Первый заместитель главы Коми Павел Орда встретился с представителями СМИ республики 26 июля. «КомиОнлайн» публикует ответы П.Орды на предварительные вопросы журналистов. Материал предоставлен пресс-службой администрации главы и правительства региона:
Поясните, пожалуйста, на какой стадии сейчас находится реализация «бокситового проекта» под Сосногорском?
Реализация проекта строительства Сосногорского глиноземного завода имеет хорошую динамику. В настоящее время Главгосэкспертизой России утверждены положительные заключения по проектной документации по строительству завода. Заключения Главгосэкспертизы России в составе всей исходно-разрешительной документации переданы в администрацию МО МР «Сосногорск» и МО «Княжпогосткий район» для оформления разрешений на строительство.
В течении первой половины этого года завершено строительство объектов комплекса питьевого водоснабжения для завода, строительство пионерных путей на ст. «Заводская» и подъездной путь со станции 1586 км. Северной железной дороги, смонтированы растворобетонный узел, корпуса АБК и столовой, построены склады для приема оборудования и грузов.
Начаты строительство сети производственного водоснабжения и аварийных производственных стоков, емкостей пожарных резервуаров, временных автодорог на площадке на период строительства завода, комплектация производственных объектов промышленным технологическим оборудованием (подписан контракт с фирмой «Outotec»на поставку двух печей производительностью 2640 тонн боксита в сутки, стоимостью 20 000 000 евро).
Есть ли будущее у интинских углей? Из-за дефицита газа и его дороговизны в том же Подмосковье планируется возрождение угольной отрасли. А что нам мешает?
В Интинском районе Печорского угольного бассейна распространены энергетические угли марки «Д», имеющие довольно низкое качество, обусловленное повышенным содержанием серы (до 3,5 процента), большим количеством золы (до 40 процентов) и низкой теплотворной способностью (4700 ккал./кг). Использование таких углей ограничено, в основном, небольшими ТЭЦ и жилищно-коммунальным сектором Северо-Западного и Центрального округов. С товарных рынков Уральского региона интинские угли вытеснены более качественными и дешевыми углями Кузнецкого бассейна. Сколь-нибудь значительный экспортный потенциал у интинских углей отсутствует.
Достаточно весомые перспективы реализации интинских углей прогнозируются в связи с реализацией Энергетической стратегии России (возрастанием доли угольной составляющей в энергетическом балансе России).
Кроме этого, представляет большой практический интерес развитие современных технологий по глубокой переработки углей с получением жидкого моторного топлива и большого спектра ценных продуктов.
Как бы вы прокомментировали сегодняшнюю ситуацию в компании «Интауголь»: что сейчас происходит на предприятии, сколько человек до конца года будут уволены, какие средства они получат, каковы текущие объемы добычи угля и соответствуют ли намеченным планах и т.д?
Реальную ситуацию в отношении ОАО «Интинская угольная компания» по состоянию на июль можно оценить как обнадеживающую. Со стороны уполномоченных органов осуществляются необходимые процессуальные действия по возвращении процесса смены собственника в правовое поле. Прошли собрания акционеров, принято решения о введении внешнего управления.
В компании продолжаются структурные преобразования. В ближайшее время прекратит свою работу шахта «Восточная». В связи с этим планируется высвобождение 933 работников. Все они получат причитающиеся им денежные выплаты и компенсации. В порядке и в сроки, определенные законодательством, планируется осуществить переселение работников шахты «Восточной» из районов Крайнего Севера. Соответствующие финансовые средства на их переселение предусмотрены в бюджете.
В этих условиях представляется оптимальной реализация программы ЗАО «Интауголь» со стабилизацией добычи угля в Интинском бассейне на уровне 3-4 млн. тонн в год.
Как в республике идет реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России»?
В 2006 году на территории Республики Коми введено в эксплуатацию 176,9 тыс. кв.м. жилья (113 процентов к аналогичному показателю 2005 году), в том числе индивидуальных жилых домов площадью 45,9 тыс. кв.м.
Прогнозируемый ввод жилья на территории республики в 2007 году — 195,0 тыс.кв.м. В январе-июне 2007 года на территории Коми за счет всех источников финансирования введено 32,254 тыс. кв. м жилья.
В 2006 году более доступным стало жилье для жителей республики, получивших государственную поддержку в виде субсидий на строительство или приобретение жилья по различным направлениям. Так, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» за 2006 год выплачены субсидии 81 молодой семье на общую сумму 17,450 млн.руб. Молодыми семьями приобретено 69 квартир (в том числе 4 квартиры — по ипотеке), 12 семей осуществляли индивидуальное строительство жилья.
В 2007 году Республика Коми принимает участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». В целях реализации данного направления предусмотрен объем финансирования из федерального бюджета в размере 5615,1 тыс. рублей. В республиканском бюджете Коми на 2007 год на эти цели предусмотрены средства в размере 30,977 тыс. рублей в рамках реализации ЦРП «Дом для молодой семьи», в местных бюджетах — 6698 тыс. рублей. В настоящее время в указанной подпрограмме намерены участвовать 18 муниципальных образований Республики Коми.
