Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 10 ноября, 2011, 15:12 2287 1

Без купюр: эссе Владимира Теребихина о выборе товара на политическом рынке

«КомиОнлайн» представляет советы избирателям от Владимира Теребихина, эксперта Общественной палаты Коми, кандидата философских наук, заслуженного работника республики.

Как уточняет автор, при подготовке советов он руководствовался нижеследующими принципами:

- советовать можно лишь в деле, в котором сам собираешься участвовать;

- на власть, которую ты не выбирал, неча пенять;

- каждый человек имеет право выражать свое мнение, и каждый человек имеет право его не слушать.

Уважаемые граждане - избиратели!

В последние годы в республике наряду с потребительским, финансовым, рынком труда, рынком недвижимости и другими «рынками» сформировался еще один - «политический рынок» - как система производства и распределения политических товаров и услуг, обеспечивающая согласование интересов продавцов (партий, политиков, политтехнологов) и покупателей (избирателей, граждан) в условиях относительно свободной конкуренции.

Основными политическими продуктами (товарами) на нем являются: имидж партий, лидеров, их программы, рейтинги и другая политическая продукция.

Основные действующие лица электорального политического рынка –граждане/избиратели, партии/кандидаты.

На политическом рынке есть и другие его составляющие: политический маркетинговый микс (комплекс маркетинга), сегментация политического рынка, позиционирование политического товара и т.д.

Поведение участников общероссийского политического рынка, в том числе, и электорального, регулируется федеральными законами.

Выборы (с точки зрения политического маркетинга) - это есть «продажа электорального политического продукта» в заранее заданный и определенный законодательством момент времени, в данном случае – 4 декабря 2011 года.
Какие «электоральные продукты» представлены избирателям на федеральном политическом рынке 2011года?

На выборах депутатов Государственной Думы VI созыва, срок полномочий которой увеличен с 4 до 5 лет, для «покупки» избирателям «товар» предложили семь политических партий: «Либерально-демократическая партия России», КПРФ, «Справедливая Россия», «Единая Россия», «Правое дело», «Яблоко» и «Патриоты России». В их избирательных списках зарегистрировано 2084 кандидатов.
На одно депутатское место в парламенте претендует почти 5 представителей партий, входящих в списки.

И хотя количество партий, участвующих на выборах в парламент страны, сократилось в полтора раза по сравнению с выборами в Госдуму 2007 года, как мы видим, насыщенность «товарами» и «товарная» конкурентность на политическом рынке, сравнительно высока.

Поэтому для избирателей возникает проблема, как из такого большого количества политического товара выбрать наиболее качественный?

За годы «рыночных преобразований» мы в определенной степени научились выбирать качественный товар на потребительском рынке, чего, к сожалению, нельзя сказать о выборе на политическом рынке. До первых демократических выборов 1989 года мы голосовали, но не выбирали. И вот уже более 20 лет граждане имеют право, «голосуя, выбирать». Выбирать «умом – разумом». Мы же чаще выбираем то «сердцем», то «ногами», то «эмоциями», то «по наитию, случайно», то «из чувства благодарности», хотя значимость выбора качественного «политического товара» - «выбора умом» для повышения качества жизни не менее значима, чем выбор товара на рынке потребительском.

В этой связи я призываю уважаемых избирателей хотя бы перед выборами заглянуть в основные законы России и Коми, где впервые в конституционной российской истории и истории конституций региона записано: «единственным источником власти является ее многонациональный народ». В статье 3 Конституции РФ сказано, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

А это значит, что народ - не объект «неустанной заботы власти», но, прежде всего, «всеобщий субъект власти», единственный источник ее формирования - избрания на выборах и «субъективно - объективный» оценщик эффективности ее деятельности и качества предоставления государственных услуг.

Отсюда возникает проблема ответственности народа как источника власти за качество выбора власти. Как известно, в демократическом государстве каждый гражданин не только обладает абсолютной властью, но и несет абсолютную ответственность.

