Смена руководства Сыктывкарского госуниверситета, создание нового университетского комплекса, закон об образовании, новые подходы и новые идеи, перспективы высшего образования в России – эти вопросы задавали исполняющей обязанности ректора СыктГУ Марине Истиховской студенты и сотрудники вуза.
Куда катится высшее образование в России? И от кого зависит качество выпускников вузов, не считая самих студентов? (Алексей Огородников)
В нашей стране сейчас идет реформа высшего образования. Отношение к ней, безусловно, неоднозначное. Но с тем, что необходимость модернизации назрела, согласны большинство преподавателей и студентов. Мы можем соглашаться или не соглашаться с тем, каким образом идет реформа. Но главная задача - выпуск квалифицированных специалистов, востребованных в отраслях экономики и социальной сферы, - должна решаться в первую очередь.
Безусловно, вузы обязаны предлагать современные качественные образовательные программы с учетом потребностей экономики. Но и от самих студентов многое зависит. В нашем университете есть талантливые студенты, которые занимаются научной работой, стажируются за границей, во время учебы проходят практику на предприятиях, которые впоследствии становятся их работодателями. И со стороны преподавателей очевидно стремление дать качественные знания. Поэтому качество подготовки выпускников зависит от всех участников образовательного процесса.
Где легче работать – здесь или в Госсовете? (Ванесса)
Если вы ждете от меня обстоятельного ответа на этот вопрос, то нам надо встречаться и несколько часов обсуждать специфику работы законодательного органа власти и управления вузом. Для меня критерии оценки работы – не легкость или трудность. Трудности только закаляют и дают необходимый опыт. Считаю, что работа, прежде всего, должна быть интересной. И мой личный критерий оценки работы – насколько я смогу помочь людям работать и жить лучше. Именно от этого зависит моя удовлетворенность результатами работы.
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, с какой целью вы стали ректором нашего университета? Какие мотивы движут вами? Будете ли вы продолжать политическую карьеру, и зачем вам вообще мы, да и вся наша республика? (Константин Лысенко)
Я приняла предложение стать ректором в сложный для высшей школы период. Я выпускница нашего университета, и, поверьте, переживаю за его судьбу. Моя цель – развитие университета, создание престижного образовательного и научного центра по многоуровневой подготовке специалистов.
Если говорить о мотивах, то основных два. Первый – вывести высшее профессиональное образование в республике на новый уровень. Считаю, что тот потенциал, который есть у профессорско-преподавательского состава, позволит это сделать. Нам вместе необходимо выработать стратегию развития.
И второй мотив - с тех пор как я защитила кандидатскую диссертацию и стала преподавать, мне стала интересна работа в высшем учебном заведении, новые образовательные технологии, новые подходы к развитию высшей школы. Да и просто нравится преподавать, общаться со студентами.
Что касается политической карьеры – я остаюсь депутатом Государственного Совета Республики Коми, вошла в состав комитета по бюджету, налогам и экономической политике. Есть обязательства перед теми людьми, которые поддержали мою кандидатуру на выборах. Университету также важно иметь своего представителя в законодательном органе власти.
Какое направление работы университета - учебное или научное - кажется Вам более важным, и на каком из них Вы намерены сделать акцент в период «исполнения обязанностей» ректора? (Максим Канов)
В вашем вопросе я вижу подтекст в части «исполнения обязанностей». Хотела бы пояснить, что в этот период я уделяю внимание обоим направлениям, так как они неотделимы друг от друга, и этим университет отличается от других высших учебных заведений.
Когда начнется процесс выборов ректора, коллектив даст свою оценку моим начинаниям и выразит свое мнение по поводу подтверждения моих полномочий. Я очень рассчитываю на эту поддержку. Потом мы вместе с коллегами будем определять ключевые направления научно-исследовательской и инновационной деятельности, необходимые для дальнейшего развития.
