Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Пятница, 26 Октябрь 2012, 13:24 1731 1

Министр природных ресурсов Коми Юрий Лисин: «Просто построить полигон — этого уже мало»

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми дал интервью газете «Республика», в котором рассказал, насколько успешно выполняется определенный правительством план действий по реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми на 2012-2016 годы».

 

Юрий Владимирович, насколько мне известно, на программу из республиканского бюджета выделено свыше 888 миллионов рублей. С Вашей точки зрения, это много или мало?

Сумма вроде бы и внушительная. Но для сравнения приведу несколько цифр. Установка комплекса по сортировке и переработке отходов в Хельсинки, который мы с коллегами недавно смотрели, стоит около 60 миллионов евро, или около двух миллиардов рублей. У нас же на всю программу выделено 888 миллионов рублей. Если разделить на 20 муниципальных образований, а потом еще разделить на пять лет, то, конечно, получается мало. Но, с другой стороны, на реализацию республиканской программы по воспроизводству минерально-сырьевой базы, рассчитанной на три года, выделен всего 21 миллион рублей. Это та сумма, которая запланирована на проведение всей геологической разведки в Коми. Вот и почувствуйте разницу.

На этот год в рамках республиканской программы запланированы мероприятия в девяти муниципальных образованиях. Во всех ли районах они реализуются по плану?

В некоторых муниципальных образованиях наметились проблемы. Хотелось бы, чтобы на местах поставленные задачи решали более оперативно и детально. Республиканская программа реализуется на условиях софинансирования: 80 процентов - из республиканского бюджета, 20 процентов - это средства местных бюджетов. Причем одним из обязательных условий предоставления субсидий является наличие собственной муниципальной программы по обращению с отходами по аналогии с мероприятиями республиканской программы. На данный момент, по заверениям руководителей администраций муниципалитетов, средства, выделяемые из республиканского бюджета, в этом году будут освоены в полном объеме с выполнением всех запланированных мероприятий.

Чем обусловлена нерасторопность некоторых муниципалитетов?

Я полагаю, обусловлено это недостаточным количеством специалистов в данной области. Под эгидой министерства прошло уже несколько обучающих семинаров, в том числе и юридического плана. Под председательством первого заместителя министра Сергея Гераймовича регулярно проводятся совещания, разъяснительные беседы с представителями муниципалитетов. Сложно еще и потому, что в программе заложен совершенно новый подход для решения проблемных вопросов в этой области. И затруднения прежде всего возникают в понимании организации процесса в целом. Просто построить полигоны и организовать пункты приема отходов - этого уже мало. Необходимо создавать инфраструктуру для раздельного сбора отходов и управлять этими потоками.

В тех муниципалитетах, в которых отозвались на поставленные задачи, чувствуется, что уже есть польза. Там, где проигнорировали, - ход событий, конечно, оставляет желать лучшего. Ориентироваться следует на Корткеросский район. Администрация отнеслась к делу со всей ответственностью. Неспокойный там и руководитель нашего комитета по охране окружающей среды. Он местным властям покою не дает, теребит их непрестанно.

По этой причине Корткеросский район и был выбран как место для реализации пилотного проекта по раздельному сбору мусора?

Этот район всегда был самым активным. Но кроме него раздельный сбор мусора будет вводиться еще в Прилузском, Койгородском и Усть-Куломском районах. Кое-что ими уже сделано. Так, например, на территории Прилузского района осуществляется сбор ртутьсодержащих отходов у населения силами глав сельских поселений, собранные отходы направляются на обезвреживание за пределы республики - в Кировскую область. На территории Койгородского района уже налажены сбор и транспортировка ртутных ламп, люминесцентных трубок, отработанных и бракованных ламп. Занимается этим ООО «Жилфонд».

Насколько я понимаю, сейчас важнее минимизировать вредное воздействие, нежели наладить переработку отходов?

Тут, конечно, нельзя ставить вопрос, что важнее. Система обращения с отходами должна охватывать все этапы: сбор, транспортировку, размещение, использование, обезвреживание и переработку Но пока самый насущный вопрос для муниципальных образований - убрать стихийные свалки. Посмотрите, на краю каждой деревни по нескольку свалок. Правда, я вот был в Вуктыльском районе, в селе Дутово, и был приятно удивлен. Небольшое вроде село, но там сумели наладить сбор мусора. В определенное время ездит по населенному пункту трактор с прицепом, рядом идут два работника, собирают и забрасывают в прицеп выставленные около дворовых территорий целлофановые пакеты с мусором. В селе - идеальная чистота. А в соседний поселок Лемтыбож приехали - там кругом мусор валяется, все шумят и деньги просят, жалуются, что им никто не помогает. Конечно, Дутово стоит немного особняком. Там находится газокомпрессорная станция, и соответственно контингент в селе отличается. Но не в последнюю очередь во всем этом просматривается заслуга председателя совета. Беспокойная такая женщина, в клубе организовала массу кружков и для детей, и для взрослых. Хочу сказать, что все от людей зависит. Самое главное - организация.

Не менее важно начать строительство полигонов, отвечающих требованиям законодательства. Если будут построены полигоны, то потом уж можно возле них и перерабатывающие заводы ставить. Для начала хотя бы обзавестись небольшими передвижными комплексами. Я видел такие в Швеции. Мини-комплекс представляет собой этакую большегрузную фуру. Машина, подогнавшая этот прицеп, уезжает, а фуру оставляют где-нибудь возле полигона на краю деревни. Подключили к ней электричество, и в течение двух недель этот маленький мусороперерабатывающий завод перерабатывает накопившиеся отходы. Со всем этим хозяйством управляются два работника, которые, кстати, живут в этой же фуре. Для них там специально оборудована маленькая жилая комнатка. Через две недели фуру перетаскивают к другому населенному пункту.

