Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Пятница, 19 Июнь 2009, 08:00 1100 1

Интервью информационному агентству «КомиОнлайн» руководителя Дорожного агентства Коми Валерия Аликина

Республика Коми – крупнейшая на Северо-Западе России территория - относится к числу регионов, которые имеют наименьшее количество заасфальтированных дорог. Слабая дорожная инфраструктура напрямую отражается на развитии экономики региона: многие инвесторы только из-за этого фактора отказываются приходить в Коми. Как обстоят дела в дорожной отрасли, что будет сделано в 2009 году в интервью агентству «КомиОнлайн» рассказал руководитель дорожного агентства Коми Валерий Аликин.

Валерий Сергеевич, известно, что после секвестра бюджет ведомства на 2009 год составил 1 миллиард 600 миллионов рублей вместо 3 миллиардов 200 миллионов. Как агентство распорядится средствами?

Разумно, учитывая объем оставшихся средств. На строительство новых дорог в 2009 году будет направлено 605 миллионов рублей, в том числе 200 миллионов — на строительство участка Едва — Междуреченск на дороге «Айкино — Кослан». Это дорога жизненно необходима для Удорского района. Кроме того, работы будут продолжены на участках поселок Керки — река Кабанты-Вис, Каджером — Чикшино, Акись — Ошкурья — Усть-Уса, Чикшино — Березовка автодороги Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар. Здесь же мы приступили к строительству автомобильного моста через реку Лыжа. Затраты на строительстве этих объектов составят 308 миллионов рублей. Еще 7 миллионов будет направлено на строительство автодороги Печора — Вуктыл.

В этом году количество приоритетных автодорог, где будут вестись строительные работы, сокращено до минимума — это Ухта — Печора — Усинск, Айкино — Кослан, Ухта — Троицко-Печорск.

На 90 процентов была сокращена статья «Ремонт автодорог». Из оставшихся средств около 50 миллионов рублей будут направлены на ликвидацию паводковых разрушений: Печора разлилась, вышла из берегов и вернулась в свое русло вместе с дорогами, которые находились в зоне подтопления. Печора, Ижма, Усть-Цильма — вот районы, где в этом году произошли серьезные разрушения. Ремонт автодорог будет ограничен кратким списком — это обход города Сосногорска (7,9 километров) и центральная улица села Усть-Цильма (1,3 километра)

На содержание автодорог от запланированного ранее одного миллиарда осталось 780,5 миллиона рублей. В связи с этим мы были вынуждены еще сократить и до того уже минимально необходимый уровень работ по содержанию. Приведу одну любопытную цифру. Сегодня вышел нормативный акт РФ, который рекомендует территориям принять на вооружение уровень содержания дорог, который нами оценивается в 4 миллиарда рублей. Это то, что сегодня может себе позволить федерация, но не мы…

От каких работ по содержанию дорог агентство отказалось?

После секвестра мы были вынуждены исключить 179 видов работ по содержанию дорог, оставив менее половины. Сокращены объемы работ по уборке мусора, ремонтной планировки проезжей части гравийных дорог, восстановлению профиля автодорог, ремонтному профилированию грунтовых работ. В зимнем содержании на 10 процентов сокращена подсыпка дорог песком и солью. Ямочный ремонт, конечно, остался, но его объемы сильно сокращены.

То есть следует ожидать роста аварийных ситуаций на дороге?

Сокращение работ по содержанию, несомненно, может привести к возможному росту количества ДТП и тяжести их последствий. Приведу интересный пример — по статистическим данным, появление сетки трещин на дороге приводит к 10-процентному увеличению количества ДТП на этом участке.

Валерий Сергеевич, какие сейчас применяются технологии строительства дорог в Коми, соответствуют ли они мировым стандартам?

Республику Коми можно назвать одним из российских лидеров внедрения передовых технологий строительства автодорог, что меня очень радует. Последние четыре года мы активно осваиваем технологии, которые сейчас используют европейские страны и передовые в дорожной сфере регионы России. Например, технология холодного ресайклинга: огромная машина снимает старое покрытие, перерабатывает его с добавлением новых материалов — битумной эмульсии, цемента, щебня. На выходе мы получаем новое покрытие с требуемыми прочностными характеристиками. Эта технология позволяет на каждом километре экономить до 20 процентов. Получается, что каждый пятый километр при помощи ресайклера мы делаем бесплатно.

Технология горизонтального бурения эффективна при переустройстве водопропускных труб: теперь, чтобы проложить трубу, не надо раскапывать дорогу, строить объездную. Эта технология позволяет экономить до 50 процентов средств и времени на ремонт. Технология пневмонабрызга для ямочного ремонта экономит средства до 20-25 процентов. Смешивание битумной эмульсии и материалов происходит в самой установке, которую обслуживает один человек. Используя современные технологии, за четыре года агентство сэкономило около 125 миллионов рублей.

Расскажите о практике гарантийного ремонта и как будут решены проблемы с бракованными участками дорог на трассе Сыктывкар — Ухта, заасфальтированными в прошлом году?

Претензии выставлены двум подрядчикам — ОАО «Автодор-Коми» и ООО СПК «Темп-Дорстрой». Согласно контрактным обязательствам компании должны устранить брак за свой счет. К «Автодор Коми» претензия оценена в 15 миллионов рублей, к «Темп-Дорстрой» — на меньшую сумму.

Разрушение полотна на трассе Сыктывкар — Ухта было замечено еще осенью прошлого года. Дорожное агентство начало разбираться, где были допущены нарушения: в технологиях, материалах? Оказалось, что битум, который использовался подрядными организациями, не соответствовал ГОСТу. Как показала независимая экспертиза, проведенная ведущей российской дорожной лабораторией в Санкт-Петербурге, причиной отслоения поверхностной обработки (и разбитых стекол автомашин) стало низкое качество дорожного битума, полученного подрядчиком по договору с ООО «Лукойл-Ухтанефтепереработка». Кстати, паспорта на битум, выданные нефтепереработчиками, гарантировали его качество и полное соответствие техническим условиям и ГОСТу.

Подрядчики, выигравшие аукционы и выполняющие работы по ремонту автодорог и дорожных сооружений, при подписании государственного контракта с агентством принимают на себя гарантийные обязательства на срок от 5 до 7 лет (в зависимости от выполняемых работ). В частности, по участкам автодороги Сыктывкар — Ухта от поворота на Човью до Эжвы и от Водного до Ухты срок гарантии составляет 5 лет. «Автодор Коми» и «Темп-Дорстрой» обязаны летом 2009 года ликвидировать все дефекты и устранить последствия скрытого брака, а до этого времени — принять меры по своевременному сметанию отслоившегося щебня с покрытия. Считаю, что подрядчики просто обязаны выставить соответствующие претензии поставщику некачественного битума, а агентство поддержит эти претензии. Кстати, наши коллеги из Архангельска столкнулись с этой же проблемой из-за некачественного битума, приобретенного в Ухте, и готовы подключиться к разбирательству.

Скажите, есть ли у дорожного агентства иски от автомобилистов?

С начала года судами было назначено к рассмотрению шесть исков, в которых агентство выступает ответчиком. Один находится в производстве, в трех случаях в исковых требованиях отказано, по двум искам суд вынес решения в пользу истцов. Они получат компенсацию за материальный ущерб, который будет взыскан с подрядной организации, отвечающей за состояние автодорог — «Автодор Коми». Основная причина претензий — разбитые лобовые стекла. Сегодня в юридическую службу агентства я отписал очередной иск: на трассе Сыктывкар — Ухта «Форд» перевернулся, попав в яму.

Кстати, будет ли в этом году ремонтироваться многострадальная трасса Сыктывкар — Ухта?

Автодорога Сыктывкар — Ухта, можно сказать, главная трасса в Коми. Протяженностью 330 километров, сегодня она вся «поспела» к ремонту. Больше 30 лет она эксплуатировалась без капитального ремонта. Агентство «забило тревогу» по состоянию этой автодороги ещё в 2004 году, проведя её диагностику. К сожалению, финансовых средств на реализацию ремонтных работ выделялось недостаточно, и в 2007 году случилось то, что и должно было случиться, и именно на тех участках, где прочность покрытий упала наполовину ниже нормативной. Ремонтом мы начали заниматься с 2006 года, за это время удалось капитально отремонтировать 110 километров, которые должны отслужить в течение 10 лет до следующего капремонта. У нас остается еще 192 километра, требующих капремонта. На начало 2009 года цена вопроса составляла 2 миллиарда 300 миллионов рублей.

Сейчас конкретизировать, сколько средств пойдет на трассу Сыктывкар — Ухта, сложно. В первую очередь будут производиться аварийно-восстановительные работы на наиболее проблемных участках трассы. Средства на ямочный ремонт также заложены по статье содержание, однако на эту сумму в этом году мы сможем отремонтировать не более 20 приведенных километров дорог.

Существует ли план развития дорожной сети Коми?

Еще в 1990-х годах была разработана программа развития дорожной сети республики, которая подразумевала наличие 10 тысяч километров автодорог. Туда входили такие дороги, как Усть-Цильма — Нарьян-Мар, Усть-Цильма — Усинск, Печора — Вуктыл. Скажу больше, в рамках программы планировалось строительство дороги на Усинск через Мутный материк. Дороги на Печору с населением 60 тысяч человек у нас нет, но предполагалось построить дорогу на Мутный материк с населением в тысячу человек. Это к вопросу разумного расходования денежных средств.

В 2003 году программа подверглась серьезной корректировке. Дорог, которые надо построить и реконструировать в ближайшей перспективе — около 1500 километров. В их числе, до границы с Архангельской областью Айкино — Кослан — Усогорск — Благоево — Чупрово (110 км), дорога Сыктывкар — Усинск — Нарьян-Мар, где нужно реконструировать около 300 километров, дорога до границы с Пермским краем — Ухта — Троицко-Печорск — Комсомольск — Якша (123,5 км). Цена вопроса — 50 миллиардов рублей. Стоимость строительства одного километра с асфальтобетонным покрытием составляет около 40 миллионов рублей. Много это или мало? Я был в Финляндии, там стоимость одного километра дороги обходится в 4 миллиона евро. Например, у нас под дорожным полотном песок, причем, везем мы его — откуда поближе, а они для этих целей используют исключительно скальный грунт. Поэтому вопрос: что мы хотим получить на выходе? Минимальный набор прочностных качеств?

Будут ли в Коми частные дороги, и что мешает их появлению?

Давайте порассуждаем на эту тему. В правительстве России сейчас находится на рассмотрении законопроект о платных автомобильных дорогах, разработанный министерством транспорта РФ. Не исключено, что в России появится возможность строить платные дороги. Осталось только понять, зачем мы их будем строить, для кого и за чей счет. Дорожное агентство Коми прорабатывало вопрос о строительстве платной автодороги на участке Серегово — Емва. Известно, что рентабельной автодорога будет в том случае, если по ней будет проезжать не менее 10 тысяч автомобилей в сутки. У нас такое интенсивное движение — только в пригородах Сыктывкара. Кроме того, зная менталитет россиян, которые лучше проедут по «убитой дороге», но бесплатно, становится ясно, что платными дорогами будут пользоваться единицы.
Кстати, о платных автодорогах в Европе. Одна из самых разветвленных сетей платных дорог — в Италии, и она составляет всего лишь два процента от общей протяженности. Так что, платная дорога — не панацея при решении транспортных проблем.

Читатели портала KomiOnline.Ru часто обращаются к нам с вопросами, в том числе и относительно дорог. Один из вопросов касался дороги Печора — Вуктыл протяженностью 30 километров, на которую в 2008 году были выделены средства, но трассу так и не построили, а жителям пообещали, что в 2009 году «Газпром» приведет дорогу в порядок. Прокомментируйте, пожалуйста.

Вероятно, речь идет об участке «река Печора — Вуктыл» автодороги Ухта — Вуктыл, протяженностью 37,5 км. Четыре года назад была достигнута договоренность между правительством Коми и «ГазпромТрансгазУхта» о том, что компания в рамках социальной ответственности выделит средства на реконструкцию этой автодороги. Компания перечислила в бюджет РК первый транш в размере 440 миллионов рублей. Мы заказали проект, согласно которому стоимость дороги была оценена в 900 миллионов рублей. В 2006 году началась реконструкция, в эксплуатацию был введен участок автодороги протяженностью пять километров до реки Печора. На другом берегу Печоры в асфальтобетоне построено 3 километра, выполнен задел для дальнейшего строительства: построено 15 водопропускных труб, произведено устройство земляного полотна. В 2007 году мы ожидали, что «ГазпромТрансгазУхта» перечислит второй транш, однако этого не произошло. К сожалению, в ближайшее время без привлечения средств газовой отрасли строительство не может быть возобновлено.

Какие улицы в Сыктывкаре будут отремонтированы в этом году?

Общая протяженность улично-дорожной сети на территории Сыктывкара составляет 326 километров, которые требуют круглогодичного содержания и планового ремонта. В 2004 году Глава Коми Владимир Торлопов заявил о том, что столица должна в полной мере соответствовать своему статусу, поэтому он предложил республиканской казне присоединиться к финансированию дорожной сети Сыктывкара. Тогда на это было впервые выделено 100 миллионов рублей.

За последние пять лет на ремонт улично-дорожной сети Сыктывкара было потрачено около 650 миллионов рублей. В 2009 году на ремонт улиц столицы выделены субсидии из федерального бюджета в размере 54,9 миллиона рублей и бюджета Сыктывкара — 2,9 миллиона рублей. С участием этих средств будут отремонтированы улицы Лесопарковая, Колхозная и Весенняя. На 10 миллионов рублей будет выполнен ямочный ремонт основных столичных дорог.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Июнь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Реклама


Реклама