Как Вы намерены преодолеть активное противодействие ученого совета КГПИ, отразившееся в его открытом письме Главе республики, идее образования единого университетского комплекса? (Максим Канов)
Я очень рада, что коллеги из Коми государственного педагогического института приняли решение о конструктивной совместной работе по созданию университетского комплекса. Сейчас, в процессе обсуждения в рамках недавно созданной рабочей группы, мы пытаемся снять все противоречия и согласовать наши позиции. Ведь задачи мы понимаем одинаково.
Как Вы относитесь к прозвучавшему 17 ноября и вызвавшему широкий общественный резонанс заявлению министра образования России Дмитрия Ливанова о том, что «преподаватели вузов с окладом 20-30 тысяч рублей - педагоги невысокого уровня»? (Максим Канов)
В словах министра я услышала главное – его позицию о необходимости существенного повышения уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Труд преподавателей должен оплачиваться достойно. Думаю, что с этим согласятся абсолютно все.
Марина Дмитриевна, если СыктГУ неэффективный и КГПИ неэффективный, что даст их слияние? Слышала, что в КГПИ разрабатывают какую-то антикризисную программу. А у нас? (Светлана Сопова)
Не считаю СыктГУ и КГПИ неэффективными, мы просто попали в «красную зону». Наша задача – работать над улучшением показателей, что сейчас и происходит.
Что касается объединения – на базе Сыктывкарского университета и Коми пединститута будет создан новый университетский комплекс. У наших вузов – огромный потенциал, это касается и профессорско-преподавательского состава, и научных школ, и студентов. Объединив наши ресурсы, мы сможем вывести высшее образование в республике на новый уровень и готовить востребованных специалистов. Была создана рабочая группа. Ее сопредседателями стали я и Михаил Дмитриевич Китайгородский, а в состав вошли проректоры обоих вузов. Наша задача – выработать концепцию объединения, учесть при этом позиции и пожелания всех сторон. Эта концепция, с одной стороны, определит стратегию развития университета, и в то же время станет нашей антикризисной программой.
Марина Дмитриевна, вы в первую неделю своей работы побывали во всех институтах и факультетах. Какие из них показались вам наиболее продвинутыми? Только честно. (Ольга Рочева)
Абсолютно все институты и факультеты произвели хорошее впечатление. А с точки зрения «продвинутости» - это смотря как рассуждать. Например, можно ли назвать «продвинутым» уникальный фонд рукописной книги? А ведь это особая «изюминка» нашего университета, то, чем мы можем гордиться. Такая «изюминка» есть на каждой кафедре.
Первый вопрос – студенческий: планируется ли хоть немного увеличить размер стипендии? Второй - так как являюсь не только студентом, но и работаю на полставки в университете в качестве ассистента, планируется ли пересмотр размера зарплаты? Так как он не соответствует реалиям времени. (Терентьева Наталья).
Да, академическая и социальная стипендии небольшие. Их минимальный размер устанавливается на федеральном уровне, и мы можем увеличивать его лишь в пределах стипендиального фонда. При этом дополнительные федеральные ассигнования позволяют выплачивать повышенные стипендии студентам, имеющим достижения в учебной, научной, общественной и культурной деятельности, спорте. Например, даже первокурсники, имеющие успехи в научно-исследовательской деятельности, могут получать 9 тысяч рублей. Максимальный размер превышает 18 тысяч. Это сопоставимо с зарплатой начинающего специалиста. И такая система распределения стипендий работает на вас – вы получаете дополнительные навыки, опыт научной и общественной работы.
Согласна с вами в том, что уровень зарплаты не отвечает реалиям времени. Безусловно, необходимо менять подходы к оплате труда. Сейчас по моему поручению проводится анализ системы оплаты труда, структуры университета. По его итогам будут приняты решения. Не хотела бы обещать сразу золотых гор, так как все повышения должны быть подкреплены нашими доходами. Это, конечно, процесс не быстрый, но изменения будут в любом случае.
