Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Вторник, 8 Апрель 2014, 08:01 1986 1

Следователь Ирина Кокошникова: «Современные технологии способствуют развитию мошенничества»

Это все очень удобно, все здорово, но онлайн-сервисами надо пользоваться аккуратно.

Жажда людей к легким деньгам неискоренима, любая возможность халявно получить деньги очень приветствуется нашими гражданами, чем и пользуются мошенники. Современные технологии, современные цифровые устройства очень хорошо этому способствуют. Все, что облегчает нашу жизнь, все, что предлагают мобильные операторы, провайдеры, банки, чтобы было мобильно и доступно, открывает лазейки мошенничествам.

Проблема в том, что мир развивается, внедряются новые технологии, но обычные люди не всегда к этому готовы. Наше сознание немного отстает от этого. А если учитывать, что мы – провинция, мошенникам обманывать еще проще. В центральных округах процент преступлений, совершенных мошенниками, не велик. У людей, живущих в больших городах, иной менталитет.

Сегодня получить доступ к персональным данным не составляет труда. Активные пользователи интернета, если постараются, могут быстро научиться получать доступ в ту или иную систему, те, кто хорошо разбирается в интернете, легко могут получить доступ к персональным данным.

Я не пользуюсь мобильным банком, принципиально не совершаю интернет-покупки, «не свечу» свою карточку в продуктовых магазинах. Откуда я знаю, кому уходит информация, кому принадлежит этот сервер?

Самые гадкие преступники, самые ужасные люди – это мошенники, которые наживаются на чувствах людей, на любви матерей к своим детям. Они последнее готовы забрать. Я расследовала такие дела, где мошенники представлялись сотрудниками какого-либо ведомства, сообщали о том, что близкий попал в ДТП, и человек отдавал последние пять тысяч рублей.

Мы расследуем те преступления, которые свершает мошенник из нашего региона. Слава богу, таких немного. А вот в отношении наших граждан преступники из других регионов совершают очень много преступлений. Они не сидит в одном городе и не обманывает людей из своего города, они работают в других регионах, довольно таки отдаленных.

Другое дело центральная Россия, средняя полоса - там ниже заработок, чем на Севере, там больше сельских поселений. Они в большей части и являются потерпевшими.

Опыт, как все это проворачивать, приходит в местах лишения свободы. А хитрости человеческой, как и наивности, вообще предела нет. Поэтому мошенничества будут всегда. Но получившие на зоне знания люди - это совершенно не далекие мошенники, они понаслушались, запомнили, вышли на свободу. Надо как-то жить, работы нет. Он пробует реализовать схему, которая написана у него на листочке. Это не он сам придумал, он заучивал схемы.

В подразделениях ГУФСИН по Коми с этим борется очень хорошо, а вот на территории других регионов нельзя сказать, что так. Поэтому людей сажают, и они перенимают междугородний опыт.

Был один интересный случай: ранее судимый мужчина, чтобы очисть свою историю, решил поменять паспорт, изменить там данные. Гражданский кодекс этого не запрещает. Он устроился на работу, там редко смотрят информацию о ранее выданных паспортах. Устроился и решил взять кредит. В банках тоже на это не обращают внимание, они заинтересованы побыстрее оформить кредит под большие проценты. Человеку одобрили кредит, он посидел-подумал и решил еще раз поменять паспорт. А потом взять еще один кредит. В УФМС это не запрещено. И так он набрал кредитов на сумму меньше 100 тысяч рублей, аккуратно брал. В полицию обратились банки. Дело уже направлено в суд, в УФМС также направлено письмо с просьбой более ответственно подходить к этой процедуре.

Львиная доля преступлений относится к операциям, совершаемым с помощью мобильного банка. Когда человек подключает себе мобильный банк, он привязывает его к sim-карте. Иногда сотрудники-операционисты совершают ошибку и путают номер телефона, получается, что мобильный банк подключают другому человеку, который может пользоваться чужим банком.

Когда пострадавшие приходят в полицию, они говорят: «Да я сам виноват. Мы слышали по телевизору». Человеческий авось не искореним. В большинстве случаев обманутые винят себя.

Но бывает, человек не понимает, что он делает, и даже не догадывается, что может стать жертвой собственных знакомых. Как пример - банк выдал карты студентам вуза. По условиям договора в список услуг вошел офердрафт – возможность перерасходовать средства, которые владелец карты должен вернуть в определенное время. Те, кто не понимает эту процедуру, становятся жертвами мошенников, которые могут найтись в своем же кругу общения. Те, кто понимает систему, просят карту попользоваться, например, сходить за сигаретами. Получив карту, они начинают совершать покупки и уходя в кредит на сумасшедшие суммы, для студентов из деревень просто неподъемные.

Чтобы решить эту проблему, нужно вести пропаганду в СМИ, в интернете, с помощью sms. Можно заключать договоры с сотовыми операторами и сообщать абонентам: «Никогда по телефону вам не переведут деньги, никогда не попросят провести финансовые операции». Я сама смотрю ТВ, читаю прессу, сижу в интернете – там нет полезной информации о том, как не стать жертвой мошенников. Если специально не зайти на сайты, специализирующие на этом.

Пропагандой должна заниматься целая структура, организованное сообщество экспертов, администрация города, представители силовых структур, банков – всем миром да решим эту проблему.

Подрастающему поколению можно читать лекции в школах, студентам можно преподавать какие-то правовые вещи, рассказывать. Почему бы следователю не пойти и не провести лекцию о цифровых устройствах, о том, что этим умело пользуются преступники? Рассказать истории из жизни?

Нужно ужесточать наказание, пересматривать законодательство, суммы пересматривать. Средняя тяжесть вреда, которую может нанести мошенник, – это ущерб на сумму в 250 тысяч рублей, наказывается сроком до пяти лет лишения свободы. 

Реклама
Реклама

Комментарии

Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама

Календарь

«Октябрь 2018»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Реклама


Реклама