Из республиканского бюджета Коми в 2006 году выплачены субсидии на строительство или приобретение жилья в объеме 325,258 млн. рублей. Субсидии предоставлены гражданам, получившим жилые помещения в жилых домах по Сысольскому шоссе в Сыктывкаре и гражданам, проживавшим в ветхом и аварийном жилье. За 2006 год субсидии предоставлены 548 семьям.
В рамках мероприятий по повышению доступности жилья в республиканском бюджете Коми на 2007 год на выплату субсидий на строительство или приобретение жилья предусмотрено направить 240 млн. рублей. За счет местных бюджетов планируется направить на эти цели 14,5 млн.руб. Кроме того, в местном бюджете МОГО «Печора» предусмотрено 1,353 млн.руб на приобретение жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилье.
С целью повышения доступности жилья на селе в республике принята целевая республиканская программа «Развитие жилищного строительства в сельской местности» на 2006-2008 годы, одним из направлений которой предусмотрено предоставление гражданам, проживающим в сельской местности, субсидий на строительство (приобретение) жилья. В 2006 году по данному направлению предоставлены субсидии 125 семьям на общую сумму 14,833 млн. рублей.
Кроме того, одной из форм государственной поддержки населения при строительстве или приобретении ими жилья в республике является возмещение гражданам части процентной ставки по жилищным кредитам. В 2006 году на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам из бюджета Коми было перечислено 39,001 млн. рублей. В 2007 году работа по данному направлению продолжена. На эти цели в республиканском бюджете предусмотрено 37,678 млн. рублей. С начала 2007 года и по 20 июля т.г. на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам из республиканского бюджета Республики Коми было перечислено 28,178 млн. руб. Свое право на возмещение части затрат на уплату процентов по жилищным кредитам подтвердили 2 254 заемщика.
В 2006 году в республике активно велась работа по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством (в части обеспечения жильем военнослужащих, чернобыльцев, вынужденных переселенцев и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Данным категориям граждан выдано 243 сертификата. Кроме того, в 2006 году 358 семей — жителей городов Воркуты и Инты получили субсидии за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на строительство жилых помещений в г.Сыктывкаре на сумму 198,635 млн. рублей.
В целях стимулирования процесса переселения северян в республиканском бюджете Республики Коми в 2006 году были предусмотрены средства на компенсацию транспортных расходов переселяющихся семей. В 2006 году данную компенсацию в размере 7,917 млн.руб. получили 596 семей, переселившихся в более благоприятные по климатическим условиям регионы России. На реализацию указанного направления в республиканском бюджете Республики Коми запланировано на 2007 год — 25,245млн.руб.
Всего с начала 2007 г. направлены средства на выплату компенсации транспортных расходов 143 гражданам, на общую сумму 1721 тыс. руб.
Направление: «Обеспечение жильем ветеранов и инвалидов» Приложением 34 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2007 год» утверждено распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных федеральным законом «О ветеранах» и федеральным законом «О социальной поддержке инвалидов» в размере 48090,0 тыс. руб. По состоянию на 20 июля 2007 года произведены перечисления 12 гражданам данных категорий на сумму 4221,0 тыс. руб.
Кроме того, в республиканском бюджете на 2007 год предусмотрено 20 млн. рублей на обеспечение жильем участников и инвалидов ВОВ, вдов погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ. Планируется обеспечить жильем 25 семей. По состоянию на 20 июля 2007г. на эти цели выделено 8517,0 тыс. руб. для обеспечения жильем 10 семей.
Для создания условий по реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Республике Коми приняты муниципальные программы, которыми предусмотрены мероприятия по комплексной застройке территорий, предназначенных для размещения жилья, в том числе по их обеспечению коммунальной инфраструктурой. Наиболее активно решаются вопросы по комплексной застройке в городах Ухте и Сыктывкаре. В этих городах ведется подготовка земельных участков под застройку жилыми домами для проведения аукционов. В 2006 году проведено 2 аукциона. В городах Сыктывкаре и Ухте формируются земельные участки для проведения аукционов в 2007 году. Отобрано 5 участков в городе Сыктывкаре, два участка в городе Ухте.
В Республике Коми также ведется строительство малоэтажных микрорайонов. Разработан проект и ведется строительство коттеджного поселка «Сосновый берег» в Сыктывдинском районе. В 2007 году планируется ввести в эксплуатацию 3000 м2.
В г.Сыктывкаре выделены земельные участки и разработана проектная документация: комплекса из 135 малоэтажных жилых домов в местечках Чит и Кочпон. Застройщик ООО «Сана»; комплекса из 45 малоэтажных жилых домов по ул.Лесопарковая. Застройщик ООО «Динск».
В республике ведется строительство социального жилья. В 2006 году за счет средств республиканского бюджета введены в эксплуатацию 4 объекта общей площадью 7,931 тыс.кв.м.
