Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Вторник, 6 апреля, 2010, 11:03 3910 1

Интервью директора института педагогического образования СыктГУ Ольги Уваровской агентству «КомиОнлайн»

На последнем заседании совета ректоров вузов Коми, которое прошло в Сыктывкаре 30 марта, обсуждался достаточно важный вопрос об объединении всех высших учебных заведений и филиалов под эгидой сыктывкарского и ухтинского университетов. Многие из противников таких преобразований настаивают на том, что будет нарушена системность одного из главных направлений профессионального образования – педагогического. Опровергла пессимистические ожидания в интервью агентству «КомиОнлайн» директор института педагогического образования при Сыктывкарском госуниверситете Ольга Уваровская.

Ольга Валентиновна, на заседании ректор Коми педагогического института Валерьян Николаевич Исаков, выступая против присоединения пединститута к СыктГУ, заявил о том, что педагогическим образованием в республике занимается только возглавляемый им институт. Насколько корректно, на Ваш взгляд, данное утверждение

Коми государственный педагогический институт - моя alma mater. Я очень ценю и уважаю Валерьяна Николаевича как высочайшего профессионала в области педагогического образования. Мы были с ним в одной команде по созданию и развитию Учебного научно–педагогического комплекса в республике, которому в этом году исполнилось 20 лет.

С моей точки зрения, опасения Валерьяна Николаевича не имеют оснований. Те, кто знает систему высшего профессионального образования, понимает, что такое государственный заказ и государственный стандарт, поэтому вне зависимости от того, где будет проходить подготовка педагогических кадров, этот социальный заказ и государственный стандарт должны выполняться. Главное здесь – качество подготовки учителей, поэтому совершенно не принципиально, где получено педагогическое образование.

Получается, что ректор КГПИ не прав, говоря о том, что институт – единственный вуз, который готовит учителей…

Сыктывкарский госуниверситет также готовит преподавателей, причем только университет готовит учителей по химии, истории, экологии, народным художественным промыслам, психологии, английского языка и межкультурных коммуникаций. Кроме того, в университете есть две чисто педагогические специальности – «Изобразительное искусство» и «Безопасность жизнедеятельности». Ряд специальностей имеют значительную психолого-педагогическую компоненту (биология, физика), где студенты получают второй диплом о дополнительной квалификации «Преподаватель».

 По специальностям «Физическая культура и спорт», «Политология», почти по всем магистерским образовательным программам тоже идет подготовка к преподавательской деятельности. Качество этой подготовки позволяет выпускникам успешно работать в современной школе, учреждениях начального и среднего профессионального образования и даже в вузах.

Согласно приказу министерства образования России №2400 от 3 августа 2000 года дополнительную квалификацию «преподаватель» могут получить студенты большинства специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в университете. Получая дополнительную квалификацию «преподаватель» по экономике, менеджменту, правоведению и другим непедагогическим специальностям, выпускники университета могут успешно работать и вести элективные курсы в профильной школе.

И что, выпускники университета работают в школах?

Конечно! Как доказательство того, что наши выпускники добились успеха на учительском поприще, - результаты двух последних республиканских конкурсов «Учитель года», где победителями стали выпускники нашего университета. В 2008 году первое место досталось учителю физики технологического лицея Сыктывкара Сергею Алешину, второе – учителю русского языка и литературы гуманитарно-педагогического лицея Ухты Ольге Холодаревой. В прошлом году победителем признана учитель биологии жешартской школы №3 Наталья Чернова, второе место присуждено учителю истории сыктывкарской школы №36 Сергею Комарову. Сергей Алешин и Наталья Чернова стали победителями номинаций и в Российском конкурсе «Учитель года» и привезли с собой малых Пеликанов.

Вы сказали, что СыктГУ готовит по дополнительной квалификации «Преподаватель» и студентов тех специальностей, где нет психолого-педагогической подготовки. Зачем вам это надо?

Здесь надо учитывать два момента. Во-первых, второй диплом преподавателя повышает конкурентоспособность выпускника, так как неизвестно, как сложится в дальнейшем жизнь каждого из них. Во-вторых, мы часто слышим от наших преподавателей, что недостаточен уровень готовности наших школьников для обучения в университете, и, в связи с этим, на одном из ученых советов ректор СыктГУ Василий Никифорович Задорожный, поставил перед нами задачу найти способ повлиять на эту ситуацию. Одно из возможных решений – готовить высококлассных учителей с университетским образованием. Конечно, знания методики преподавания предмета, педагогики и психологии важны, но не менее важно знание самого предмета учителем, его кругозор, его исследовательские умения, что позволяет самостоятельно и творчески подходить к педагогической деятельности, использовать в процессе обучения современные педагогические и информационные технологии, а это один из путей подготовки современного выпускника школы.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что подготовка учителей ведется на кафедрах и факультетах университета. Зачем же тогда создан институт, который Вы возглавляете?

