Время проходит быстро, кажется, совсем недавно Национальная библиотека отметила свой 170-летний юбилей, и вот уже главная библиотека региона – на пороге очередной юбилейной даты. О читателях и книгах в современной действительности, повсеместной информатизации и месте в ней «ленинки» в интервью «КомиОнлайну» рассказала директор библиотеки Ольга Мифтахова.
Ольга Рудольфовна, что-то изменилось в библиотеке за эту пятилетку?
Мир вокруг нас меняется так стремительно, что каждые 5-10 лет уже можно считать эпохой. Основная примета этого времени - переход от индустриального общества к информационному. Информация и новые знания становятся важнейшими стратегическими ресурсами развития всех сфер общественной жизни. Мы живем в век информации, а век информации – это век развития человека, возможность изменения качества жизни за счет потребления и применения новых знаний. И вот тут роль библиотек трудно переоценить. Отрадно, что понимание этих процессов идет на самом высоком государственном уровне. Один из самых позитивных показателей этой, как вы говорите, пятилетки - финансовые вложения в библиотеки. Для нашего региона это выполнение трехлетнего плана мероприятий по информатизации библиотек и принятие долгосрочной республиканской целевой программы по развитию инфраструктуры отрасли на 2012-2013 годы, которая также предусматривает финансирование технического и программного оснащения библиотек республики, улучшение их материальной базы, комплектование фондов.
В новом информационном мире библиотека стала играть новые роли. Библиотека перестала быть просто местом, где люди читают книги, она стала социальным институтом потребления информации, - местом, где любой человек может найти любую информацию с максимальной гарантией ее достоверности. То есть определение «читатель» стало слишком узким, теперь мы пользуемся термином «пользователь», «потребитель услуги». Особенность информационных услуг библиотеки в том, что они бесплатны, обеспечены государством. Отсюда еще одна современная роль библиотеки - мы не просто формируем культурную компетенцию нашего пользователя, - мы формируем электронного гражданина. Так, например, в последние годы Национальная библиотека проводит групповые консультации по работе с компьютером, поиску в Интернете и справочно-правовых системах. Поток желающих посещать такие консультации не иссякает! Это объясняется острой потребностью в соответствующей информационной компетентности. Обобщая сказанное, без преувеличения можно констатировать, что библиотека как никакой другой социальный институт адаптирует человека к реалиям меняющегося мира.
И как же теперь выглядит ваш новый читатель, он же «пользователь»?
Я уже сказала о том, что библиотека – это то место, где каждый может найти то, что ему нужно. Потребности современных пользователей стали более разнообразными, поэтому и состав наших читателей изменился. Например, появилась новая категория – виртуальные пользователи. А четыре года назад вместо старого сайта Национальной библиотеки был разработан портал, с большим количеством информации, полнотекстовой библиотекой и виртуальными услугами. Портал быстро стал своеобразным виртуальным филиалом, со своими постоянными посетителями. Не так давно мы внедрили регистрацию для читателей. Теперь имеем представление о круге своих «невидимых пользователей». Самому молодому читателю всего 9, география очень широкая – из самых разных уголков России и СНГ – от Украины до Якутии. Как ни странно, много москвичей, есть и зарубежные пользователи – например, из Германии, Финляндии.
Конечно, у нас есть постоянный читательский актив, чьи традиции очень устойчивы, и эти читатели остаются с нами на протяжении многих лет. Как правило, их предпочтения – это художественная, историческая, краеведческая литература.
И как в этом контексте изменилась деятельность Национальной библиотеки Коми?
Вы знаете, я бы сказала, что эти пять лет были для нас творческой лабораторией. Мы внедряли разные экспериментальные модели обслуживания. На одном из общероссийских совещаний нас назвали «территорией уникального библиотечного опыта». Думаю, наша особенность в том, что зачастую мы идем своим путем, не дожидаясь указаний и директив. Так случилось, например, с региональным центром Президентской библиотеки. Как только президентом России было принято решение о создании Президентской библиотеки и ее филиалов, нами сразу была разработана модель регионального центра в республике. Она у нас двухуровневая – с центром в Сыктывкаре и 20 центрами общественного доступа в городах и районах. В настоящее время большинство структур, взаимодействующих с Президентской библиотекой в регионах, существуют именно в статусе региональных центров, то есть наша модель применяется в других регионах.
Год назад в республику поступил комплекс информационного библиотечного обслуживания – КИБО, - современная библиотека на колесах. Для национальной библиотеки он тоже стал площадкой для эксперимента по освоению нового для нас направления – детского чтения. Самому молодому читателю мобильной библиотеки всего полтора года. Обслуживанию в условиях мобильной библиотеки учились за рубежом, - специалист библиотеки прошла стажировку на таком библиомобиле в Норвегии.
Во главу угла была поставлена задача обеспечения доступности библиотечных услуг, поэтому мы постарались стать максимально близкими читателю - в виртуальном пространстве, в отделенных районах Коми и микрорайонах Сыктывкара. Вот, например, уже с февраля стартовал наш юбилейный «Книжный марафон», - цикл выездных мероприятий в разные уголки Коми. В марте мы побывали на Удоре и Печоре, собираемся в Сыктывдинский район.
Ольга Рудольфовна, а какие проблемы остаются на протяжении многих лет не решенными?
Главная проблема – потребность капитального ремонта здания Национальной библиотеки, его полной комплексной реконструкции и модернизации.
Не менее важна по остроте кадровая проблема. Количество специалистов с библиотечным образованием по региону достигло критической отметки (50 процентов), последние 15 лет почти полностью прекратился приток молодых специалистов с библиотечным образованием, что требует программных затрат на непрерывное профессиональное обучение.
Большое значение имеет качество информационных ресурсов. Причем, для Национальной библиотеки это не столько объем книжных фондов, хотя и это важно. Доступ к самой актуальной информации сейчас обеспечивают удаленные ресурсы, в том числе, подписные. У нас, например, много лет работает виртуальный читальный зал Российской государственной библиотеки, где есть возможность доступа к электронной библиотеке диссертаций. К сожалению, в большинстве своем подписка на хорошие удаленные базы нам недоступна по причине дороговизны..
Что касается проблемы технического переоснащения, то она постепенно решается благодаря долгосрочной республиканской целевой программе, и в перспективе, Государственной программе
А что интересует современного читателя?
Очень трудно ответить односложно. Современный книжный рынок пестрит изданиями самых разных жанров, тем, видов. Конечно, каждый из этих жанров имеет своего читателя. Если говорить именно о досуговом чтении (не деловом), среди основных тенденций я бы назвала интерес пользователя к документалистике, научно-популярной литературе. Люди, предпочитающие художественную литературу, спрашивают, в основном, новинки, произведения лауреатов различных литературных премий. По-прежнему востребована классика. Сейчас многие читающие люди устали от модернистских проявлений в литературе и ищут понятного красивого слова и четкой мысли, - а это можно почерпнуть только из классики.
А что вы любите читать сами?
Люблю литературу о путешествиях, мемуары, эссе, но для души все равно предпочитаю классику – Набокова, Диккенса.
Комментарии