Перечнем строек и объектов, подлежащих строительству в 2007 году за счет средств республиканского бюджета на строительство социального жилья предусмотрены лимиты капвложений в объеме 15,0 млн. руб., на расширение дома-интерната на 100 мест в с. Куниб Сысольского района.
Помимо госкапвложений муниципальным образованиям в 2007 году предусмотрены субсидии из республиканского бюджета на строительство социального жилья в объеме 11,0 млн.руб.
В рамках реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в 2006 году профинансировано 185,248 млн.рублей, в том числе 13,00 млн.рублей из федерального бюджета.
Заявка Республики Коми на участие в 2007 году в реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» не удовлетворена. В софинансировании за счет средств федерального бюджета по 2 объектам на сумму 29,534 млн.рублей республике отказано.
В бюджете Республики Коми на 2007 год по направлению «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» предусмотрены субсидии местным бюджетам из фонда муниципального развития Республики Коми в сумме 43,519 млн. рублей. По состоянию на 20.07.2007г. по данному направлению профинансировано из республиканского бюджета Республики Коми — 15,157 млн. рублей
А также в 2007 году за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотрены расходы на строительство газопроводов в рамках ВЦП «Газификация населенных пунктов РК на 2007-2009 годы (1 этап)» в размере 50000,0 тыс. рублей.
Развитие в республике двухуровневой системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования осуществляется посредством Регионального оператора ОАО «Коми ипотечная компания», представительства которого открыты на территории муниципальных образований Сыктывкара, Ухты, Сосногорска. В 2006 году открыты представительства в г.г. Усинске и Печоре.
В 2006 году в республике по Стандартам ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» всеми организациями выдано кредитов и займов на общую сумму 1 233,301 млн. рублей.
Итоги 2006 года, а также показатели объемов ипотечных кредитов и займов, выданных в январе-июне 2007 года — 816,4 млн. рублей, позволяют сделать вывод о том, что запланированные объемы ипотечного кредитования в республике в 2007 году будут достигнуты и система долгосрочного ипотечного кредитования на территории Республики Коми получит дальнейшее развитие.
Какие первые проекты Фонда инвестиционной поддержки РК? За счет чего предполагается увеличение его уставного капитала до 3 млрд. рублей? Когда конкретно заработает Фонд поддержки инвестиционных проектов? Сколько заявок и от кого уже имеется, какие проекты в списке приоритетов? На какие объемы поддержки могут рассчитывать претенденты?
Главной целью деятельности ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» является поддержка инвестиционных процессов, направленных на привлечение инвестиций в экономику Республики Коми, оказание помощи инвесторам в поиске объектов инвестирования и эффективном вложении капитала в эти объекты.
Фонд поддержки инвестиционных проектов уже начал работу и параллельно с выстраиванием своей организационной структуры выполняет уставные задачи и функции, важнейшими из которых является сбор, обработка и анализ инвестиционных проектов. В состав приоритетных направлений, которые в настоящее время рассматривает фонд, входят инвестиции в лесопереработку, представленные проектами по строительству завода по производству плит ОСП (ориентированно-стружечных плит) и завода деревянного домостроения, а также инвестиции в агропромышленный комплекс в части проекта поддержки перерабатывающих мощностей.
Объем инвестиционной поддержки в каждом конкретном случае зависит от параметров проекта, его эффективности и рентабельности и не ограничен рамками уставного капитала фонда, ввиду возможности привлечения фондом дополнительных заемных источников или финансирования крупного проекта в рамках консорциума инвесторов, одним из которых будет выступать фонд.
До конца года предполагается увеличить уставный капитал Фонда поддержки инвестиционных проектов республики за счет активов, принадлежащих Коми, включающих здания, нежилые помещения и пакеты акций, до 3 млрд. рублей.
Не скажется ли скандал по передаче помещений Ухтинского технического университета в пользу Фонда на имидже последнего?
По нашему мнению, сложившуюся ситуацию по передаче помещений Ухтинского государственного технического университета в пользу Фонда поддержки инвестиционных проектов Республики Коми нельзя расценивать как скандальную. На наш взгляд, имеет место некорректное восприятие университетом действий Фонда, направленных на повышение эффективности управления имущественными комплексами, переданными в его уставный капитал.
При этом следует отметить, что фонд не рассматривает возможность освобождения университетом используемых им зданий и предлагает заключить договоры аренды на соответствующие помещения на льготных условиях.
Муниципалитет Воркуты имеет огромные долги перед республиканским бюджетом, энергетиками и т.д. Есть ли у муниципальных властей города реальная программа реструктуризации долга и желание ее выполнять?
По состоянию на 01.06.2007 года задолженность бюджетных учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства Воркуты перед ОАО АЭК «Комиэнерго» и выделившимся из его состава обществами в части задолженности местного бюджета составляет 330,3 млн. рублей, из нее задолженность прошлых лет — 277,3 млн. рублей.
