Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Четверг, 1 ноября, 2007, 09:00 1645 0

«Северный» комитет — самый непопулярный в Госдуме, считает президент союза городов Заполярья Игорь Шпектор

С 17 по 19 октября проходил XXVII съезд союза городов Заполярья и Крайнего Севера. На одном их заседаний президентом союза был единогласно переизбран бывший мэр Воркуты Игорь Шпектор. О работе союза, перспективах развития северных территорий он рассказал в интервью корреспонденту агентства [Росбалт-Север](http://www.rosbaltnord.ru).

Игорь Леонидович, вы возглавляете Союз городов Заполярья и Крайнего Севера России с 1992 года. Какие важные вопросы были решены Союзом за эти годы?

Сейчас мы выпустили книгу, посвященную 15-летию Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России, в которой перечислены наиболее важные вопросы, связанные с Севером. Остановлюсь на некоторых из них. В 1992 году в стране не было наличных денег, жить было не на что, люди не могли выехать с Севера в отпуск и вывести для оздоровления своих детей. Нами была проведена работа, которая дала свои результаты.

Союз поднимал вопросы продовольственного обеспечения, сельского хозяйства, промышленности, обращал внимание на необходимость улучшения социальной обстановки, состояние которой в начале 90-х привело к колоссальному оттоку высококвалифицированных рабочих. И был проведен целый ряд преобразований, в частности налажена деятельность градообразующих предприятий.

Серьезным документом, в разработке которого мы принимали активное участие, стал закон «О государственных гарантия и компенсациях для жителей, проживающих в районах Заполярья и Крайнего Севера», подписанный Ельциным в 1993 году. Перечислять можно долго. Мы работали с Государственной Думой, участвовали в пленарных заседаниях Совета Федерации, и многое удавалось решить, в том числе благодаря поддержке депутатов. Могу сказать, что Союз на сегодня — это орган, к которому прислушиваются.

В последнее время много говорится о необходимости государственной поддержки северных территорий. Изменилось за минувшие годы отношение к этим регионам со стороны федерального центра?

С моей точки зрения, и с точки зрения моих коллег, изменения недостаточны. Прежде всего, понятие «Север» так и не узаконено принятием закона о районировании — это самый важный аспект. На Севере сегодня проживает огромное количество пенсионеров, и их число продолжает расти. Север стареет, а главный вопрос переселения решается крайне неудовлетворительно. Средств на эти цели стало выделяться больше, но их недостаточно для переселения огромного количества пенсионеров. Кроме того, Север, для того чтобы он жил, требует дотаций по многим отраслям, или, по крайней мере, уменьшения налогового бремени, что позволит оставить большее количество налогов здесь.

У людей, работающих на Севере, очень низкая зарплата. Сегодня средняя зарплата здесь ниже, чем в той же Москве или Санкт-Петербурге. Я не говорю о таких городах как Новый Уренгой или, к примеру, Салехард, где нефтегазовые предприятия позволяют держать среднюю зарплату на уровне 30 тыс. руб. — это очень хороший показатель. Но во многих других городах уровень заработка такой же, как в средней полосе России. Поэтому, политика в отношении Севера, конечно, требует коренных изменений.

В стране много внимания уделяется реализации приоритетных национальных проектов. Какова специфика их реализации в Заполярье и в районах Крайнего Севера?

Определенные позитивные подвижки в связи с реализацией нацпроектов появились — хотя бы в том, что больше средств стало выделяться на приобретение оборудования для школ, больниц. Вместе с тем есть спорные моменты, с которыми мы согласиться не можем. Например, лекарственное обеспечение — на Севере в силу его специфики много больных. Рассмотрением вопросов приобретения лекарственных средств занимаются региональные власти, что на мой взгляд совершенно неправильно. Я считаю, что эти вопросы должны решаться администрациями городов напрямую с производителями препаратов. Главный врач любого города или района знает гораздо лучше региональных чиновников сколько и каких препаратов ему требуется. А сейчас зачастую происходит так, что части лекарств не хватает, а часть остается невостребованной.

Другой пример — пожарная безопасность. Эти вопросы, на мой взгляд, должны быть выделены в отдельную программу, особенно в свете последних ЧП. В бюджете северных городов, впрочем, как и во многих других, нет средств для обеспечения пожарной безопасности тех же учебных или лечебных учреждений — на это требуются большие средства. Я считаю, что при реализации национальных проектов нужно больше считаться с местными руководителями, руководителями городов. Практически именно они отвечают на местах за жизнь города. Порой региональные власти не дают городам самостоятельно решать многие вопросы, не говоря уже о том, что не выделяется не эти цели необходимые средства.

Считаю, что центр должен перераспределить сферу ответственности и больше доверять руководителям городов. Считаю необходимым рассматривать субъектами Федерации расходную часть бюджета города, а не только утверждать доходную. Тогда появится ответственность и у субъекта за жизнь города и необходимость выделения дотаций. Думаю, что президентом России такое решение будет принято, тем более, что на этом настаивают все мэры российских городов, а не только Севера.

Нужен ли комитет по делам Севера?