Почему необходим качественный выбор товара на политическом рынке?
Прежде всего, потому, что чем выше качество выбора «политического товара», тем выше качество государственной политики, а, следовательно, и качество оказываемых властью услуг населению, тем выше качество развития страны и региона, качество нашей жизни.

О необходимости выбора качественного «политического товара» свидетельствует тот неоспоримый факт, что «несмотря на то, что выборы у нас бесплатные, мы платим, когда получаем их результаты».

А качество выбора власти зависит от качеств избирателей, в том числе их компетентности и активности.

Что же делать?

Общий совет (не претендующий на оригинальность) – «учиться и еще раз учиться». Учиться качественному выбору товара на политическом рынке. А для этого необходимо иметь некоторую систему знаний.

К сожалению, пока в Российской Федерации и в том числе в нашей республике не создана постоянно действующая система повышения культуры избирателей (например, народные университеты, лектории, циклы лекций для избирателей и др.), электронный «электоральный ликбез», как направление электоральной политики. Эта работа, как и деятельность партий, оживляется лишь в период избирательных кампаний. Несмотря на то, что в последние годы «региональный избирком» стал уделять больше внимание этому направлению деятельности (особенно молодежи), большинству активных и ответственных избирателей приходится самостоятельно повышать свою электоральную культуру, в основе которой, система современных правовых, политологических, экономических и других знаний.

Основы знаний по этим и другим предметам получают теперь наши дети в обычной средней школе. Взрослым, негоже отставать от пока еще «безголосого» поколения». Следует отметить, что кроме учебных пособий, есть специальные сайты, в том числе и у региональной избирательной комиссии. Можно и необходимо обращаться за письменными и устными консультациями к профессиональным организаторам выборов (избирательной власти) – в избирательную комиссию республики Коми, территориальные избиркомы, на «Горячую линию» Общественной Палаты республики. Необходимо по возможности активнее участвовать в основных предвыборных мероприятиях, проводимых избирательными комиссиями, а также партиями, участвующими в выборах.

Да, повышение электоральной культуры - это труд, но, как хорошо известно, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Что же касается конкретных рекомендаций, то для тех избирателей, которые:

- голосуют умом, а не сердцем и пока не обладают вы­сокой электоральной культурой, но желают участвовать в выборах, и не хотят ошибиться в «покупке» товара на политическом рынке;

- желают разобраться в предвыборных партийных программах, можно дать следующие советы (порекомендовать).

Во-первых, в программных предвыборных документах партии (а они представляет собой концентрированное выражение идеалов, миссии, задач, целей и приоритетов партии), учитывая, что это выборы в законодательный орган государственной власти страны, должна быть представлена программа ее законопроектной деятельности. Она включает перечень самых основных проектов законов и законодательных инициатив, которые партия, или партийный кандидат в случае ее поддержки избирателями, намерена вне­сти на рассмотрение Госдумы. Кроме того, реализация декларируемых программных установок должна обеспечиваться комплексом средств, форм и методов, с помощью которых партия и ее кандидат планирует добиваться намеченных целей. Если этого нет – это не ваш товар, хотя может быть и партийные лидеры нам симпатичны и «хорошо говорят о том, как Вам будет хорошо».

Во-вторых, учитывая, что избиратели должны голосовать не за ролики и плакаты партий, а их программные установки, желательно провести простейший сравнительный анализ партийных программ, определить их плюсы и минусы лично для вас.

Для этого необходимо на листке бумаги (или на компьютере) сделать сравнительную табличку, в которой в одной колонке определить какие проблемы нас в большей степени волнуют (например, как сформулированные в программах партий: молодежные проблемы, пенсионная реформа, проблемы ЖКХ, «борьбы с бедностью», демографические проблемы, и другие актуальные проблемы). А в других колонках – название интересующих вас партий и то, как партии намерены решать эти проблемы. Эта простая, но необходимая «аналитическая процедура» позволит нагляднее и четче представить как партии, участвующие в выборах, планируют реализовать актуальные для вас проблемы. Все это может помочь вам определиться с выбором политического товара, являться одним из оснований вашего выбора.

