Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми дал интервью газете «Республика», в котором рассказал, насколько успешно выполняется определенный правительством план действий по реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми на 2012-2016 годы».
Юрий Владимирович, насколько мне известно, на программу из республиканского бюджета выделено свыше 888 миллионов рублей. С Вашей точки зрения, это много или мало?
Сумма вроде бы и внушительная. Но для сравнения приведу несколько цифр. Установка комплекса по сортировке и переработке отходов в Хельсинки, который мы с коллегами недавно смотрели, стоит около 60 миллионов евро, или около двух миллиардов рублей. У нас же на всю программу выделено 888 миллионов рублей. Если разделить на 20 муниципальных образований, а потом еще разделить на пять лет, то, конечно, получается мало. Но, с другой стороны, на реализацию республиканской программы по воспроизводству минерально-сырьевой базы, рассчитанной на три года, выделен всего 21 миллион рублей. Это та сумма, которая запланирована на проведение всей геологической разведки в Коми. Вот и почувствуйте разницу.
На этот год в рамках республиканской программы запланированы мероприятия в девяти муниципальных образованиях. Во всех ли районах они реализуются по плану?
В некоторых муниципальных образованиях наметились проблемы. Хотелось бы, чтобы на местах поставленные задачи решали более оперативно и детально. Республиканская программа реализуется на условиях софинансирования: 80 процентов - из республиканского бюджета, 20 процентов - это средства местных бюджетов. Причем одним из обязательных условий предоставления субсидий является наличие собственной муниципальной программы по обращению с отходами по аналогии с мероприятиями республиканской программы. На данный момент, по заверениям руководителей администраций муниципалитетов, средства, выделяемые из республиканского бюджета, в этом году будут освоены в полном объеме с выполнением всех запланированных мероприятий.
Чем обусловлена нерасторопность некоторых муниципалитетов?
Я полагаю, обусловлено это недостаточным количеством специалистов в данной области. Под эгидой министерства прошло уже несколько обучающих семинаров, в том числе и юридического плана. Под председательством первого заместителя министра Сергея Гераймовича регулярно проводятся совещания, разъяснительные беседы с представителями муниципалитетов. Сложно еще и потому, что в программе заложен совершенно новый подход для решения проблемных вопросов в этой области. И затруднения прежде всего возникают в понимании организации процесса в целом. Просто построить полигоны и организовать пункты приема отходов - этого уже мало. Необходимо создавать инфраструктуру для раздельного сбора отходов и управлять этими потоками.
В тех муниципалитетах, в которых отозвались на поставленные задачи, чувствуется, что уже есть польза. Там, где проигнорировали, - ход событий, конечно, оставляет желать лучшего. Ориентироваться следует на Корткеросский район. Администрация отнеслась к делу со всей ответственностью. Неспокойный там и руководитель нашего комитета по охране окружающей среды. Он местным властям покою не дает, теребит их непрестанно.
По этой причине Корткеросский район и был выбран как место для реализации пилотного проекта по раздельному сбору мусора?
Этот район всегда был самым активным. Но кроме него раздельный сбор мусора будет вводиться еще в Прилузском, Койгородском и Усть-Куломском районах. Кое-что ими уже сделано. Так, например, на территории Прилузского района осуществляется сбор ртутьсодержащих отходов у населения силами глав сельских поселений, собранные отходы направляются на обезвреживание за пределы республики - в Кировскую область. На территории Койгородского района уже налажены сбор и транспортировка ртутных ламп, люминесцентных трубок, отработанных и бракованных ламп. Занимается этим ООО «Жилфонд».
Насколько я понимаю, сейчас важнее минимизировать вредное воздействие, нежели наладить переработку отходов?
Тут, конечно, нельзя ставить вопрос, что важнее. Система обращения с отходами должна охватывать все этапы: сбор, транспортировку, размещение, использование, обезвреживание и переработку Но пока самый насущный вопрос для муниципальных образований - убрать стихийные свалки. Посмотрите, на краю каждой деревни по нескольку свалок. Правда, я вот был в Вуктыльском районе, в селе Дутово, и был приятно удивлен. Небольшое вроде село, но там сумели наладить сбор мусора. В определенное время ездит по населенному пункту трактор с прицепом, рядом идут два работника, собирают и забрасывают в прицеп выставленные около дворовых территорий целлофановые пакеты с мусором. В селе - идеальная чистота. А в соседний поселок Лемтыбож приехали - там кругом мусор валяется, все шумят и деньги просят, жалуются, что им никто не помогает. Конечно, Дутово стоит немного особняком. Там находится газокомпрессорная станция, и соответственно контингент в селе отличается. Но не в последнюю очередь во всем этом просматривается заслуга председателя совета. Беспокойная такая женщина, в клубе организовала массу кружков и для детей, и для взрослых. Хочу сказать, что все от людей зависит. Самое главное - организация.
Не менее важно начать строительство полигонов, отвечающих требованиям законодательства. Если будут построены полигоны, то потом уж можно возле них и перерабатывающие заводы ставить. Для начала хотя бы обзавестись небольшими передвижными комплексами. Я видел такие в Швеции. Мини-комплекс представляет собой этакую большегрузную фуру. Машина, подогнавшая этот прицеп, уезжает, а фуру оставляют где-нибудь возле полигона на краю деревни. Подключили к ней электричество, и в течение двух недель этот маленький мусороперерабатывающий завод перерабатывает накопившиеся отходы. Со всем этим хозяйством управляются два работника, которые, кстати, живут в этой же фуре. Для них там специально оборудована маленькая жилая комнатка. Через две недели фуру перетаскивают к другому населенному пункту.
