Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Четверг, 28 Июнь 2007, 08:00 952 1

Будущее Ухтинского государственного технического университета — за инновациями, уверен ректор вуза Николай Цхадая

В следующем году Ухтинский государственный университет отметит пятидесятилетие. История вуза началась с создания ухтинского Учебно-консультационного пункта на базе Московского института нефтехимической и газовой промышленности имени И.М.Губкина. Сегодня университет – один из крупнейших в стране многопрофильных технических вузов. Он прошел огромный путь становления, и обретение статуса самостоятельного института в 1967 году было одной из важнейших вех на этом пути. Сегодня вуз - один из символов Ухты. О настоящем и будущем УГТУ в интервью агентству «КомиОнлайн» рассказал профессор, ректор вуза Николай Цхадая.

Николай Денисович, отечественная система образования сегодня переживает переломный момент в своем развитии. Как путь модернизации отражается на УГТУ? Каким вы видите будущее вуза?

Стратегия университета базируется на трех китах: качество, инновации, комплекс. Инновациям в России сегодня уделяется особое внимание, и я считаю, что инновационный подход — это и плод, и ведущий фактор реализации фундаментального принципа университетского образования, который заключается в единстве образования, воспитания, науки и производства. УГТУ «обрастает» инновационным окружением. Мы стремимся найти экономически эффективное воплощение любому своему интеллектуальному продукту. Однако наш главный продукт — это знания, умения и навыки нашего выпускника. Это в широком смысле образование, которое помимо профессиональной компетентности подразумевает развитие всех базовых способностей человека: интеллектуальных, творческих, нравственных, физических. Исследовав образовательный и научный потенциал, мы разработали свой инновационный проект, с которым уже выходили на общероссийские конкурсы.

Расскажите подробнее о содержании инновационного проекта

Проект предусматривает освоение огромных ресурсов высоковязких нефтей, которые, безусловно, можно отнести к ряду наиболее актуальных задач экономики. Суммарные ресурсы высоковязких нефтей и битумов в России, по некоторым оценкам, могут достигать 30 миллиардов тонн, а мировые запасы таких углеводородов оцениваются в 1 триллион тонн и значительно превышают запасы легких нефтей. В УГТУ по этому направлению созданы три научно-педагогические школы: в области бурения и разработки залежей аномальных углеводородов, а также безопасности связанных с ними технологических процессов. Исходя из этого, родился инновационный образовательный проект «Программа подготовки кадров для освоения высоковязких нефтей и битумов».

Приоритетность УГТУ в реализации разработанной здесь программы обусловлена тем, что Ярегское месторождение аномально вязкой нефти, расположенное в 20 километрах от Ухты, разрабатывается с применением уникального термошахтного метода. Это единственное месторождение в мире, где непосредственно в нефтяном пласте сооружены десятки километров горных выработок и пробурены тысячи скважин, различным образом ориентированных в пласте: от вертикальных до горизонтальных и пологовосходящих. Таким образом, Ярегские нефтяные шахты могут быть уникальной учебно-производственной лабораторией, где можно в естественных условиях изучать особенности геологического строения нефтяных пластов, механизм нефтеизвлечения, отрабатывать с минимальными затратами различные технологии бурения и крепления скважин, а также методы добычи высоковязких нефтей.

Говоря о перспективах развития вуза, вы упомянули понятие «комплекс». Как идет формирование университетского комплекса в Ухте?

Прообраз университетского комплекса на базе УГТУ сформирован уже достаточно давно. Собственно вузовскую основу комплекса составляет симбиоз традиционной для отечественной высшей школы формы подготовки специалиста с двухуровневой формой: бакалавриат, магистратура. Институт повышения квалификации в составе университета осуществляет все формы дополнительного профессионального образования. Аспирантура готовит специалистов высшей научной квалификации, а кандидатский и докторский советы венчают этот процесс. В составе формирующегося комплекса функционируют семь факультетов, ведущих подготовку по очной форме обучения: нефтегазопромысловый, архитектурно-строительный, информационных технологий, геологоразведочный, лесотехнический, экономики и управления, гуманитарного образования, а также институт физической культуры, спорта и туризма. Кроме того — факультет безотрывного обучения, центр дистанционного обучения, центр обучения рабочим профессиям, технический колледж, факультет довузовской подготовки. Открыты три филиала УГТУ: Воркутинский, Сыктывкарский и Усинский. Под эгидой университета действуют технический лицей имени Г.В. Рассохина, начальная школа «Росток». В соответствии с соглашением о сотрудничестве с университетом тесно взаимодействуют ухтинская школа-интернат № 1 и Центр детского и юношеского творчества.