В соответствии с дополнительным графиком к «Соглашению о взаимодействии РАО «ЕЭС России» и Правительства Республики Коми по стабилизации поставок энергии и нормализации расчетов за энергию в 2002-2005 годах» задолженность потребителей Воркуты за тепловую и электрическую энергию перед ОАО «АЭК «Комиэнерго» реструктуризирована до 2010 года. На погашение реструктуризированной задолженности в республиканском бюджете Коми на этот год предусмотрены дотации бюджету МО ГО «Воркута» в сумме 46 444 тыс. рублей, по состоянию на 24.07.2007 года выделено 27 092 тыс. рублей.
Протоколом совещания по вопросу стабилизации теплоснабжения в Республике Коми, расчетов за полученную энергию и тарифного регулирования ОАО «АЭК «Комиэнерго», подписанным представителями правительства Республики Коми, РАО «ЕЭС России» и ОАО АЭК «Комиэнерго» 18.08.2005 года, определен порядок погашения образовавшейся задолженности местных бюджетов и предприятий жилищно-коммунального перед ОАО «АЭК «Комиэнерго», в соответствии с которым задолженность погашается с рассрочкой три года. На погашение этой задолженности в республиканском бюджете Республики Коми на 2007 год предусмотрены дотации бюджету МО ГО «Воркута» в сумме 139 347 тыс. рублей (по состоянию на 24.07.2007 г. выделено 78 964 тыс. рублей).
На настоящий момент муниципальное образование ГО «Воркута» имеет задолженность перед республиканским бюджетом Республики Коми по ранее полученным беспроцентным бюджетным ссудам в сумме 857,3 млн. руб. В соответствии с порядком, определенным Законом Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2006 год», указанная задолженность была по состоянию на 1 января 2006 года реструктуризирована (составляла 1055,3 млн. руб.). По условиям реструктуризации начиная с 2006 года в течение десяти лет предусмотрено уменьшение на 9 процентов ежегодно в декабре упомянутой задолженности в случае соблюдения графика погашения и условий, установленных указанным законом.
Учитывая значительный размер задолженности муниципалитета перед республиканским бюджетом по бюджетным ссудам ее погашение обеспечивается в том числе за счет дополнительной финансовой помощи из республиканского бюджета в форме дотаций на сбалансированность местного бюджета.
Вы возглавляли комиссию по ликвидации последствий аварии на шахте «Комсомольская». Если окончательные выводы по причинам инцидента уже сделаны, то какие? Каковы перспективы «безлюдной» выемки угля в Воркуте?
Горно-геологические условия отработки шахты «Комсомольской» являются очень сложными. Шахта относится к сверхкатегорийным по газу и газо-динамическим явлениям, ее глубина превышает 1200 м. Пока сделаны только предварительные выводы по выяснению причин аварии на шахте «Комсомольская». Однако и они свидетельствуют о том, что так назваемый «человеческий фактор» не является первопричиной аварии. Все средства контроля содержаний метана в шахте работали нормально, автоматические системы оповещения и отключения оборудования функционировали в штатном режиме. Произошедшее явление выброса метана носило, по-видимому, неконтролируемый природный характер.
Однако окончательные выводы по причинам аварии не сделаны, тат как не получены результаты судебно-медицинского исследования тел пострадавших. Кроме того экспертной комиссией поставлены дополнительные вопросы для исследования и подготовки ответов.
Что касается так называемой «безлюдной» выемки угля. В настоящее время на шахте «Северная»» внедряется струговая установка DBT в комплексе с механической крепью «Ostroj» для отработки пластов малой мощности (до 0,9 м). Предполагается минимальное участие подземного персонала при работе комплекса, которое сводится к подготовительным работам и дистанционному контролю за работой оборудования, то есть выемка угля осуществляется без постоянного присутствия людей в лаве. Этот опыт будет учтен при организации работ на шахтах Воркуты.
Как обстоят дела с разработкой Сереговского месторождения соли? Насколько известно, заинтересованность в разработке месторождения проявила австралийская компания. Достигнуты ли какие-то договоренности?
В IV квартале 2007 года управление по недропользованию по Республике Коми планирует провести аукцион на право разведки и последующей добычи соли на Сереговском месторождении. Тем более, что интерес к промышленному освоению проявляют многие отечественные и зарубежные компании.
В результате активной инвестиционной политики, осуществляемой правительством республики, сформировалась ситуация, благоприятная для создания в республике современного химического производства на базе местных ресурсов. Новые производства, развивающиеся в республике, требуют новых видов сырья. Так, выпуск глинозема на строящемся Сосногорском глиноземном заводе предполагает применение до 0,5 млн. тонн каустической соды в год, а производство двуокиси титана из руд Ярегского нефтетитанового месторождения предполагает использование большого количества хлора. И каустическая сода, и хлор могут быть произведены в республике из соли Сереговского месторождения.
Переселение северян. Разве можно в средней полосе России купить что-то приличное на жилищный сертификат в 700-800 тысяч рублей?
