Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Понедельник, 14 февраля, 2011, 10:50 6002 0

Без купюр: эссе Дмитрия Беляева «Что такое стратегическое планирование развития страны и региона?»

«КомиОнлайн» публикует эссе кандидата экономических наук, проректора по информатизации, декана факультета информационных систем и технологий Сыктывкарского госуниверситета Дмитрия Беляева, оригинал которого размещен в его блоге.

Во-первых, стратегическое планирование социально-экономического развития региона не должно быть разовой акцией, направленной на удовлетворение каких-либо текущих конъюнктур. Планирование должно быть постоянным и системным процессом, инициируемым и поддерживаемым, прежде всего, местными политическими и экономическими сообществами (в том числе экспертными; в том числе и из научно-образовательной сферы республики).

Стратегическое планирование (как функция стратегического проектного менеджмента) в настоящее время становится важнейшим (если не главным) инструментом государственного управления.

Очевидным фактом является то, что традиционное административно-иерархическое планирование, которое до сих пор преобладает «на местах», неспособно справиться с поставленными президентом задачами модернизации страны.

Во-вторых, стратегический план не должен быть чисто административным регламентом, спускаемым сверху. Этот документ должен являться прежде всего «договором общественного согласия», в соответствии с которым и органы исполнительной власти, и коммерческие предприятия, и различные общественные организации должны добровольно и согласовано принять на себя некие определенные обязательства.

То есть стратегический план развития страны и региона не должен быть жесткой директивой. Он должен быть сводом согласованных и разумных требований бизнеса, других организаций и учреждений, а также населения к органам исполнительной власти и наоборот. Должна наличествовать многовекторная и многофакторная договоренность о конкретных мерах повышения эффективности совместной деятельности в тех или иных областях социально-экономической сферы региона.

При этом предпринимаемые меры должны быть стратегически важными в большей степени для населения региона, города, муниципалитета, нежели для их органов власти.

Другими словами, процесс стратегического планирования должен реализовываться механизмами поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению на уровне общественного консенсуса с привлечением экспертного (в том числе и из научно-образовательной сферы) и общественно-политического потенциала (а этот потенциал в республике есть).

В-третьих, стратегический план должен определять не столько тактическую, сколько долгосрочную направленность развития региона с одновременной концентрацией на ключевых «точках роста» (наиболее перспективных направлениях), выявленных на основе всестороннего анализа потенциала региона, его (потенциала) ёмкости, а также сильных и слабых сторон. Немаловажно при этом построить модель угроз и матрицу возможностей и использовать их затем в процессе стратегического планирования. Угрозы и возможности определяются как внутренними региональными факторами, так и общефедеральной внешней средой. Их необходимо учитывать.

В-четвертых, и об этом я также говорил тут, если говорить о стратегическом планировании, то к стратегии должны быть приложены конкретные и ясные календарно-ресурсные планы подпроектов тактического и операционного уровней (а они необходимы как элемент организационно-технического дополнения к стратегии).

И, наконец, в-пятых: «Я против большого количества красивых слов, которые, как правило, редко превращаются в нечто осязаемое для простого среднестатистического жителя страны. Более того, мне кажется, что большинству жителей страны «до фени» всякие стратегии, которые обсуждаются одними и теми же людьми. Только в разных местах и разных коллажных составах. Большинству жителей главное совершенно другое — чтобы был свой дом, а в нём холодильник, забитый качественными продуктами, современная бытовая техника, чтобы был приличный автомобиль и чтобы была работа, выполняя которую, гражданин мог получать достойную заработную плату, чтобы купить всё то, о чем я написал выше…».

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.

Кто есть кто

Рочев
Василий
Павлович
Родился 22 декабря 1951 г.
Реклама.

Календарь

«Декабрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


Реклама