Безусловно. Должен быть комитет или министерство, которое будет заниматься делами Севера. Сегодня люди, работающие в тех или иных министерствах, тянут одеяло на себя, в свою отрасль, а Север выпадает, в том числе и из-за незнания его специфики. Отсутствует протекционистская политика в отношении северных регионов. В свое время вопросы развития северных территорий рассматривались даже на заседаниях Совета безопасности. Сейчас, к сожалению, этим вопросам внимания не уделяется, и они решаются на уровне Совета Федерации Геннадием Олейником (председатель комитета по делам Севера и малочисленных народов — ред.) и Государственной Думы Валентиной Пивненко (председатель комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока — ред.). Но, к сожалению, нет правительственной организации, для создания которой нужна политическая воля президента.

С какими отраслями экономики связываете развитие северных регионов?

Я уже говорил, что нефтегазовая отрасль дает северным регионам большой материальный, финансовый, экономический потенциал, но надо смотреть на Север, не ориентируясь на нефтегазовые центры, т.к. остальные территории находятся в совершенно другом положении. И я настаиваю на том, что политика государства, поощряющая использование нефти и газа для котельных, различных тепловых станций — неправильная. Сжигание такого богатства как нефть в топках котельных и электростанций, равноценно сжиганию долларов. У нас есть запасы разведанного угля, которые в отличие от нефти и газа, рассчитаны на сотни лет. Поэтому города могут также хорошо развиваться, имея градообразующей отраслью угольную, а не нефтегазовую. Имеются и богатые рыбные запасы, запасы леса, баритов, бокситов, различных драгоценных металлов, которые также нужно активно осваивать.

Кроме того, я опять коснусь вопросов переселения пенсионеров. Эта категория граждан, проживая на севере, пользуется льготами на проезд, на коммунальные услуги, им предоставляется бесплатное лечение. Поэтому если мы переселим население, которое уже отработало свои годы на Севере и сохраним им северные пенсии, это будет экономически более выгодным, в том числе в масштабе государства, поскольку содержать пенсионера в средней полосе значительно выгоднее, чем в северных регионах. На Севе должно проживать то население, которое производит, а не то, которое потребляет.

Игорь Леонидович, какие планы на ближайшее будущее, какие проекты планируете реализовать?

Мы организовали серию конференций «Город заполярья — окружающая среда», сейчас мы намечаем провести подобную экологическую конференцию в одном из районов, приравненных к Крайнему Северу. Продолжим добиться принятия закона о районировании, в котором критериями при разграничении территорий была бы не только их отдаленность, но и дискомфортность проживания. И уже имеются конкретные разработки.

Требуют решения вопросы коммунального хозяйства, которое находится в жутком состоянии. Если в Москве идет снос так называемых «хрущевок», то на Севере их никто не сносит. А эти здания, рассчитанные на 25 лет, стоят по полвека, и ими никто не занимается. В крайне неудовлетворительном состоянии находятся инженерные коммуникации, 30% сетей требуют замены. Их аварийное состояние приводит к весьма тяжелым последствиям, вплоть до замораживания целых микрорайонов. Мы рассчитываем, что с приходом Дмитрия Козака (Министр регионального развития — ред.), ситуация измениться, и он вникнет в эту проблему. Сегодня на Севере уничтожены организации, занимающиеся фундаментами зданий. А за состоянием домов в Якутске, Мирном, Воркуте других городах, находящихся в условиях вечной мерзлоты, никто не ведет наблюдения и никто не дает рекомендации по правильному проектированию зданий. Все это нужно возвращать.

Отдельно стоит проблема оздоровления детей. Так, например Крым — прекрасное место для больных легочными заболеваниями, стал недосягаем, поскольку путевки заграницу не оплачиваются. Без оплаты остается санаторное лечение в Крыму. Порой приходится Крым подменять Кавказом или средней полосой, что не всегда дает желаемые результаты. И в принципе средств, выделяемых на оздоровление детей крайне недостаточно. Многие дети круглый год остаются в своих городах. При Союзе городов создан экспертный медицинский совет, в который вошли видные ученые, врачи-практики. В рекомендациях совета указано, что один раз в году необходимо оздоровлять жителей северных регионов и особенно детей.

Я считаю, что в обязательном порядке на Севере нужно вернуться к практике лечебно-трудовых профилакториев. За последние годы в северных регионах появилось большое количество лиц без определенного места жительства, которых можно привлекать к работам, и они нормально бы жили и получали лечение в этих учреждениях. Так что вопросов очень много.

Мы рассчитываем, что в новую Думу, в том числе и в комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока, придут работоспособные депутаты. К сожалению, парламентарии рвутся в такие комитеты, которые выгодны им самим, например международных отношений. Север — это самый непопулярный комитет в Госдуме. Мало кому хочется ехать в Магадан, Якутск, Воркуту, когда есть возможность по работе поехать в Испанию или Тайланд. Для нас очень важно, чтобы люди, выбранные от северных территорий, шли не в тот же международный комитет, а в комитет по Северу. Отмечу, что сегодня там достаточно сильный руководитель — Валентина Пивненко, которая, кстати, является и вице-президентом Союза городов.

Недаром есть фраза, что Россия прирастает Севером. Если Север будет жить нормально, то нормально будет функционировать страна.

Беседовал Илья Деминцев

*** Союза городов Заполярья и Крайнего Севера был учрежден в 1992 году советами и администрациями 14 северных городов. Основная цель и задача союза — содействовать стабилизации экономики севера, социального положения северян, сохранению уникальной природы, коренных народов, их культуры и традиционных ремесел. В настоящее время в состав союза входят 52 северных города и района.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Декабрь 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031


Реклама