Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 4 августа, 2011, 12:15 2545 2

Без купюр: эссе члена Общественной палаты Коми Игоря Иванова «Читатель уходит в никуда»

Говорят, что не дело журналисту говорить общественности то, что она и так уже знает. Но тут, похоже, как раз тот случай, когда общественность «знает» совсем не то, что есть на самом деле.

На одном из последних заседаний нашей комиссии Общественной палаты мы собирали редакторов газет, чтобы обсудить проблемы, стоящие перед журналистами и журналистикой республики. Что сегодня все больше беспокоит газетчиков из так называемой «классической», качественной прессы? Это непрерывное от полугодия к полугодию падение подписных тиражей. Тенденция эта обозначилась довольно давно, усилившись в годы кризиса.

Говорю здесь в наименьшей степени как заинтересованный газетчик, потому что как раз у газеты «Вера», редакцию которой я имею честь возглавлять, подписка за последние годы была стабильной, а в 2011-м даже несколько выросла. И здесь, кстати, один из путей решения проблемы – более четко выстроенная ориентация на свой круг читателей, на целевую аудиторию. Другое дело, что для общественно-политических изданий, особенно региональных, это не всегда просто.

Действительно, надо признать: культура подписки на газеты и журналы в России стремительно рушится. Стареет поколение, привыкшее каждые полгода приходить на почту оформлять подписку. Сама почта, непрерывно и немыслимо задирая цены на свои услуги по доставке, уменьшает себе объем работы. Некоторые «спецы» уже называют срок выхода последней печатной газеты в России – 2036-й...

Но вот о чем хотелось бы сказать особо. Когда сегодня говорят о падении тиражей «бумажных» газет, обычно причиной называют уход читающей публики в интернет. От некоторых коллег из электронных СМИ я даже слышал нечто вроде сочувствия: дескать, ваш век подходит к концу. В таких случаях я отвечаю, что положение с подпиской на интернет-СМИ ничуть не лучше. Согласно опросам, более 4/5 пользователей Интернета несмотря ни на какие меры останутся потребителями пиратского контента. То есть и для Интернет-изданий спасительницей может быть только реклама.

Но опасность на самом деле гораздо серьезнее. Надежды, что читатели стройными рядами, отказываясь от печатных СМИ, переходят в разряд читателей интернет-газет, оказывается, напрасны. Прежде всего нужно сказать, что две трети граждан России вообще Интернетом не пользуются (в США таковых всего пятая часть населения). Причем, после периода активного роста числа интернет-пользователей в России, вот уже второй год этот показатель не меняется (для сравнения: в Китае за 2010 г. число пользователей Сети выросло на 20 процентов и в процентном отношении примерно сравнявшись с российским).

Оппоненты могут сказать, и газеты ведь в России читают далеко не все. Но вот что показывают опросы общественного мнения. Пользователи Сети заходят в нее по разным причинам. Кто-то для общения, кто-то для просмотра и скачивания фильмов. Лишь 27 процентов граждан заходят в Сеть, чтобы найти нужную им информацию. Еще меньше – 11 процентов - выходят в Сеть, чтобы следить за последними новостями. А общественно-политические новости из Интернета черпают так и вообще всего-навсего 6 процентов.

Получается, что, отходя от печатных газет, читатель на самом деле уходит не в Интернет, а «в никуда».

Особенно это заметно на молодых. Они практически не читают сегодня, и в частности - качественную прессу. А то немногое, что они узнают из Сети, получают в виде скабрезно комментированных и часто искаженных фактов в блогах или на низкопробных «желтых» сайтах вперемежку с сенсациями из жизни звезд и оккультистским мусором. Отсутствие ответственности за достоверность информации, продажность, акцент на сенсационность, отсутствие малейшей аналитики – особенность таких сайтов. Вкупе с усилиями школы по внедрению безумного ЕГЭ и отбиванию у учащихся навыков думать - и в результате сегодня у молодых складывается просто-таки дремучая картина мира, - а значит под угрозой оказывается будущность нашей страны.

Что же делать? Вот для этого мы, редактора, и собираемся в Общественной палате, пытаясь предложить какие-то решения, позволяющие качественной прессе выжить в складывающейся неблагоприятной ситуации. Возможно, ситуации мог бы разрешить переход на бесплатную систему распространения. Хотя тут все непросто в связи с огромной площадью республики, сравнительно малой ее населенностью и ограниченностью рекламного рынка. Как-то нужно решать, наконец, проблему с альтернативной доставкой в масштабе республики.

Подобные проблемы встали перед СМИ в развитых странах Запада, только несколько ранее. И нигде, подчеркну, практически нигде качественная пресса не обходится без прямой или косвенной поддержки государства. Потому что пресса, не зависимая как от идеологии, так и от толстосумов, в любом обществе – один из важнейших столпов демократии. Она позволяет обсуждать насущные проблемы как общенародного характера, так и проблемы самых небольших групп населения. Хотелось бы, чтоб это понимание проникло и закрепилось в сознании Российских властей, как и властей нашей Республики Коми.

Фото пресс-службы Общественной палаты Коми и с сайта tvlesnoy.ru

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама