Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Пятница, 30 Октябрь 2009, 14:12 7947 5

Альберт Ракин: «Единого архитектурного стиля в Сыктывкаре нет и, думаю, быть не должно»

В последние годы в столице Коми отмечался строительный бум. В разрез ранее принятых генеральных планов в Сыктывкаре появилось множество жилых многоэтажек, офисных зданий и торговых центров в существующей ткани застройки города. Многие сыктывкарцы крайне недовольны соседством с вновь построенными зданиями, которые сверх норм уплотняют существующие жилые кварталы. Горожане пытаются отстаивать свои интересы в судах. Словом, застройка Сыктывкара вызывает множество вопросов, на которые в интервью агентству «КомиОнлайн» известный сыктывкарский архитектор-градостроитель Альберт Ракин, более 45 лет проработавший на различных должностях.

Альберт Дмитриевич, как вы оцениваете застройку Сыктывкара за последние 10-15 лет?

Как обычному горожанину мне, конечно, хотелось, чтобы город выглядел лучше. А как архитектор скажу, что вижу много огрехов в застройке города. В последние годы строительство ведется не последовательно и не аргументировано с точки зрения градостроения. Конечно, архитекторы, участвующие в застройке города, в том числе и я, старались сделать здания красивыми, но как градостроитель отмечу, что многие из них не отвечают требованиям, которые были когда-то определены проектами детальной планировки центра. К сожалению, сегодня отсутствует проект детальной планировки города, определяющий высотность застройки, на который должен опираться главный архитектор города, выдавая архитектурно-планировочное задание.

Современно ли смотрятся дома из белого, желтого и красного кирпича?

Это дело вкуса автора проекта. К проектированию нужно подходить деликатно, учитывая окружающую застройку, поскольку архитектура решается не настоящим днем, а проявляется десятилетиями. Встраивая объекты, архитектор должен учитывать окружающую среду и бережно относится к наследию прошлого. Когда изменился политический строй, в какой-то степени архитекторы почувствовали свободу и начали самоутверждаться в своем творчестве. Я не отрицаю, что сегодня застройка намного разнообразней и интересней, однако раньше по любому поводу, связанному с застройкой Сыктывкара, главный архитектор города собирал архитекторов на градостроительный совет и выслушивал мнение коллег. Обсуждалось все — генплан, застройка микрорайона, проекты отдельных зданий. Для него эти обсуждения были хорошим подспорьем в принятии окончательного решения. Сейчас такое вижу очень редко. Даже учитывая конкуренцию в своей среде, архитекторы способны непредвзято обсудить проекты коллег: ведь мы работаем для общества, для горожан.

Альберт Ракин за рабочим столом

Горожане крайне неодобрительно высказываются о внешнем виде «Дома ткани» после реконструкции. Не нарушили ли две эти пристройки красную линию улицы Коммунистической?

По поводу «Дома ткани» точно сказать не могу, потому что надо видеть план красной линии улицы и посмотреть, нарушают ли эти пристройки решение генплана. В генплане города план красных линий определяет границы улиц, площадей, магистралей. Для каждого уважающего себя архитектора — это градостроительный закон. Никто не имеет права его изменять, кроме утверждающего органа. Первейшая и святая обязанность главного архитектора города следить за соблюдением застройки в пределах красных линий.

Несколько лет назад сыктывкарская мэрия «посоветовала» предпринимателям и застройщикам использовать в благоустройстве дворовых территорий модную брусчатку. В результате улица Коммунистическая, например, стала выглядеть как лоскутное одеяло. Как вы к этому относитесь?

Процессом благоустройство улиц необходимо управлять, улицы должны быть продолжением друг друга. Должен быть некий единый план, единый проект благоустройства участков улиц, тротуаров с применением новых материалов. Единого решения улиц, в частности, от Бабушкина до Коммунистической в пределах красной линии нет, потому что нет проекта. Благоустройство улиц и тротуаров кусками приведет к архитектурной неразберихе.

А посмотрите, сколько стало транспорта в городе! Я считаю, что проблемой организации транспортного движения, парковок и стоянок городские власти вообще не занимаются. Наиболее остро стоит вопрос парковок на улицах города, иной раз автовладельцы оставляют машины прямо у борта дороги, создавая опасную ситуацию для остальных участников движения. «Карманы» — временные автостоянки — должны предусматриваться в каждом проекте улицы, где это можно. Этот вопрос также необходимо решать последовательно, с учетом застройки улицы.