Институт педагогического образования как раз и создан, чтобы координировать всю работу по организации подготовки педагогических кадров и обеспечения качества этой подготовки через развитие и совершенствование своей научной педагогической школы.

Институт начал работу около четырех лет назад. Что из себя он представляет сегодня?

Институт объединяет кафедру педагогики и педагогической психологии и восемь учебно-методических центров, которые созданы по предметному признаку, то есть по всем тем направлениям, которые есть в учебных заведениях. В учебно-методических центрах имеется отличная материально – техническая база, включающая в себя интерактивные доски, мультимедийную стационарную аппаратуру, компьютеры, подключенные к Интернету, огромное количество методического и дидактического материала как на электронных, так и на бумажных носителях. Имеется и широко используется беспроводной компьютерный класс. А это все то, чем должен уметь пользоваться и использовать в своей деятельности педагог XXI века.

Чем занимается институт?

Основных направлений два: первое – это подготовка педагогических кадров в университете, второе - повышение квалификации и переподготовка педагогических работников всех типов и видов образовательных учреждений. Второе направление связано с тем, что мы активно и творчески сотрудничаем с педагогами и руководителями образовательных учреждений, являющимися выпускниками не только нашего университета, но и других педагогических вузов и университетов в их дальнейшей педагогической деятельности..

Для обеспечения качества подготовки педагогических кадров наш институт обращает большое внимание и на внеучебную воспитательную работу со студентами, получающими дополнительную квалификацию «преподаватель»: научно-методическая поддержка студенческого самоуправления, разработка социально-педагогических проектов и участие в различных грантовых студенческих конкурсах, семинары по развитию лидерских качеств, школа вожатых, проекты и реализация университетских мероприятий. Вся эта работа позволяет формировать и развивать те компетенции, которые необходимы учителю для работы в современном образовательном учреждении.

За все время работы института на курсах повышения квалификации повысили свой профессиональный уровень 2360 преподавателей, учителей и руководителей образовательных учреждений. О качестве проведения наших курсов говорит тот факт, что многие школы, победившие в конкурсе «Лучшая школа» в рамках приоритетного нацпроекта «Образование», выбрали курсы повышения квалификации в нашем институте. Отзывы слушателей и их обратная связь по каждому дню на курсах повышения квалификации выкладывается в КомиВики, так что каждый желающий может с ними познакомиться. Мы могли бы повышать квалификацию еще большего количества педагогических работников, если бы министерство образования республики каким-либо образом распределяло государственный заказ: сегодня большинство педагогов повышают квалификацию в Коми республиканском институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (КРИРО и ПК), куда передается практически весь государственный заказ на повышение квалификации учителей образовательных учреждений.

Тогда чем отличается ваша работа от КРИРО и ПК?

Во-первых, наш институт является структурным подразделением университета, а это постоянный штат сотрудников и преподавателей, которые представляют широкий спектр специалистов, работающих во всех отраслях знаний. Все сотрудники нашего института имеют большой стаж работы непосредственно в образовательных учреждениях, многие продолжают педагогическую практику в школах по разным направлениям и сейчас. КРИРО и ПК часто приглашают специалистов для проведения курсов из других образовательных учреждений, в том числе и из университета.

Второе наше преимущество заключается в том, что у нас богатейшая материально- техническая база и хорошая библиотека. В течение всего учебного года наши студенты проходят педагогическую практику, поэтому мы знаем школу изнутри, ее проблемы, пожелания и заказы на образовательные программы курсов повышения квалификации.

Еще одно наше преимущество - использование современных технологий в обучении взрослых, в основе которых лежит совместная партнерская деятельность. В плане очно-дистанционного и дистанционного обучения мы являемся лидерами.

Не случайно миссия нашего института звучит: «Изменение профессиональных ценностей на основе совместного активного взаимодействия преподавателя и обучающегося».

Какие наиболее значимые для института мероприятия прошли в текущем учебном году?