Почему бы и нам таким комплексом не обзавестись? В программе упоминается о неких мобильных комплексах.

Такой комплекс стоит порядка двух миллионов евро. Сами понимаете, что сумма для частного предпринимателя неподъемная. Но, может быть, все же кто-то из них и решится его приобрести. В программе закупка таких комплексов не заложена - мы сначала должны какие-то стационарные точки наладить. Мобильные установки - это пока только наше благое пожелание.

Предприниматели не горят желанием заняться мусорным бизнесом.

Я уже говорил, сколько стоит мусороперерабатывающий завод в Хельсинки. Для наших предпринимателей такие суммы немыслимы.

Но дело даже ведь не только и не столько в желании или нежелании предпринимателей заниматься мусорным бизнесом. Меня до глубины души поразило то, что я увидел на мусорной станции в Финляндии. Там целая система утилизации бывших в употреблении вещей, огромный комплекс со множеством линий. Представьте, идет конвейер с мусором, и эта куча сортируется -деревяшки в одну сторону, бумага - в другую, тряпки - в третью. Установлены даже магниты, которые вылавливают из этой кучи монеты. Причем бумагу и тряпки сразу отбирают для использования в качестве топлива для генератора, на котором и работает эта линия. За счет отходов вырабатывается также тепло на заводе. Это очень большая территория, где все потом пакуется и перерабатывается. Из электробытовых приборов, к примеру, цветмет выпаривается. Так вот, самое поразительное заключается в том, что подъезжают к заводу легковые машины с прицепами, груженные старыми диванами, кроватями, холодильниками, телевизорами... И частник, который все это привез, должен еще и заплатить за то, чтобы у него приняли эти старые вещи.

У нас ведь все по-другому. К примеру, в 2004 году в Санкт-Петербурге проводили эксперимент по раздельному сбору мусора, поставили контейнеры - одни под пищевые отходы, другие под бумагу и пластик, третий под металл. Посчитали, что в Санкт-Петербурге более сознательный народ проживает. Но и там это не прижилось. Ломали контейнеры, но самое главное, что люди не хотели у себя дома держать по три пакета для отходов.

Наиболее радикально настроенные экологи предлагают запретить вывозить на свалку отходы, которые являются вторичными ресурсами, если где-то поблизости есть пункты по их сбору и переработке. Поддерживаете ли такую точку зрения?

Для повышения экономической ответственности предприятий и граждан, наверное, целесообразно поэтапно вводить запреты на размещение отходов, являющихся вторичными ресурсами и по которым в республике имеются мощности по их переработке с учетом транспортной доступности.

Можно ли перечислить населенные пункты, в которых будут построены новые полигоны?

В Воркуте, Инте, Усинске, Сосногорске, Емве, Печоре, в поселках Сыня и Каджером Печорского района, в райцентрах Ижемского, Койгородского, Корткеросского, Прилузского, Усть-Куломского, Усть-Цилемского, Сысольского районов. В Усть-Вымском районе под полигон был выбран не райцентр, а Жешарт, в Княжпогостском - Синдор. В Корткеросском и Прилузском районах помимо райцентров полигоны будут построены еще в других населенных пунктах - в Сторожевске и Летке соответственно. Близ Сыктывкара полигон появится в местечке Мандач.

По какому принципу выбирали места под строительство мусороперерабатывающих комплексов? Насколько я знаю, помимо Сыктывкара появление таковых запланировано еще в Инте и в Усинске.

Строительство этих объектов не обусловлено их территориальным расположением. Возведение мусоросортировочного комплекса по утилизации твердых бытовых отходов и линии по переработке твердых бытовых отходов в Инте, заводов по переработке отходов в Усинске и Сыктывкаре включены в программу в соответствии с республиканским перечнем инвестиционных проектов и предложений.

Районными и городскими комитетами по охране окружающей среды выявляются стихийные свалки, образующиеся благодаря «усилиям» жителей и промышленных предприятий. Но местные власти не спешат устранять их. Дело часто доходит до судов. Недавно, например, прокурор Сыктывдинского района направил в районный суд исковые заявления в отношении администраций шести сельских поселений, не разработавших меры по обращению с ртутьсодержащими отходами. Это прецедент? Или и в других муниципалитетах подобные решения выносились? Насколько действенным инструментом по соблюдению природоохранного законодательства является обращение в судебные органы?

Работа по принуждению в судебном порядке администраций городов и районов организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, в том числе по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, ведется не первый год. По сведениям, имеющимся у министерства, только в этом году Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой подано 23 иска в отношении администраций органов местного самоуправления, обязывающих их ликвидировать несанкционированные свалки, и большинство из них удовлетворены.

Но существуют проблемы с исполнением судебных решений из-за недостаточности финансовых возможностей муниципалитетов. К примеру, по этой причине администрацией Сыктывкара до настоящего времени не исполнено судебное решение по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов вдоль автомобильной дороги Верхняя Максаковка - Веселовка, вынесенное еще в августе 2011 года.

Однако есть и положительные примеры. В частности, администрацией Воркуты совместно с местным комитетом по охране природы за текущий год было организовано обследование всей территории муниципалитета, проведена инвентаризация мест несанкционированного размещения отходов. В настоящее время администрацией города организован аукцион, и по его результатам будет определен исполнитель, с которым планируется заключить контракт на проведение работ по ликвидации стихийных свалок.

Ольга Сажина

Фото «БНКоми»

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Октябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Реклама


Реклама

Яндекс.Метрика Счетчик тИЦ и PR Разработка сайта — Ditarget