В Сыктывкаре 3 ноября в здании бывшей фабрики «Олень» открылся первый крытый скейт-парк. Как сообщили представители заведения, парка такого уровня в Коми еще не было, поэтому для посетителей-экстремалов вход сделали платным. Это должно было позволить хотя бы покрывать аренду помещения.
Между тем 17 декабря в группе «Скейт-парк «Адреналин Хаус» в соцсети «ВКонтакте» появилось сообщение, что у парка слишком малая посещаемость, денег не хватает, и он с его содержанием как никогда нуждается в поддержке посетителей. «КомиОнлайн» узнал у генерального директора «Адреналин Хаус» Дмитрия Лапшина, почему они решились использовать краудфандинг для спасения дела.
Говорить о нем как о панацее в нашем случае я не берусь, рассматривать нужно любые варианты, пока есть возможность. Можно было, например, организовать некоммерческий фонд, но я не стал к этому прибегать, потому что к фондам в России очень высокие требования. Нам больше подошла лайт-версия - краудфандинг. Именно его систему и пробуем сегодня.
Что касается краудфандинга как инструмента управления бизнесом у нас в Коми, то это может быть новым направлением. Но тут нужно четко знать основных потребителей «реализуемой продукции». Если это будет молодежь, как в нашем случае, то, скорее всего, такое предприятие с треском провалится. Если в качестве потребителя конечного продукта будут взрослые люди, то тут возможны варианты.
Похожую систему в бизнесе используют айтишники, которые пишут свободное программное обеспечение за счет своей клиентуры. Такой метод используют многие программисты страны.
Мы же решили прибегнуть к подобному методу из-за отсутствия других вариантов, а закрываться после чуть более месяца работы не хотелось бы. Если говорить честно, результат можно получить только один - покрытие основных расходов парка, как следствие - отсрочить закрытие экстрим-зоны. Но от людей пока что поддержки спонсорской - три копейки. Про открытый нами расчетный счет я вообще молчу - для большинства это что-то из области научной фантастики.
Про то, что финансирование за счет самих посетителей - нерентабельный ход, пока судить рано. Нужно попробовать, стать первопроходцем в данной области. Но, как я уже сказал, насчет этой системы есть большие сомнения.
В составлении нашего бизнес-плана по открытию парка серьезную роль сыграл опрос в соцсетях, мы хотели узнать отношения молодежи к данному спорту в городе и республике. Я лично просил всех участников отнестись к нему крайне серьезно, но картина на сегодня полностью противоречит результатам опроса. Люди кликали куда только можно, ни о чем не задумываясь. Мне даже кажется, что большинство до последнего представляли, что мы - херувимы президентские и что парк строим волонтерским подрядом с полным финансированием из государственной казны. В итоге в соцсетях все поддержали развитие спорта и появление парка, а в реальности его посещают не то количество людей, на которое мы рассчитывали. Конечно, я не думал, что нам придется прибегнуть к тому, что происходит сейчас, хотя пути к отступлению я просчитывал уже на самом раннем из этапов разработки проекта.
Стартовый бюджет был полмиллиона, в процессе работы он незначительно увеличился из-за непредвиденных ситуаций, без которых редко обходится какой-либо проект. Парк открылся в начале ноября, за тот месяц мы оплатили аренду и электроэнергию и ушли в ноль. С декабря, я считал, парк начнет набирать обороты за счет привлечения новой аудитории, но мы стали уходить в минус. И чем дальше - тем хуже. Я ломаю голову, с чем это может быть связано, общался со многими знакомыми, у которых есть успешный бинес (тот же Федор Овчинников) - недоумеваю не я один. Понять о нерентабельности бизнеса можно уже в первый месяц, но у нас такого не было, а началось спустя какое-то время. Обстановку мы не меняли, график работы тоже, я даже снизил цену за вход и добавил новые направления, создал школу обучения по основным направлениям, нашел людей, кто бы учил новичков. Видимо, это как-то связанно с неустоявшимся мировоззрением молодежи, резкими сменами настроения и прочим, иначе не могу объяснить неуспешность моей компании
Вот уже неделю в группе парка в соцсети висит пост с печальной новостью, где есть ссылка на группу спонсорской помощи. Люди абсолютно спокойно все восприняли, как будто все отлично. Лишь единицы мне написали и поинтересовались, выразили свое сожаление по этому поводу.
Людям был нужен парк для галочки, а при его расформировании ни у кого не будет никаких сожалений, никто не станет кусать локти и прочее. Как мне рассказали некоторые райдеры, у нас им скучно, холодно, но я не согласен с этими. Я делал, прежде всего, спортивную площадку, новый формат для города, для республики, я хотел дать новый толчок развитию экстрима у нас в Коми, который с далекого 1998-го пребывает в культурном упадке.
Это не очередное увеселительное заведение, которых уйма в городе. Для меня спорт и развлечение - компоненты абсолютно несовместимые. Если ты занимаешься экстремальными видами спорта - это уже само по себе развлекает, дает адреналин и все такое.
*** Краудфандинг - это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Суть краудфандинга очень проста: если у человека есть какой-то интересный проект, он может интересно описать его и привлечь внимание других людей, которые дадут деньги на его реализацию.
Комментарии