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам с указанием избранного ими региона вселения и размера жилищной субсидии. Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; социальной нормы площади жилья в размере 33 кв.м. общей площади жилья для одиноких граждан, 42 кв.м. общей площади жилья на семью из двух человек и, если семья состоит из трех и более человек, 18 кв.м. общей площади жилья на каждого члена семьи; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения, утвержденной для расчета субсидии минрегионом России; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Подбор жилья осуществляется в регионе вселения самими гражданами, с учетом возможностей семьи по использованию собственных средств при приобретении жилья (приобретение жилья большей или меньшей площадью, в крупных городах или районных центрах).
Как показывает анализ оплаченных сертификатов выпуска 2006 года, граждане, сумма предоставленной субсидии которым составляет 700- 800 тыс. рублей, без привлечения собственных средств (в пределах размера субсидии) приобретали жилье в 2007 году в Рыбинске Ярославской области, Слободском Кировской области, Воскресенске и Ногинске Московской области, Гусь-Хрустальном Владимирской области, Воронеже, Вологде, Вышнем Волочке Тверской области и других городах и районах России.
Исходя из оплаченных сертификатов можно сказать, что сумма доплат граждан за счет собственных средств от общей стоимости приобретаемого гражданами жилья составляет в среднем 6,65 процента.
В чем, на ваш взгляд, основные сложности в реализации программы переселения северян в ближайшие годы? Почему нельзя строить жилье для переселенцев в южных районах Коми, ведь многие хотели бы переехать?
Основные сложности в реализации программы переселения северян с использованием государственных жилищных сертификатов:
В ближайшие 3 года из Республики Коми с использованием сертификатов будут переселятся в основном инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В своем большинстве эти категории граждан не располагают большими суммами собственных средств на оплату разницы между стоимостью жилья и величиной субсидии. Утверждаемая минрегионом России средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, применяемая для расчетов размеров субсидии, ниже фактически действующей стоимости 1 кв. метра на рынке жилья в этих субъектах, что затрудняет приобретение жилья для указанной категории граждан. Это приводит к отказам граждан от получения сертификатов и возвращения уже полученных сертификатов.
Постановлением правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» предусмотрена ежегодная подача (в период с 1 января по 1 июля) гражданами-участниками подпрограммы заявлений на получение сертификатов выпуска следующего финансового года. Заявления подают как граждане, имеющие первоочередное право на получение сертификатов, а также те граждане, вопросы переселения которых реально могут быть решены только в течение нескольких десятилетий из-за большого количества состоящих на учете семей (переселяющиеся инвалиды, пенсионеры и работающие граждане). Ежегодная «перерегистрация», не гарантирующая получение сертификата в заявленный гражданином год, вызывает нарекания среди ожидающих государственной поддержки граждан, большинство из которых люди пожилого возраста, инвалиды.
В соответствии с федеральным законодательством, субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Учитывая, что вся территория Республики Коми относится к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностей, приобретение жилья с использованием федеральных субсидий в южных районах Республики Коми не допускается, жители южных районов республики наравне с жителями северных районов республики имеют право на их получение в целях переселения.
Переселение жителей северных городов и районов республики в южные районы Республики Коми осуществляется с использованием субсидий на строительство или приобретение жилья, выделяемых за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, в рамках реализации Законов Республики Коми от 5 апреля 2005 г. № 30-РЗ «О субсидиях на строительство или приобретение жилья» , от 4 июля 2007г. № 54-РЗ « О субсидиях на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и высвобождаемым при сокращении численности или штата работников организаций угольной промышленности в Республике Коми, в отношении которых в 2007 году возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве)».
Для получения республиканской субсидии гражданин должен состоять на соответствующем учете в администрации муниципального образования городского округа (муниципального района).
Дайте оценку дорожному строительству за это полугодие. Вуктыл-Ухта, Ухта-Сосногорск, Ухта-Ираель, Усинск-Нарьян-Мар, Кослан-Айкино…
С экономической точки зрения, успехи в дорожном строительстве — это производное от финансового внимания к потребностям отрасли и рационального использования направляемых в дорожное хозяйство ресурсов. Поэтому средства, предусмотренные республиканским бюджетом на дорожное строительство, направляются, в первую очередь, на главные объекты республиканской дорожной инфраструктуры.
Важнейшим приоритетом дорожного строительства остается автодорога Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар.
В этом году уже сдан в эксплуатацию 5-километровый пусковой комплекс на обходе города Ухты. Готовится к сдаче и в ближайшее время будет представлен приемочной комиссии участок протяженностью 7,8 км на отрезке Малая Пера — Ираель. Ведутся дорожно-строительные работы на участке Акись — Ошкурья — Усть-Уса. Большой объем работ выполняется на участке Чикшино-Березовка-Каменка. Здесь практически готов к сдаче мост через реку Марьель, продолжается строительство большого моста через реку Чикшина и моста через реку Ыджид — Каменка.
