетни в очередях, чем ваши «новости» и «размышления о жизни», которую вы просто не знаете».

В этом естественном (и никем не оспариваемом) ходе вещей самими журналистами родилось понятие «джинса» — заказные статьи. Это какие? Которые заказаны в обход хозяев. Это знакомый «левак», а не «джинса» — левый приработок. Он так всегда назывался, и по мастерству он исполняем часто лучше обычной текущей работы. Если токарь на станке одного хозяина делает «левые втулки» для заказчика со стороны и найденного лично, тогда хозяин станка снимает с зарплаты токаря стоимость электроэнергии, амортизацию станка, потерю времени… в итоге накрылась премия. Могут и уволить, конечно. Чтоб другим неповадно было. Но все соседи токаря хотели бы иметь «левак». Все. И никакое повышение зарплат не снимет проблему надолго. Потому что к большим зарплатам привыкают тоже, и через какое-то время хочется еще больше.

Но поднимать зарплату до бесконечности невозможно. Поэтому «левак» и «джинса» бессмертны.

«Джинса» может быть и корпоративной. Разве у нас есть хоть одна газета, которая не принимала бы заказ от крупных предприятий на освещение своей работы и проблем в нужном заказчикам ракурсе. Нет таких. Предприятия не могут позволить себе содержать газету целиком, но могут заказать материалы. Что здесь противоестественного? И газеты исполняют заказ в меру мастерства своих журналистов.

Разразился тут спор по поводу журналистской этики в связи с «джинсой». Но разве это был спор об этике? Спор-то был о… неубедительности материалов. То есть спор был о мастерстве и его отсутствии. Не состоятелен посыл самого Зелинского к Рудометовой (редактору «Комсомольской правды в Коми») о том, не хотела ли бы она заразиться ВИЧ, а потом вылечиться (такое чудо описала газета словами героя своей публикации). Так ставить вопрос вообще не серьезно. Ну, предположим не ВИЧ, а миома матки… Рудометовой надо было, описывая чью-то проблему, по очереди заболевать всем «хозяйством»: то туберкулезом, то «свиным гриппом», коклюшем и катарактой обоих глаз… Обязательно излечиваться, чтоб иметь право написать об этом? Да ну! Ржунимагу!

Чтоб оспаривать пункты бюджета, я должен написать параллельный бюджет по этой логике? Чтоб писать о космонавтах, наверно, должен «апстенкубашкой» и обоср… в центрифуге? О! Тогда я имею моральное право об этом писать!!! Не знаю, правда, как быть с моргом и гинекологией, а так же родильным отделением и правительством… Туда или не берут, или возьмут — не вернешься… Что ж теперь — на эти темы вообще ни строчки? Или все-таки давать слово тем, кто в какой-то мере знает «вопрос»?

Это я в «защиту Рудометовой». А в защиту ситуации с «леваком» вообще и уровнем мастерства этого левака можно процитировать товарища Сталина нашего, незабвенного Иосифа Виссарионыча. Ему из Красноярского обкома пожаловались на московских писателей, которые приехали и забухали на неделю. Ни встреч не проводят, ни статьи не пишут. Красным карандашом на телеграмме Сталин ответил: «Других писателей нету, работайте с этими».

Аминь, как говорится. Так и есть. Поэтому лучше давайте обсуждать мастерство «джинсы» и мастерство «комментариев». ( Да… представляю, что сейчас тут начирикают).

Григорий Спичак

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама

Кто есть кто

Бобков
Игорь
Янович
Родился 27 сентября 1958 г.
Реклама
Реклама

Календарь

«Сентябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Реклама


Реклама