Научно-техническая библиотека УГТУ — одна из крупнейших библиотек Республики Коми. В составе университета действует крупный информационно-вычислительный центр. Международная деятельность идет по двум основным направлениям: реализация образовательных программ с углубленным изучением иностранного языка и сотрудничество с зарубежными вузами. Университет сотрудничает с учебными заведениями Канады (технологические институты в Эдмонтоне и в Калгари), Германии (Фрайбургская горная академия), Нидерландов (Высшая школа в Гронингене), Франции (Высшая экономическая школа в Реймсе), Великобритании, Ирландии, Венгрии, США. В УГТУ реализуется ряд социальных программ, направленных на развитие человеческого потенциала. Действует современный, хорошо оборудованный санаторий-профилакторий, один из крупнейших в российской системе высшего профессионального образования.

Как видите, наш вуз способен обеспечить множество образовательных траекторий, все категории обучающихся в университете обладают максимальными возможностями академической мобильности.

Какие учебные заведения Ухты можно считать потенциальными составляющими комплекса?

Мы предлагаем войти в состав комплекса Ухтинскому горно-нефтяному колледжу, Ухтинскому промышленно-экономическому лесному колледжу и профессиональному лицею № 30. Я уверен, что это сделает все объединившиеся структуры более эффективными, а их коллективы социально более защищенными.

Объединение — своего рода подтверждение вашего постулата «Ухта — университетский город»?

Да, причем в этой идее акцент делается не столько на удельном весе университета в городе, сколько на возможности особого — университетского — характера ухтинской жизни. Университет предлагает всему городу стать участником непрерывного образования, горизонт которого занимают высшие достижения науки, техники, культуры. А основную ткань такого процесса составляют множество форм и уровней образовательных программ. Мы стремимся к тому, чтобы любой ухтинец мог включиться в образовательный процесс, выбрав подходящую для себя программу. Эта идея конструктивно сочетается с установкой на продолжение интенсивного промышленного развития Ухты. Ведь быть университетским — это не значит не быть промышленным, социальным или информационным центром. Быть университетским — значит быть духовно вместительным настолько, чтобы в нем нашли возможность для свободного и гармоничного развития все начала и силы общественного бытия.

Каким образом сотрудничество с предприятиями и организациями вплетается в стратегию развития вуза?

Университет активно развивает научные, научно-производственные, учебно-методические связи с различными учреждениями: с вузами в рамках Содружества нефтегазовых вузов России, с Торгово-промышленной палатой Республики Коми, Коми республиканским отделением РАЕН, Западным Венгерским университетом, Международной ассоциацией строительных вузов, ОАО «Газпром», ОАО АК «Транснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ООО «Бургаз», ОАО «ВНИИгаз», ОАО «Печорнипинефть», ОАО «Севергеофизика», ОАО «Ухтанефтегазгеология».

Я хотел бы отметить, что в последние 6-7 лет в университете ежегодно открываются именные аудитории и лаборатории различных производственных предприятий. Хочется поблагодарить все компании, которые активно модернизируют университетский лабораторный фонд. Это «Северные магистральные нефтепроводы», «Севергазпром», «ЛУКОЙЛ-Коми», «Северная нефть», «Севербургаз», «Севергеофизика», «Коминефтегеофизика», «Геотех», «Усинскгеонефть».

Активно взаимодействуем и с учеными  — с председателем президиума Коми научного центра УрО РАН подписан договор о сотрудничестве.

Николай Денисович, какие требования вы как ректор вуза предъявляете современному выпускнику?

Конечно, образ выпускника-энциклопедиста, профессионала во всех областях знания, задействованных в инновационной цепочке, выглядит заманчиво. Но такая подготовка — удел немногих. Что требуется реально? Ответ очевиден: выпускник должен уметь стать эффективным участником инновационной цепочки в экономическом пространстве России в соответствии со своей специальностью. Базис заложен традициями отечественного образования. У нас всегда делался акцент на фундаментальной подготовке, что однозначно способствует активации творческого потенциала. Второе — это изучение передовых технологий по избранной специальности, что в настоящее время вузы могут делать только при тесном сотрудничестве с наиболее развитыми промышленными предприятиями. А вот третье — это овладение опытом коммуникации, профессионального сотрудничества со специалистами– партнерами по инновационной цепочке. Такой образ выпускника позволяет делать вывод о том, что инновационная парадигма должна настраивать и вузы, и общество в целом на культивирование ценности сотрудничества, социальной интеграции.

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Апрель 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Реклама


Реклама