В интересах Республики Коми и Ненецкого автономного округа Архангельской области достроить автодорогу Сыктывкар — Нарьян-Мар на всем ее протяжении. В границах Республики Коми — суммарная протяженность «разрывов» между Ухтой и Печорой, Печорой и Усинском составляет порядка 200 км, в автономном округе — предстоит построить еще 80 км. От Усинска до границы в плане этого года только ремонтные работы. Правительство РК добились того, что на строительство данной автодороги в последние годы стали направляться средства федерального бюджета. О дальнейших перспективах автодороги Сыктывкар — Нарьян-Мар пойдет разговор и на предстоящей в этом году встрече с руководством Ненецкого автономного округа.
В числе озвученных в вопросе адресов дорожного строительства есть и автодорога Ухта — Вуктыл. Возникшие в этом году проблемы с движением автотранспорта, вызванные недостатком финансовых ресурсов для завершения работ, заставили искать выход из создавшегося положения. В итоге было принято техническое решение по устройству 15-сантиметрового щебеночного покрытия, которое позволит обеспечить в этом году круглогодичный проезд автотранспорта по реконструируемой автодороге Ухта — Вуктыл.
В двух словах о долгострое — автодороге Айкино-Кослан. Объект крайне непростой и дорогостоящий. Плановые работы, намеченные на этот год, будут, безусловно, выполнены, но строительство не закончится. Перед дорожниками поставлена целевая задача — открыть сквозное движение по новому направлению между Едвой и Междуреченском в 2008 году. Все предпосылки для достижения этой цели имеются.
Расскажите о программе и перспективах восстановления и развития дорожной сети в республике. Ваш взгляд на проблемы содержания федеральной автодороги «Вятка».
В республике имеется вся необходимая инфраструктура для продолжения строительства новых дорог, ремонта, реконструкции и содержания действующей автодорожной сети. Балансовая стоимость основных фондов Дорожного агентства превышает 25 млрд. рублей. Но, нас, по-прежнему, беспокоит тот факт, что только 86 процентов государственных автодорог, включая автодорогу «Вятка», имеют твердое покрытие. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования этой категории составляет в республике 13,1 км на 1тыс.кв. км или около 60 процентов от существующей потребности.
7 из 20-ти городов и районных центров не имеют автотранспортной связи по дорогам с твердым покрытием со столицей республики. 45 процентов сельских населенных пунктов не связаны дорогами такого качества с республиканской сетью автодорог общего пользования; 14 процентов всех государственных автомобильных дорог общего пользования — это грунтовые дороги. Почти каждый четвертый километр автодорог (23 процента) имеет гравийное или щебеночное покрытие.
Остро стоит проблема строительства мостов. Только около 60 процентов мостов являются капитальными. До сих пор на автомобильных дорогах общего пользования остаются паромные и ледовые переправы, наплавные мосты.
Высока доля автодорог периодического действия, общая протяженность которых (включая ведомственные и муниципальные) превышает 10 тыс. км. Более 2 тыс. км из них — это автозимники общего пользования.
Нужно открыто признать, что существующая сеть автомобильных дорог республики не соответствует растущим потребностям предприятий и населения, не обеспечивает устойчивой транспортной связи всех городов и районов республики с сетью республиканских автомобильных дорог, а также связи Республики Коми с соседними регионами.
Протяженность и техническое состояние республиканских автодорог требует значительных эксплуатационных затрат, расходов на ремонт дорожной сети. Именно на эти цели направляется основная доля средств, поступающих в бюджет от налогоплательщиков и иных сборов. Только на содержание автодорог, мостов и прочих дорожных сооружений по действующим нормативам требуется более 1,5 миллиарда рублей в год. Фактически выделяется менее половины.
Указанные болевые точки, характеризующие состояние республиканского дорожного хозяйства, и есть те самые «маячки», в направлении которых выстраивается вся дорожная политика.
Основной целью развития дорожного хозяйства мы видим создание республиканской сети автомобильных дорог общего пользования, способной обеспечить эффективное развитие экономики Республики Коми и способствовать росту мобильности населения. Приоритетными направлениями дорожного строительства в ближайшие годы и среднесрочную перспективу будут:
Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян — Мар;
Айкино-Кослан;
Ухта — Троицко-Печорск — Комсомольск — Якша;
Сыктывкар — Кудымкар — Пермь;
Все вышеназванные объекты учтены в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и предложены в проект федеральной программы модернизации и развития сети государственных автомобильных дорог до 2015 года.
Проблемы автодороги «Вятка» — это, с одной стороны, проблемы наших грузо- и пассажироперевозчиков, разбивающих технику, а с другой — проблемы Федерального дорожного агентства, как представителя собственника дороги.
Дорога строилась в 70-е годы под совершенно иные эксплуатационные нагрузки. За время пользования она настолько обветшала, что терпеть ее дальнейшее разрушение невозможно. Катастрофическое состояние автодороги подтвердил и руководитель Росавтодора О.В.Белозеров, который посетил республику 28 июня т.г. По его поручению уже разработана программа приведения автодороги «Вятка» в нормативное состояние с прицелом на ее реконструкцию и доведения до параметров автомобильной дороги 2-ой технической категории. То есть, в ближайшие годы мы вправе рассчитывать на реконструкцию «Вятки» не только в границах Республики Коми, но и на территории Кировской области.