Почему студенты, обучающиеся платно (на контрактной основе), не получают стипендий? Ведь студенты не работают, учатся на дневном, учебу оплачивают их родители, у многих неполная семья, и мамы берут кредиты, чтобы оплатить учебу своего сына или дочери. Есть студенты – инвалиды 3 группы, которые обучаются платно, - почему им не положено даже социальной стипендии? (Наталья Захариева)
Выплаты академических и социальных стипендий производятся на основании положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов и аспирантов ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет». Государственная академическая стипендия назначается студентам, обучающимся на «отлично», «хорошо» и «отлично» и на «хорошо», при условии сдачи всех экзаменов и зачетов в установленный для них период экзаменационной сессии. Социальная стипендия в обязательном порядке назначается студентам из числа детей-сирот, и детей оставшихся без родителей; инвалидам I и II группы; пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС; инвалидам и ветеранам боевых действий. При наличии свободных бюджетных средств ежемесячно назначается социальная стипендия студентам, имеющим статус «малоимущий», при предоставлении соответствующих документов.
Выплаты стипендий производятся из средств федерально бюджета. Мы не имеем права выплачивать стипендии студентам-контрактникам, это будет нецелевое использование средств.
Попробуйте подумать о переводе на бюджетное место (при условии хорошей учебы и если такое место появится).
Здравствуйте, а почему университет не дает студентам место в общежитии? (Илья Неустроев)
Проблема с общежитиями в нашем университете действительно существует. Сейчас более 100 студентов проживают в общежитии педколледжа №2, 36 человек не имеют места. Статья 105 Жилищного кодекса определяет, что места в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Когда общежития строились, нормативы были другими. Поэтому возникла проблема с местами. Для нас ее решение – одна из основных задач.
Зарплаты в университете, по-моему, смешные. Собираетесь ли Вы их повысить, и если да, то когда? (Татьяна Самойлова) Для преподавателей университета разработана система получения стимулирующих выплат. Будет ли разработан механизм (критерии) распределения стимулирующих выплат для сотрудников университета? (Коданева Виктория Валерьевна)
Безусловно, необходимо менять подходы к оплате труда. Сейчас по моему поручению проводится анализ системы оплаты труда, структуры университета. По его итогам будут приняты решения, так как любые расходы должны быть подтверждены доходами. Это, конечно, процесс не быстрый, но изменения будут в любом случае.
А вы будете у нас преподавать, и если да, то на каком факультете? (Иванов Иван)
Буду преподавать на юридическом факультете. Скорее всего, в следующем учебном году.
Что бы вы пожелали студентам на Новый год? Какие советы вы можете дать первокурсникам перед грядущей сессией? (Александр Архипов)
Я желаю всем студентам хорошо встретить Новый год, подготовиться к сессии и успешно ее сдать. Первокурсникам хотела бы напомнить одну старую истину – сначала вы работаете на зачетку, а потом она – на вас. Поэтому, хоть и трудно, нужно приложить максимум усилий. От оценок, кстати, и стипендия зависит. А всем студентам хотела бы пожелать оптимизма и веры в собственные силы.
Марина Дмитриевна, а как вы встречали новый год, когда были студенткой? Неужели жили в общаге? Изменились ли наши общаги с тех пор? (Ирина Демина)
Новый год мы встречали так же, как и студенты всех времен и народов – весело. Да, я жила в общежитии экономического факультета по улице Димитрова. Общежития изменились, причем в лучшую сторону. Раньше не было жестких нормативов, и первокурсники, например, жили по четыре-пять человек в комнате. Только к четвертому-пятому курсу можно было заслужить такую привилегию, как «двушка». Сейчас условия лучше, но и мест не хватает. Надо работать над этим вопросом.
Интервью подготовила пресс-служба СыктГУ
Фото с сайта www.syktsu.ru
Комментарии