Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.
Понедельник, 14 июля, 2008, 08:00 1428 1

Директор Сыктывкарского лесного института Валентина Жиделева: «Из пионеров — в лидеры лесного профессионального образования России»

Сыктывкарский лесной институт – один из ведущих технических вузов Коми, который превратился из обычного провинциального вуза в одного из лидеров лесного профессионального образования страны. Благодаря чему удалось достичь таких результатов в интервью агентству «КомиОнлайн» рассказала директор вуза профессор Валентина Жиделева.

Валентина Васильевна, больше года вы работаете в Сыктывкарском лесном институте, а с октября его возглавляете. Как бы Вы оценили прошедший год работы?

Этот год для лесного института был непростым. Во-первых, в октябре 2007 года произошло мое назначение на должность директора, а как известно, смена руководства всегда является волнительным моментом. Однако, я надеюсь, что коллектив института не почувствовал никаких потрясений в результате этих изменений. Прежний директор, профессор Николай Большаков очень много сделал для становления и развития института. Сегодня он по достоинству избран почетным президентом института. Безусловно, поддержка с его стороны полезна для обеспечения стабильности в деятельности вуза. У нас сложились очень хорошие деловые отношения с Николаем Михайловичем, что подтверждает целесообразность такого варианта использования опыта и авторитета руководителей вузов.

Еще одно важное событие, к которому мы тщательно готовились — это комплексная проверка СЛИ в марте 2008 года. Получилось так, что я, проработав всего пять месяцев в должности директора, отчитывалась за последние пять лет деятельности института. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что проверку эту мы прошли успешно и ее результатами довольны — мы подтвердили право деятельности на рынке образовательных услуг на следующие пять лет.

А как у вас складываются взаимоотношения со студентами? Насколько тесно вы работаете с ними?

Я очень люблю студентов, поэтому, наверное, и работаю в системе высшего образования уже свыше 30 лет. Всегда изначально стараюсь принять сторону студента, понять, чем он мотивирует тот или иной поступок, и только потом принимать решение. Мои помощники иногда даже упрекают меня в излишней, как они считают, опеке студентов. Но так меня воспитали мои учителя.

Как бы ни был загружен мой день — мои двери для студентов всегда открыты. Ни одну их просьбу я не оставлю без внимания. Считаю, что работа директора вуза должна строиться именно так. Студенты, в свою очередь, всегда приглашают меня на свои мероприятия, и, несмотря на свой загруженный график, стараюсь найти время для того, чтобы принять участие и поддержать их инициативы.

Расскажите, как в целом сегодня выглядит лесной институт на фоне других учебных заведений России?

Сыктывкарский лесной институт в системе лесных вузов страны очень авторитетен. Сегодня СЛИ по праву является одним из лидеров лесного профессионального образования России. Все, кто к нам приезжают, отмечают, что в России уже практически не осталось филиалов с такой сильной организацией учебного процесса и спектром специальностей, которые мы предлагаем.

Приоритетом в развитии нашего вуза должна стать инновационная основа его деятельности. Студент же в инновационном вузе — это студент, который имеет возможность участвовать в решении проблем вместе с преподавателями, как партнер. И мы ставим задачу не формального, а по-настоящему инновационного позиционирования, чтобы каждый студент действительно ощущал, что он учится в инновационном вузе. Это должно изменить всю технологию учебного процесса, в результате чего студенты будут иметь возможность принимать участие в решении проблем вуза. Уже с этого года мы ввели главную старосту СЛИ в ученый совет, и она наравне с другими членами совета принимает решения и отстаивает интересы студентов.

Институт сегодня не стоит на месте, мы постоянно движемся вперед. Так, совсем недавно группа преподавателей вернулась с семинара, который проходил в Санкт-Петербурге в рамках реализации международного Российско-Шведского проекта по развитию лесного комплекса. Мы черпнули очень много интересного и полезного не только для учебного процесса, но и для развития лесного комплекса в Коми. В рамках проекта в ноябре этого года мы будем проводить семинар в Сыктывкаре по развитию сети лесовозных дорог с участием шведских специалистов — сегодня это очень острая проблема для нашего региона.

Наш коллектив считает, что Сыктывкарский лесной институт должен еще более укрепить свои позиции как научно-образовательный центр, призванный способствовать развитию лесного комплекса региона. К нам может обратиться любой, кого волнуют проблемы развития этого сектора экономики.

Появляются ли новые подходы в обучении студентов?

Да, конечно. Например, этот год стал знаковым в части проведения порядка десяти мастер-классов с участием первых руководителей крупных предприятий республики. Это то, к чему призывает бывший президент России, а теперь премьер-министр Владимир Путин. Мастер-классы позволяют нашим студентам получать информацию непосредственно из уст лиц, принимающих решения по проблемам развития бизнеса.

Сейчас начинается «горячая» пора для абитуриентов. Много ли желающих поступать в ваш вуз? Какова динамика за последние годы?

Как известно, сегодня существует общероссийская демографическая проблема, и наша республика не является исключением. За пять месяцев года на 3,8 тысячи человек сократилась численность региона. Республика выпускает меньше школьников, а значит, меньше абитуриентов придет в вузы.