Почему бы и нам таким комплексом не обзавестись? В программе упоминается о неких мобильных комплексах.
Такой комплекс стоит порядка двух миллионов евро. Сами понимаете, что сумма для частного предпринимателя неподъемная. Но, может быть, все же кто-то из них и решится его приобрести. В программе закупка таких комплексов не заложена - мы сначала должны какие-то стационарные точки наладить. Мобильные установки - это пока только наше благое пожелание.
Предприниматели не горят желанием заняться мусорным бизнесом.
Я уже говорил, сколько стоит мусороперерабатывающий завод в Хельсинки. Для наших предпринимателей такие суммы немыслимы.
Но дело даже ведь не только и не столько в желании или нежелании предпринимателей заниматься мусорным бизнесом. Меня до глубины души поразило то, что я увидел на мусорной станции в Финляндии. Там целая система утилизации бывших в употреблении вещей, огромный комплекс со множеством линий. Представьте, идет конвейер с мусором, и эта куча сортируется -деревяшки в одну сторону, бумага - в другую, тряпки - в третью. Установлены даже магниты, которые вылавливают из этой кучи монеты. Причем бумагу и тряпки сразу отбирают для использования в качестве топлива для генератора, на котором и работает эта линия. За счет отходов вырабатывается также тепло на заводе. Это очень большая территория, где все потом пакуется и перерабатывается. Из электробытовых приборов, к примеру, цветмет выпаривается. Так вот, самое поразительное заключается в том, что подъезжают к заводу легковые машины с прицепами, груженные старыми диванами, кроватями, холодильниками, телевизорами... И частник, который все это привез, должен еще и заплатить за то, чтобы у него приняли эти старые вещи.
У нас ведь все по-другому. К примеру, в 2004 году в Санкт-Петербурге проводили эксперимент по раздельному сбору мусора, поставили контейнеры - одни под пищевые отходы, другие под бумагу и пластик, третий под металл. Посчитали, что в Санкт-Петербурге более сознательный народ проживает. Но и там это не прижилось. Ломали контейнеры, но самое главное, что люди не хотели у себя дома держать по три пакета для отходов.
Наиболее радикально настроенные экологи предлагают запретить вывозить на свалку отходы, которые являются вторичными ресурсами, если где-то поблизости есть пункты по их сбору и переработке. Поддерживаете ли такую точку зрения?
Для повышения экономической ответственности предприятий и граждан, наверное, целесообразно поэтапно вводить запреты на размещение отходов, являющихся вторичными ресурсами и по которым в республике имеются мощности по их переработке с учетом транспортной доступности.
Можно ли перечислить населенные пункты, в которых будут построены новые полигоны?
В Воркуте, Инте, Усинске, Сосногорске, Емве, Печоре, в поселках Сыня и Каджером Печорского района, в райцентрах Ижемского, Койгородского, Корткеросского, Прилузского, Усть-Куломского, Усть-Цилемского, Сысольского районов. В Усть-Вымском районе под полигон был выбран не райцентр, а Жешарт, в Княжпогостском - Синдор. В Корткеросском и Прилузском районах помимо райцентров полигоны будут построены еще в других населенных пунктах - в Сторожевске и Летке соответственно. Близ Сыктывкара полигон появится в местечке Мандач.
По какому принципу выбирали места под строительство мусороперерабатывающих комплексов? Насколько я знаю, помимо Сыктывкара появление таковых запланировано еще в Инте и в Усинске.
Строительство этих объектов не обусловлено их территориальным расположением. Возведение мусоросортировочного комплекса по утилизации твердых бытовых отходов и линии по переработке твердых бытовых отходов в Инте, заводов по переработке отходов в Усинске и Сыктывкаре включены в программу в соответствии с республиканским перечнем инвестиционных проектов и предложений.
Районными и городскими комитетами по охране окружающей среды выявляются стихийные свалки, образующиеся благодаря «усилиям» жителей и промышленных предприятий. Но местные власти не спешат устранять их. Дело часто доходит до судов. Недавно, например, прокурор Сыктывдинского района направил в районный суд исковые заявления в отношении администраций шести сельских поселений, не разработавших меры по обращению с ртутьсодержащими отходами. Это прецедент? Или и в других муниципалитетах подобные решения выносились? Насколько действенным инструментом по соблюдению природоохранного законодательства является обращение в судебные органы?
Работа по принуждению в судебном порядке администраций городов и районов организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, в том числе по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, ведется не первый год. По сведениям, имеющимся у министерства, только в этом году Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой подано 23 иска в отношении администраций органов местного самоуправления, обязывающих их ликвидировать несанкционированные свалки, и большинство из них удовлетворены.
Но существуют проблемы с исполнением судебных решений из-за недостаточности финансовых возможностей муниципалитетов. К примеру, по этой причине администрацией Сыктывкара до настоящего времени не исполнено судебное решение по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов вдоль автомобильной дороги Верхняя Максаковка - Веселовка, вынесенное еще в августе 2011 года.
Однако есть и положительные примеры. В частности, администрацией Воркуты совместно с местным комитетом по охране природы за текущий год было организовано обследование всей территории муниципалитета, проведена инвентаризация мест несанкционированного размещения отходов. В настоящее время администрацией города организован аукцион, и по его результатам будет определен исполнитель, с которым планируется заключить контракт на проведение работ по ликвидации стихийных свалок.
Ольга Сажина
Фото «БНКоми»
Комментарии