Сыктывкар утопает в грязи и лужах…

Скажу так: человек может быть одет бедно, но при этом чисто. Все зависит от столичной администрации. Возможно, забилась ливневая канализация — за этим надо следить. Рядом со зданием столичной мэрии есть участок тротуара: чтобы его преодолеть, нужно выходить на проезжую часть дороги. Я так понимаю, что городские чиновники на машинах ездят и не видят, что творится рядом. В 1980-х годах главным архитектором Сыктывкара был Владимир Сенькин, проработавший на этом посту 20 лет. До 9:00 на работе его нельзя было застать. Мы знали, что в это время он объезжает город. По результатам он выписывал предписания по устранению недостатков внешнего вида зданий, тротуаров. Это был его метод следить за городом.

По мнению А.Ракина, эти многоэтажки просто напрашиваются на улице Морозова

В ближайшее время в Сыктывкаре появятся около 30 новых торговых центров. С точки зрения градостроительства, есть ли потребность в таком числе супермаркетов?

Раньше количество любых построек определялось градостроительными нормами проектирования. При проектировании микрорайона делался расчет, сколько необходимо парикмахерских, булочных и аптек на количество жителей, проживающих в нем. Торговые центры проектировались на стыке микрорайонов и жилых районов.

В Финляндии, например, большие гипермаркеты строят не внутри районов, а на окраине города, рядом с транспортными магистралями. У нас же совершенно непоследовательная застройка, без каких-либо расчетов и учета потребности населения и радиуса их обслуживания. Каким развитием экономики это можно оправдать? Разве люди каждый день себе покупают одежду? У нас каждый крупный бизнесмен хочет иметь свой торговый центр внутри жилого района. Система градостроительных расчетов и потребности в части строительства крупных торговых центрах в России рухнула.

Какие здания вам кажутся красивыми и удачными с точки зрения архитектуры?

Одно из них — комплекс «Торговый двор» на улице Первомайской, его еще называют «свечкой». Я тоже участвовал в конкурсе на проект, к сожалению, проиграл, занял второе место. Лучшим был признан проект сыктывкарского архитектора Валерия Рачковского. Он сделал хорошее здание. Есть идея провести реконструкцию соседнего здания банка, чтобы весь комплекс был выдержан в едином стиле. Обязательно надо сделать реконструкцию площадки перед зданием банка, где сейчас располагается стихийная стоянка для машин. Такие предложения были и у меня, и у Валерия Рачковского, но видно нет либо денег у администрации города, либо воли.

Отмечу также здание гостиницы «Авалон», спроектированное моим преемником — главным архитектором института «Комигражданпроект» Алексеем Гришиным. А вот торговый центр «Аврора» — решение спорное. Это место генпланом было определено как центр жилого района, где был предусмотрен сквер. Однако несмотря на то, что жители города выступали против строительства торгового центра, и я, тогда главный архитектор «Комиграждапроекта» выступал за сохранение сквера, утвержденного генпланом города, муниципалитет принял иное решение. Это были те времена, когда архитекторы перестали управлять процессом. Появились нувориши, которые требовали понравившиеся им участки под застройку невзирая на градостроительную дисциплину.

Так мог бы выглядеть Торговый двор, если бы в конкурсе победил проект А.Ракина

Идея перенести автовокзал и центральный рынок себя оправдывает?

Услугами автовокзала мы пользуемся не часто, поэтому в небольшом городе создавать скопище транспорта и людей в жилых районах неоправданно. Перенос автопавильона — решение правильное и логичное. Продуктовый мини-рынок должен быть в каждом микрорайоне в шаговой доступности. Впрочем, сейчас для рыночной торговли необходимо возводить специализированные здания.

Согласно генплану в Сыктывкаре появится троллейбусная ветка. Это актуальное решение?

Вид транспорта определяет генплан, но лично я считаю троллейбусы устаревшим видом в силу своей тихоходности. Эффективные транспортные схемы — монорельсы — у нас пока еще немыслимы. Более оправданный вид транспорта- маршрутное такси.

Плавательный бассейн в Емве по проекту «Мастерской Архитектора Ракина»

Прокомментируйте один из самых резонансных примеров точечной застройки — строительство многоэтажки рядом с магазином «Мясная лавка» по улице Орджоникидзе. Насколько это здание соответствует требованиям и строительным нормам?