Программы, агитационные материалы, списки кандидатов от всех партий, участвующих в выборах в ГД 2011, телепрограмма телебедатов до 2 декабря 2011 года и другие значимые для нашего выбора материалы в наиболее полном, систематизированном виде представлены, по нашему мнению, на сайте http://duma11.ru, созданным группой специалистов в области избирательного права и новейшей истории Российской Федерации, а также, на сайтах всех партий.

В-третьих, на предвыборных встречах кандидатов представляющих партии с избирателями, Вы можете задать вопросы, касающиеся того, как партии планируют реализовать установки предвыборной платформы. Необходимо посмотреть и теледебаты с участием всех партий, в том числе и партии «Единая Россия», на телевидении.

В-четвертых, если партия уже была представлена в Государственной Думе, вы имеете право получить от этих партий любую интересующую Вас информацию, в том числе и отчет о деятельности. Знакомство с этими материалами будет дополнительным основанием для вашего выбора.

В-пятых, кандидаты, которые избираются повторно, должны представить подробный отчет о своей деятельности и конкретную программу на следующий срок.
В-шестых, избирателям неплохо было бы познакомиться и с избирательным законодательством.

Для тех избирателей, которые, не хотят глубоко вникать в тонкости предвыборных программ, но желают принять участие в выборах и в выборе «политического товара», рекомендую вспомнить народную мудрость, отраженную в пословицах и поговорках, афоризмах, максимах. Например: «не верь чужим речам, а верь своим очам», «мало хотеть - надо уметь», «не заглядывай человеку в лицо, а заглядывай в сердце», «язык мой, а речи не свои говорю», «не суди об арбузе по корке, а о человеке, по костюму», «когда речь держит лисица, пусть ее хорошенько обдумывают петухи», «наиболее полезно то, что наиболее справедливо», «дела важнее слов», «большие обещания – уменьшают доверие», «все мы говорим, да не все по говоренному выходит», «хороши дела завершенные», «что хорошо, то не скоро», «хотели как лучше, а получилось как всегда», «если программа тебе понятна, значит, она уже устарела», «если ты все понимаешь, значит, тебе не о обо всем говорят», «бывает и информация из первых рук высосана из пальца» и т.д.

Можно прислушаться и к советам И.В.Сталина, который, выступая 11 декабря 1937 года на предвыборном собрании избирателей сталинского избирательного округа накануне выборов депутатов Верховного Совета СССР 12 декабря 1937 года, говорил:

«Я хотел бы, товарищи, дать вам совет, совет кандидата в депутаты своим избирателям. Если взять капиталистические страны, то там между депутатами и избирателями существуют некоторые своеобразные, я бы сказал, довольно странные отношения. Пока идут выборы, депутаты заигрывают с избирателями, лебезят перед ними, клянутся в верности, дают кучу всяких обещаний. Выходит, что зависимость депутатов от избирателей полная. Как только выборы состоялись и кандидаты превратились в депутатов, - отношения меняются в корне. Вместо зависимости депутатов от избирателей, получается полная их независимость. На протяжении 4-х или 5-ти лет, т.е. вплоть до новых выборов, депутат чувствует себя совершенно свободным, независимым от народа, от своих избирателей. Он может перейти из одного лагеря в другой, он может свернуть с правильной дороги на неправильную, он может даже запутаться в некоторых махинациях не совсем потребного характера, он может кувыркаться, как ему угодно, - он независим. Можно ли считать такие отношения нормальными? Ни в коем случае, товарищи».

«Депутат должен знать, что он слуга народа, его посланец в Верховный Совет и он должен, вести себя по линии, по которой ему дан наказ народом. Свернул с дороги, избиратели имеют право потребовать назначения новых выборов, и депутата, свернувшего с дороги, они имеют право прокатать на вороных (смех, аплодисменты). Наконец, ещё один совет кандидата в депутаты своим избирателям. Чего нужно вообще требовать от своих депутатов, если взять из всех возможных требований наиболее элементарные требования? Избиратели, народ должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей… Функции избирателей не кончаются выборами. Они продолжаются на весь период существования Верховного Совета данного созыва».