Проекты строительства газоперерабатывающего завода в Инте и нефтеперерабатывающего в Усинске уже давно представлены общественности. Но если по усинскому, пусть и с опозданием, дата начала строительства вроде бы намечена на сентябрь, то по ГПЗ полная неопределенность. Планируется ли вообще его строить?
Комплекс по подготовке и переработке нефти и газа производительностью 1 млн. тонн сырой нефти в год предусматривается построить непосредственно на Западно-Сынатысском месторождении в Усинском районе. Продуктами переработки будут являться: сжиженные углеводородные газы, изобутановая фракция, прямогонный бензин, дизельное и арктическое топливо, мазут и отвечающие требованиям российских и европейских стандартов.
В настоящее время разработано технико-экономическое обоснование проекта. Приобретены сооружения I очереди ДНС, установка налива нефти, факельное хозяйство, которые будут участвовать в технологической схеме комплекса, выполнены инженерно-геодезические изыскания. Осуществлена стадия «проект», разработана «Декларация промышленной безопасности объекта» (разработанная документация направляется на экспертизу). Акты выбора земельных участков переданы на утверждение в администрацию. После окончания работ по проектированию стадии «рабочая документация» (ориентировочный срок окончания разработки III квартал 2007 г.) планируется приступить к строительству.
Газоперерабатывающий завод в Инте. Проектом планируется комплексная разработка малых газовых месторождений в Интинском районе (Кожимское и Интинское) и строительство газоперерабатывающего завода производственной мощность 500 млн. куб. метров в год.
В настоящее время в филиале ООО «ВНИИГАЗ» «СевернИПИгаз» направлено техническое задание на разработку технико-экономического обоснования обустройства газовых месторождений и переработки газа, которое планируется завершить к концу текущего года
В течение 2008 года предусматривается провести общественные слушания и начать разработку рабочего проекта.
Развитие крупных промышленных проектов невозможно без энергообеспечения, а тарифы на электроэнергию в республике не самые дешевые на Северо-Западе. Как предполагается решать эту проблему? Планируется ли увеличивать электрогенерирующие мощности под конкретный проект?
Уровень тарифов на электрическую энергию в Республике Коми обусловлен следующими факторами:
наличие перекрестного субсидирования между населением и прочими потребителями. В свете государственной политики, направленной на недопущение резкого роста тарифов естественных монополий для населения полная ликвидация существующего перекрестного субсидирования в ближайшие годы невозможна.
наличие на территории Республики Коми малоэффективных угольных электростанций (Воркутинская ТЭЦ-1, Воркутинская ТЭЦ-2, Интинская ТЭЦ). Стоимость производства электроэнергии на данных станциях очень высока, однако данные станции работают в так называемом «теплофикационном» режиме и параллельно с производством электроэнергии обеспечивают потребителей тепловой энергией. Таким образом, снижение выработки на указанных станциях невозможно, поскольку это приведет к невозможности обеспечения в полном объеме потребителей тепловой энергии.
Благоприятные условия для промышленных потребителей в плане стоимости потребляемой электроэнергии, а также обеспечения необходимых объемов, качества и надежности поставки электроэнергии, позволяют создать следующие мероприятия: реконструкция угольных электростанций, строительство новых генерирующих мощностей.
В настоящее время в проекте Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года запланировано строительство электростанции в районе Сыктывкара установленной мощностью 225МВт. с вводом в эксплуатацию в 2010 году.
Каковы свежие данные по притоку в Коми в этом году иностранных инвестиций (и прямых, и непрямых)? Предприятия каких стран сотрудничают с Коми, по каким направлениям. Если возможно, назовите примеры. Достаточно ли, на ваш взгляд, республике уже имеющихся иностранных инвесторов и что делается правительством для привлечения свежей финансовой «крови»?
На конец марта 2007 года накопленный организациями республики иностранный капитал составил 591,7 миллиона долларов США. С начала года в экономику республики было инвестировано 99,5 миллиона долларов США, это в 2,2 раза больше, чем за первый квартал 2006 года. Почти половина поступившего иностранного капитала приходилась на прямые инвестиции, доля прочих инвестиций, осуществляемые на возвратной основе (торговые кредиты, кредиты международных финансовых организаций и прочие), составила 49 процентов.
В январе-марте 2007 года преобладающий объем иностранных инвестиций приходился на Сосногорск (34 процента всех иностранных инвестиций в республику) и Ухту (33 процента).
Основные вложения осуществлялись в такие виды экономической деятельности как «Добыча сырой нефти и нефтяного (попутного) газа» (50 процентов всех иностранных инвестиций в республику), «Целлюлозно-бумажное производство» (25 процентов), «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» (16 процентов).
В республике зарегистрировано более 200 организаций с участием иностранного капитала. Основными странами — инвесторами были Великобритания и Австрия, доля которых в инвестициях составляла соответственно 27 и 25 процентов. Кроме Австрии и Великобритании, странами — инвесторами выступали Исландия, Китай, Кипр, Финляндия, Люксембург, Польша, Нидерланды, США, Франция.