У меня сложилось ощущение, что разрабатывать такой проект архитектора заставляет нужда, а не профессиональная гордость. Специалисты идут на поводу у заказчика, который, имея непонятный вес в городе, диктует, как им работать. Истинный архитектор, который уважает свое имя и профессию, конечно, отказался бы от такой работы и предложил свой вариант. Втискивать дома в уже существующие кварталы — это нарушение существующих норм проектирования! Обратите внимание на многоэтажку рядом с «Мясной лавкой», как резко у нее срезан угол — какой-то рваный, незаконченный. Это уловка архитектора, чтобы сохранив трехчасовую естественную нормативную освещенность соседнего дома, получить необходимые согласования. Жаль, что у нас в печати нет архитектурной критики.

Альберт Дмитриевич, недавно прошли публичные слушания по генеральному плану столицы Коми. Какого вы мнения о нем?

К сожалению, меня не пригласили на обсуждение генплана. Чтобы высказать свое мнение о нем, надо посидеть над документами, поработать с ними. В работе с генпланом архитектор-градостроитель должен проработать не только вопросы в своих разделах, но и смежных. Может быть, возникнет необходимость изменить немного транспортные схемы или магистральные инженерные сети. При этом обязательно должно быть учтено мнение специалистов-проектировщиков в смежных профессиях. В генплане все должно быть взвешено всеми специалистами, которые причастны к разработке генплана. Потому что генплан — это перспектива развития города во всех отраслях на ближайшие 20 лет.

Я участвовал в обсуждении двух генпланов города. Главный архитектор города приглашал на его рассмотрение Союз архитекторов Коми. Мы в письменной форме давали свои рекомендации и предложения, чтобы разработчики генплана могли их учесть. Сейчас видимо нас, архитекторов старой гвардии, считают отработанным материалом, и наших советах видимо не нуждаются. Поэтому даже на публичные слушания не приглашают.

На слушаниях заместитель руководителя Сыктывкара Виктор Овакимян заявил, что стратегия и тактика, то есть, генплан и реальная застройка — вещи разные, и путать эти два понятия не надо…

Чтобы говорить такие слова о городе, мало проработать в сфере строительства даже 45 лет! Генплан — это базовый документ, на основе которого разрабатываются проекты детальной планировки жилых микрорайонов. Детальная планировка определяет высотность застройки, плотность и другие градостроительные аспекты. А на базе детальной планировки приступают к проектирования микрорайона или квартала. Градостроительные акценты, предусмотренные проектом детальной планировки, учитываются в проектировании города. Это поэтапный подход к застройке города с учетом всех требований.

Сейчас в регионе активно внедряется монолитная технология строительства. Как вы оцениваете монолитное и кирпичное строительство в сравнении с экономичным панельным?

Одно из главных достоинств монолита — быстрое возведение зданий. А в наших северных условиях если уж строить, то быстро и в теплое время года. Кирпич — материал вечный, тем более, сейчас появилось большое количество облицовочных материалов, и только от таланта архитектора зависит как их подать. Что касается панельного домостроения, считаю, что от него отказались преждевременно. В советское время благодаря строительству панельных домов люди массово получали дешевое и бесплатное жилье. Дома, возведенные из усовершенствованных панелей серии 125 можно назвать очень удачными. Сейчас можно было бы вернуться к панельному домостроение и застраивать панельными домами новые жилые районы.

В каком стиле должен строиться Сыктывкар? Есть ли лицо у Сыктывкара и каким оно должно быть?

Единого стиля в Сыктывкаре нет и, думаю, быть не должно. Единый стиль — это однообразие. Стили разные нужны, в целом должна быть гармония, сочетание старого и нового, которое постепенно сменяет друг друга. Архитектура — это не год и не два, а столетия! Наш сыктывкарский архитектор Олег Кокушкин, кстати, автор многих проектов жилых и общественных зданий, разностильность Сыктывкара объяснил творческой свободой архитекторов, которая стала толчком для соревнования между ними. Архитектура — это особый вид деятельности человека. Кто-то однажды сказал, что архитектура — это зеркало предыдущих и будущих поколений.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама

Кто есть кто

Филина
Наталья
Петровна
Родилась 12 декабря 1979 г.
Реклама
Реклама

Календарь

«Декабрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Реклама


Реклама