Что касается СЛИ, то пока, к счастью, с учетом поданных в наш вуз заявлений, мы этого не почувствовали, причем количество заявлений даже превысило аналогичный период прошлого года. По состоянию на 10 июля на дневное отделение в СЛИ подано свыше 3000 заявлений, на 237 бюджетных мест. И, что нас очень радует. В этом году вырос конкурс не на традиционные экономические, а на все инженерные специальности. Так, половина заявлений подано на лесотранспортный факультет при 106 бюджетных местах, а на факультет экономики и управления — 400.

А изменилось ли количество бюджетных мест в этом году?

Практически не изменилось. Однако не секрет, что в последние годы в институте наметилась тенденция по увеличению доли студентов, обучающихся в группах с полным возмещением затрат. Например, на факультете экономики и управления таких студентов уже больше половины, и в будущем можно предположить, что их количество будет только расти. Это объективная реакция на реформы высшей школы и требования рыночной экономики.

Поступает ли в лесной институт молодежь из других регионов России?

Да, к нам традиционно поступают абитуриенты из соседних регионов России: Архангельской, Кировской, Вологодской областей. Есть студенты и из центральной части России и даже из Якутии и с Дальнего Востока. В процентном соотношении их, конечно же, немного, но эта цифра достаточно стабильна. Поступают в наш вуз выпускники из ближнего зарубежья.

Изменились ли в этом году условия поступления в вуз? Появятся ли новые специальности?

Условия поступления в Сыктывкарский лесной институт в этом году остались прежними. Наши принципы — простота и универсализм: чтобы поступить на любую специальность, достаточно предоставить результаты ЕГЭ по математике и русскому языку.

Новых специальностей в этом году не появится, однако по некоторым организованы новые формы обучения. На факультете заочного обучения идет набор по специальностям «Информационные системы и технологии» и «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». На вечернем — по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Все эти специальности пользуются большим спросом.

Предусмотрены ли льготы для победителей олимпиад и медалистов?

Да, конечно. Это последний год, когда действует льгота для медалистов — им достаточно сдать на отлично математику, от второго экзамена они освобождаются. Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников принимаются без вступительных испытаний для обучения в лесном вузе по специальностям, соответствующим профилю олимпиады.

Предлагает ли сегодня институт довузовскую подготовку?

В институте в Центре дополнительного образования есть сектор довузовской подготовки. В этом году в центре работало семь довузовских групп — 160 человек прошли подготовку. Для тех, кто будет сдавать ЕГЭ на второй волне, а также поступать на вечернее и заочное отделения проводим такие курсы. Думаю, что такая подготовка полезна тем, кто уже давно окончил школу и сегодня старается получить высшее образование. А с учетом того, что с будущего года ЕГЭ перестает носить форму эксперимента, тем, кто пока еще не имеет высшего образования и хочет его получить, надо уже сейчас задуматься и готовиться к ЕГЭ.

Насколько сегодня востребованы выпускники лесного института? Следите ли вы за тем, как складывается их дальнейшая карьера?

В этом году мы выпустили 1115 человек, очень многим мы вручили красные дипломы. И очень радует, что, заканчивая институт, большинство ребят уже трудоустроены. Это и является оценкой нашей деятельности. Содействие в трудоустройстве — одна из важнейших составляющих работы вуза, так как мы в ответе за судьбу наших выпускников.

Я уже 20 лет занимаюсь проблемами развития рынка труда и могу подтвердить, что самая большая проблема государства — это когда оно не может обеспечить молодых граждан достойными местами сначала для обучения, а затем и рабочими. Если мы не будем все вместе заботиться об этом, уверяю Вас, ни одна проблема российской экономики решена не будет. Обеспечение занятости молодежи — одна из важнейших задач любого цивилизованного государства.

Валентина Васильевна, напоследок ваш прогноз и пожелания на будущий учебный год?

Этот год для системы высшего образования станет переходным. Как известно, с 1 сентября 2009 года повсеместно будет внедрена двухуровневая система подготовки, а значит, новый учебный год будет посвящен подготовке к этому переходу. Задачи стоят непростые, но меня успокаивает то, что нам понятны те решения, которые мы должны в течение года принять, чтобы очень плавно, без потерь и потрясений войти уже в новую образовательную парадигму.

В целом мы должны работать так, чтобы выпускники Сыктывкарского лесного института всегда были востребованы на нашем региональном рынке труда. Мне очень обидно, когда они после окончания института с легкостью находят работу в других регионах, особенно отличаются в этом плане Москва и Санкт-Петербург, которые как пылесос затягивают наших выпускников. Я считаю, что сложившаяся система образования в Коми удовлетворяет потребностям самых требовательных абитуриентов. И очень хочется надеяться на то, что к моменту окончания вуза каждому из них будет предоставлена работа в соответствии с полученной специальностью и достойно оплачиваемая. Это залог стабильного развития государства.

Реклама.
Реклама.

Комментарии

Реклама.
Реклама.
Реклама.
Реклама.

Календарь

«Март 2024»
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Реклама