Наиболее крупные проекты, осуществляемые с участием иностранных инвестиций:
Международная корпорация «Англо-Америкэн» — ОАО «Монди Бизнес Пейпа-Сыктывкарский ЛПК» — проекты по развитию целлюлозно-бумажного производства;
АО «Ваvex AG», АО «Goruno AG», компания «Maddison Associated Limited», компания «Motif Limited» — ООО «Енисей» — проекты по развитию нефтедобычи и нефтепереработки,
Австрийская компания «ТИЛЛИ Натурхольцплаттэн Продукционе-унд Хандельс-Гмбх» — ООО «Тилли Леспром Сыктывкар» — проект «Строительство нового лесопильного завода в Эжвинском районе г.Сыктывкара».
Немецкая фирма «Dilo» — ООО «Комитекс ЭКО», ОАО «Комитекс» — проект «Производство иглопробивного полотна» и др.
Несмотря на продолжающийся значительный рост иностранных инвестиций в последние годы, масштабы участия иностранных инвесторов в экономике Республики Коми могли бы быть более существенными. С этой целью Правительство Республики Коми активно продвигает инвестиционные проекты, предлагаемые для реализации на территории республики среди потенциальных отечественных и иностранных инвесторов. Среди наиболее крупных проектов, в которых ожидается участие иностранных инвесторов:
Строительство завода по производству целлюлозы в Удорском районе Республики Коми (стоимость проекта — свыше 24 млрд. рублей);
Строительство целлюлозно-картонного комбината в Троицко-Печорском районе (стоимость проекта — свыше 22 млрд. рублей).
Указанные проекты презентовались в рамках различных международных мероприятий (Дней России, Дней СЗФО, Дней Республики Коми и т.п.) в Китае, ФРГ, Австрии, Финляндии и в других странах. Кроме того, в настоящее время Правительством РК ведутся переговоры с потенциальными иностранными инвесторами об их участии в этих проектах. Имеются и иные менее масштабные проекты в сфере ЖКХ, природопользования, в горнорудной отрасли, ЛПК, по которым также ведутся переговоры с иностранными инвесторами.
Информация минпрома РК: по состоянию на 1 января 2007 г. общий объем накопленных иностранных инвестиций в экономику Республики Коми составил 552,4 млн. долларов США.
В 2007 году приток иностранных инвестиций продолжился: за январь — март текущего года в экономику поступило 99,5 млн. долларов США (за аналогичный период прошлого года — 44,6 млн. долларов — прирост составил 2,23 раза; в сравнении с первым кварталом 2005 г. прирост составил более чем в 5 раз).
Из общего количества инвестиций в январе — марте 2007 г. прямые инвестиции составили 49,5 млн. долларов (49,7%), прочие инвестиции — 48,8 млн. долларов (49%). Более половины прочих иностранных инвестиций это торговые кредиты 24,0 млн. долларов и прочие кредиты 23,2 млн. долларов. Объем портфельных инвестиций составил 1,4 млн. долларов. Портфельные инвестиции представляют собой вложения в долговые ценные бумаги.
По видам экономической деятельности иностранные инвестиции, поступившие в первом квартале 2007 г. распределяются следующим образом:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 49,8 млн. долларов;
обрабатывающие производства, производство целлюлозы, бумаги, картона, древесной массы — 25,3 млн. долларов;
лесозаготовки — 1,0 млн. долларов;
сбор, очистка и распределение воды — 0,5 млн. долларов;
электросвязь — 2,0 млн. долларов;
прочие виды услуг — 20,8 млн. долларов.
Основными инвесторами в течение I квартала 2007 г. (по объему инвестиций) являются:
Великобритания — 26,7 млн. долларов;
Австрия- 25,3 млн. долларов;
Франция- 18,3 млн. долларов;
Нидерланды- 15,9 млн. долларов;
Кипр — 5,9 млн. долларов;
Польша — 3,4 млн. долларов.
В качестве примера усиливающегося интереса иностранных компаний к экономике Республики Коми могут служить как широко-известные проекты (проект «Степ» ОАО «Монди-Бизнес Пейпа — Сыктывкараский ЛПК»), Троицко-Печорский целлюлозо-картонный комбинат, Удорский целлюлозный завод, «Белкомур»), так и отдельные проекты и предприятия. В качестве примера может служить факт того, что 24 июля 2007 года (по сообщениям информационных агентств) Нефтесервисная компания Halliburton (США) заключила соглашение с владельцами ООО «Бурсервис» (Усинск, Республика Коми) о покупке общества. Сумма сделки не раскрывается, однако следует подчеркнуть что компания Halliburton является одной из крупнейших в мире сервисных компаний в нефтяной и газовой промышленности, осуществляющая деятельность в 70 странах, в ее штате более 45 тыс. сотрудников. В 2006 году чистая прибыль Halliburton составила $2.3 млрд. За II квартал 2007 года доходы компании выросли на 20 процентов до $3,7 млрд., при этом прибыль компании выросла в два с половиной раза.
Комментарии