Еще одно, поскольку иногда отдельные «менеджеры-политтехнологи» (наиболее активные и профессиональные участники избирательного рынка) и некоторые рядовые продавцы политического товара, учитывая нашу, пока невысокую культуру электорального выбора и не преодоленную с прошлого века нашу патерналистскую политическую культуру, могут предложить нам некачественный политический товар, важно помнить предостережение выдающегося реформатора, одного из первых «проектантов» государственной социальной политики - канцлера Германии Отто фон Бисмарка о том, что «никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и перед выборами». В этой связи, необходимо воспользоваться и проверенными советами «народного писателя» XIX века Козьмы Пруткова: «смотри в корень» и «бди», а также рекомендацией баснописца Федра: «выслушивать нужно все, но не спешить с доверием».

Следует иметь в виду и совет мыслителя Мишеля Монтеня (избранного в 1581 году мэром города Бордо, в то время когда он был за пределами Франции, и затем написавшего «О стеснительности высокого положения»), что «судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не на общее мнение». В этой связи можно воспользоваться и советом мудрейшего Л.Н.Толстого о том, что «один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов - есть соблазн словами: «Все так делают». Общему мнению, «мнению зала» можно доверять, да и то в самых крайних ситуациях, на передаче «Кто хочет стать миллионером».
Молодым избирателям, обладающим в большей степени, чем старшее поколение, современными знаниями в области права, экономики, политологии и, представляющих, почти треть всего избирательного корпуса, хотелось бы сказать, что в стране не будет эффективной молодежной политики, если в период избирательной кампании и в день выборов, вы будете полагать, что вместо вас, это сделают представители старшего поколения, имеющие свои законные интересы, и массу своих законных претензий и предложений к власти.

Молодежи я бы рекомендовал голосовать за те партии, которые:

- имеют в предвыборных программах обоснованный комплекс предложений (в том числе законопроектных) по молодежной политике;

- в избирательных списках, которых представлено не менее 20 процентов молодежи;

- которые полагают, что молодежь и дети – это не только и не столько «будущее», находящееся в «резерве», но, прежде всего, это «актуальное настоящее», требующее конкретной и системной государственной деятельности, в том числе и законодательной, «здесь и теперь».

Ну а для тех, кто не хочет участвовать в выборах, прежде в завершающей стадии их стадии – голосовании, я советую вспомнить старую, но не стареющую и не очень приятную поговорку по поводу зеркала, на которое, по известной причине, «неча пенять». Учитывая тему публикации, автор полагает, что эту поговорку можно изложить следующим образом - «на власть, которую ты не выбирал, неча пенять».
Один известный западный политик сказал: «плохие чиновники избираются хорошими гражданами, которые не голосуют».

Участие в выборах - это обязанность граждан и объективная характеристика правовой культуры. Кстати говоря, в целом ряде демократических государств, предусмотрены штрафные санкции за систематическую неявку на выборы, в том числе и на Кипре - хорошо известном большинству избирателей по рекламным роликам, штраф составляет 400 евро (это 14 тысяч рублей). А в Бельгии, если систематически не участвуешь в выборах, кроме штрафа, могут не принять на работу. Участие в выборах заносится в специальную карточку избирателя. Таких примеров можно привести много.
Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать следующую «избирательную формулу»: «хорошие политики выбираются компетентными и активными гражданами - избирателями», а плохие политики выбираются пассивным, не участвующим в выборах и в том числе и в голосовании, электоратом».

Уважаемые граждане, избиратели. Воспользуйтесь и последним нашим «советом-призывом».

Во-первых, в полной мере используйте и практически реализуйте ваш конституционный статус и функцию как «источника власти».

Во-вторых, давайте все как один нарушим правило сформулированное преподобным Чичестером: «если погода плохая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается. Если погода хорошая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается».

От нашего качественного выбора и активности будет зависеть и политический и экономический и социальный климат и погода не только в нашем общем Доме - России, но и в Вашем конкретном доме.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Май 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Реклама