В ноябре 2009 года на базе института проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогические встречи в Сыктывкарском университете» Тематикой этого мероприятия были информационные и коммуникационные технологии в образовании. Конференция называлась «Компьютер, образование, Интернет». В проведении этого мероприятия было много нового и нетрадиционного.

Впервые мы провели обсуждение вопросов конференции в дистанционном режиме. Участники конференции публиковали свои доклады в сети Интернет и активно обсуждали результаты в сложившемся социальном сообществе конференции.

Таким образом, материалы конференции прошли тщательную внешнюю экспертизу.

Впервые в сетевом варианте обсуждались актуальные вопросы современных образовательных технологий, вопросы, связанные с проектной методикой и ее сетевой реализацией. Впервые во время работы конференции были проведены телемосты с ведущими педагогическими центрами, состоялся обмен мероприятий по вопросам конференции в режиме реального времени.

Мы приобрели опыт организации педагогических сообществ, использования социальных сервисов для решения профессиональных задач.

Наконец, во время конференции был официально открыт образовательный портал «КомиВики». Это современный ресурс выстроенный по технологии Wiki, он представляет собой учебную площадку для преподавателей, студентов и школьников. Портал имеет свободный доступ, в нем студенты размещают свои проекты, преподаватели и учителя – методические материалы. Здесь собираются инструменты педагогического опыта в регионе – конспекты уроков, лекционные материалы, учебные видеоматериалы. Наиболее удачные школьные и студенческие работы пополняют раздел, который называется «Энциклопедия Коми». Здесь собираются материалы самого разного характера, посвященные истории и культуре, экономике и образованию нашего Коми края.

Институт считает важным включение в содержание и программы учебных курсов разделы, связанные с современными информационными технологиями. Успешно и динамично работает площадка Программы Intel «Обучение для будущего». Только в этом учебном году нами реализованы для нашего региона два новых курса этой программы. Локализация этих курсов для России состоялась только осенью 2009 года, а в Сыктывкаре мы уже провели два этапа курса «ИКТ: Стратегия и планирование информатизации образовательного учреждения».

Мы проводим множество тренингов и семинаров, причем в них участвуют, как правило, педагоги из других регионов России и стран ближнего зарубежья. К сожалению, процент «слушателей» из Коми весьма невелик. За последний год дистанционными тренингами было охвачено более ста человек – это преподаватели, студенты педагогических вузов. Повышение квалификации происходит так: в Сети выкладываются методические материалы, с которыми необходимо познакомиться, а потом выполнить ряд заданий. Все это происходит дистанционно, не отходя от домашнего компьютера.

Параллельно ведется работа по объединению учителей в Сети. Мы сделали только первые шаги, первую попытку создания сетевых учительских сообществ. В перспективе это будет выглядеть как Интернет-площадка для общения преподавателей определенной дисциплины или предмета, где они смогут общаться, обсуждать профессиональные вопросы, методику преподавания.

Можно ли сказать, что в результате объединения повысится качество подготовки учителей в республике?

Хотелось бы начать с ответа на этот вопрос с далеких 1990-х годов. Тогда тоже на повестку дня встал вопрос об улучшении подготовки педагогических кадров в республике. Для решения этого вопроса был создан Учебно-научный педагогический комплекс на базе педагогического института, который объединил в своем составе КРИРО и ПК, педагогические колледжи, целый ряд лицеев и гимназий. Одна из особенностей объединения состояла в том, что все учреждения, входящие в комплекс, оставались юридическими лицами. Надо отметить, что далеко не все преподаватели всех учреждений сразу стали поддерживать эту инновацию. На тот момент это было очень правильное решение, и жизнь показала эффективность такого объединения, но на сегодняшний день требуются новые подходы в подготовке педагогических кадров и уже усилиями УНПК в таком виде, в котором он существует сейчас это сделать качественно невозможно.

 Сегодня мы живем в 2010 году. Изменилась страна, изменились приоритеты. Введение ЕГЭ, возможность получить более широкий спектр специальностей не только в республике и России, но и за рубежом, ворвавшиеся в жизнь высокие технологии требуют объединения усилий для сохранения педагогического образования в республике.

Только объединив усилия двух коллективов - КГПИ и СГУ, - тот хороший опыт и научный потенциал, который есть у обоих вузов, мы можем качественно подготовить учителей, которых ждет от нас страна и республика. Я думаю, что сейчас важно собраться вместе и спокойно работать в направлении объединения наших вузов.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Апрель 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Реклама